"Мы очень нуждаемся в Вашей любви, внимании, доброжелательности", сказала организатор выставки «Цирк» в Русском музее . Не могу не откликнуться на ее слова.
В России Эрмитаж находится вне конкуренции по части коллекции иностранного искусства, но когда речь идет о русском национальном достоянии, то самое богатая коллекция находится отнюдь не там. В марте 1898 года, по распоряжению последнего русского царя Николая II открылся первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства, ныне известный как "Русский музей". 19 марта 2016 ему исполнилось 118 лет.
И если в Эрмитаж я вожу гостей, то сама для души хожу в Русский. Потому что там есть полотна, от которых я "ни глаз ни души оторвать не в силах".
Когда я узнала, что в Русском музее будет открыта новая выставка и на закрытом показе для прессы есть несколько вакансий для блогеров, - тут же отправила заявку... Заранее скажу, что я не претендую на высокое качество снимков, но надеюсь, что у меня получилось передать атмосферу праздника, царившую на открытии...
Там было много репортеров газет и телевиденья (я заметила ОРТ и Россию). Были модели в невероятных футуристических платьях и наши удивительные артисты: Юрий Гальцев, Олег Попов. Полное смешение жанров и стилей...
Но в конце-концов, - это же выставка о Цирке!
Вся выставка заняла не так много места: 5 залов в правом крыле корпуса Бенуа Михайловского дворца. Он выходит прямиком на набережную канала Грибоедова...
На входе были списки приглашенных, гардероб работал только на эту выставку, а ресторан вообще закрыли - там готовился банкет в честь открытия. На который я точно не собиралась идти, ведь у меня в разгаре был весенний пост детокс!:)
Охранник направил меня в нужные двери с суровой табличкой "зал зарыт на реэкспозицию"...
И сразу же при входе задела чей-то штатив...
Оказалось, что телевизионщики равномерно раскидали свои камеры по всему выставочному пространству, пользуясь отсутствием широких слоев населения:)
Смешались в кучу кони, люди... Вот, например, ведущая канала Россия делает репортаж вместе с приглашенными моделями на фоне белого слона...
К слову, как вам ее наряд? В русле последних модных тенденций: много джинсовой ткани, слоистость, брюки вместе с платьем... Ждите скоро во всех переулках страны:)
После съемок она успела обежать всю экспозицию несколько раз с небольшим черным рюкзачком за спиной. Видя такую непосредственность, я с трудом подавила инстинктивное желание подойти - пообщаться с интересным человеком:) Но решила, что на сегодня позора мне уже достаточно... Я ведь не удержалась от того, что бы сделать совместное селфи с Юрием Гальцевым, подойдя к нему с вопросом: "А Вы фотографируетесь с поклонницами?":)
После съемки все - и журналисты, и модели собирали разбросанные по полу бумажные цветы...
Ведь они были нужны для вручения первым посетителям выставки, которая открывалась примерно через час после пресс-показа.
Белые объемные костюмы от питерского художника Алёны Ковтун сами по себе были перфомансом, обращавшим на себя всеобщее внимание...
... вот известный цирковой артист в национальном костюме беседует с Юрием Гальцевым под прицелами камер ОРТ...
как Вам платье журналиста? Если присмотритесь - на нем изображены лица:)
Уже через час в этих залах будет не протолкнуться... Номерков в гардероб катастрофически не хватало, хотя число вешалок там больше тысячи. А стоимость билетов не самая демократичная: 450 рублей.
...где-то рядом директор музея при Большом Санкт-Петербургском цирке Шаина Екатерина Юрьевна рассказывает реальные факты об аквалангистах, участвовавших в представлении цирка то ли в начале этого века, то ли в конце прошлого...
Вот он - подводный цирк!
Мне было очень интересно! Я бегала по залам, пытаясь успеть везде и всюду)
Пару раз смотрители залов даже сделали замечание, от того что я слишком близко стою к картинам (спиной!:) Это они еще не видели как я ползаю на карачках в поисках ракурса...
Да, я не особо продвинутый фотограф, но старалась внести свою долю хаоса и поймать для вас лучшие кадры)
Что касается самой экспозиции, то кроме собственно картин - там были инсталляции, костюмы, декорации, афиши, одежда и вещи знаменитых цирковых артистов.
Экспонаты на выставку собирали полгода - их там более 400!
Начала проект одна из энтузиасток Санкт-петербургского союза художников, но смерть помешала ее планам и тогда собранный материал предложили Русскому Музею.
В подготовке выставки принимали участие Вячеслав Полунин ("Лицедеи"), центр фотографии братьев Люмьер предоставил фотографии, а частные коллекционеры - в том числе народный артист России Анатолий Сударчиков, художники Владимир Загоров, Иван Тарасюк и Михаил Шемякин - свои работы.
Многие из экспонатов раньше были в закрытых фондах музея цирка, так что это пожалуй их бенефис. И сразу на большой сцене!:)
Например, картина молодой художницы Анастасии Поташкиной "Канатаходец" произвела впечатление на многих, хотя выставляется впервые...
Найти информацию об Анастасии оказалось довольно трудно) Насколько я выяснила, ее основная специальность - художник по костюму и театральным декорациям.
Мне лично показался интересной зарисовка Бориса Кожина, запечатлевшего цирковые репетиции.
Он умер на войне в 43 году в 33 года. Но к тому времени уже состоялся как художник - график, мастер портрета. И на картине это несомненно видно.
Я субъективна - очень люблю жанровые сценки в изобразительном искусстве. Мне кажется, что рисовать движение - гораздо интересней статики... А уловить в движении характерные особенности человека - отдельный вид искусства:)
Еще я бы отметила "Арлекина" Ивана Пуни.
Это русско-французскоий художник из состоятельной семьи итальянских эмигрантов родился в 1894 году. Его отец был виолончелистом Мариинского театра и владельцем большого доходного дома в Питере. Сыну дали лушее художественное образование - у самого Ильи Репина... Потом он проучился еще в парижской Академии.
В начале 1920-х годов эмигрировал с русской женой (на фото выше) по льду Финского залива. Воспользовавшись греческим происхождением жены, - получили визу на въезд в Грецию, но поехали в Париж, где Пуни благополучно скончался в 1956-ом, до этого успев получить орден Почетного Легиона...
Во время жизни в иммиграции - принял участие во множестве групповых и провел 9 персональных выставок в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, Вене, Токио и Риме. Сегодня его произведения есть в крупнейших музеях мира, среди которых - ура - находится Третьяковская галерея и Русский музей, а так же Музей современного искусства в Нью-Йорке и галерея Тейт в Лондоне.
Как считала Кшесинская: "Из классиков можно вылепить все что угодно", подразумевая что классическое образование в балете позволяет танцевать в любом стиле. Перефразируя, - если ты учился у Репина, то можешь спокойно рисовать что угодно и как угодно:) Пуни рисовал в разных жанрах, но в его поздних работах есть какая-то печальная созерцательность, которая близка духу петербуржца)
Михаил Соколов "Наездница и Арлекин". тоже родился до революции, в 1885 года в Ярославле в семье ремесленника. Смог учиться на художника благодаря помощи одного ярославского купца. После Февральской революции назначен одним из руководителей балтийских моряков. Летом 1917 года из-за конфликта с Керенским вышел в отставку. Политикой более не занимался. Своей мастерской не имел, работал там, где жил - в десятиметровой комнате коммунальной квартиры на Арбате.
Удивительным образом его работы больше напоминали французских импрессионистов, а не русских классицистов. Был осужден за пропаганду и агитацию против советской власти. После 5 лет в исправительно-трудовых лагерей жил тихо, учителем рисования. Судимость с него сняли уже после смерти в 1958 году. Удивительно недооцененный художник.
После выставки я прошла в ресторан, который временно повысили до уровня концертного зала:) Лично я уловила мелодию из любимой арии "Мистера Х":
да я шут, я циркач, так что же... и еще несколько знакомых композиций на тему цирка...
После этого Олег Попов и организаторы выставки сказали несколько напутственных слов, которые я догадалась записать на диктофон и теперь могу процитировать в эпиграфе к этому посту:)
Когда посетители наконец направились на выставку, я вышла на канал Грибоедова, переместившись при этом - из одного культурного пространства в другое, под открытым небом...
"Мы живeм в старинной келье. У разлива вод.
Там весной кипит веселье и река поет. " (Блок, 1902 г)
спасибо сообществу блогеров
spbblog за мой необычный опыт.