Историческое расследование. Два брака в доме Виндзоров

Aug 30, 2012 19:34

Я человек дотошный и меня иногда - переглючивает, я могу долго искать и проверять информацию по какой-нибудь маленькой зацепке в тексте, вензеле на фронтоне задания или еще какой-тонибудь малозначительной детали:)


Вот недавно, я из маленького эпизода книги Александра Васильева - выявла историю двух королевских браков из дома правящей династии - Виндзоров. А так же - историю некоторых драгоценностей из сокровищницы британских монархов.
Говорят же, - что от смешного к великому один шаг.



Некоторое время назад я прочла выдержки из книги прекрасного историка моды - Александра Васильева "Красота в изгнании".
Книга на самом деле мне очень понравилась, но вот одна ошибка, а может - опечатка, стала причиной для получения углубленных познаний в истории английского королевского дома:)

Вот вызвавшая сомнение цитата из книги: "...Поль Пуаре также продолжал разрабатывать русскую тему и в 1920-е гг. В коллекциях этих лет, например, присутствуют головные уборы, совершенно явственно навеянные формой русского кокошника. Кокошники стали распространенным аксессуаром вечерних костюмов.

Стилизванный русский костюм часто выбирали себе эстрадные актрисы для выступлений. Успех русского стиля был настолько грандиозен, что даже английская королева Мэри выходила замуж в кокошнике и платье прямого покроя, т.к. эта тема "Царевна-лебедь" была очень актуальной..."

Конечно, меня не мог не заинтересовать такой необычный свадебный наряд английской королевы. Кокошник - на свадьбе! Это повод возгордиться - и засомневаться одновременно:)



Для начала я по запросу "королева Мэри и свадебное платье" (Queen Mary’s Wedding) нашла ее свадебный наряд. Ни о каком прямом покрое и уж тем более о кокошнике и речи нет.

Вот он:


Более того - рядом стояла дата ее замужества - 1983 год... При чем тут тогда 20е годы, про которые пишет Васильев? При чем тут прямой покрой и влияние русских мотивов? Где Крым, а где Рим...

Вот и повод чуть-чуть углубится в историю правящего дома Великобритании.



Королева-консорт Мэри (Queen Mary), носящая прозвище "Мэй" (так как родилась 26 Maя 1867 года) - была дочерью германского принца Франциска, герцога Текского, принадлежавшего к потомкам от морганатического брака герцога Вюртемберга с венгерской графиней Клодин Реди.

Сын, к слову, унаследовал исключительную красоту и неуравновешенный характер матери...



Мать будущей королевы, - принцесса Аделаида Кембриджская, была дочкой младшего сына короля Георга III (двоюродного брата королевы Виктории) и таким образом - членом королевской семьи. Ей по-идее не полагалось выходить замуж за потомка морганатического брака, тем более - тот был беден.



Но - принцессе было уже 32 года и она "засиделась". К тому же она была чрезвычайно склонна к полноте, что провоцировало множество шуток... Придворные вовсю шутили, что она телосложением - "напоминает большую подушечку для булавок". Невеста была на 4 года старше мужа, оба они были расточительны, при чем муж жил в основном за счет средств жены...

Королева одобрила этот брак, разрешив новобрачным проживать в тех самых просторных апартаментах Кенсингтонского дворца, где она родилась и где провела детство. Именно там появилась на свет принцесса Мэй - 26 мая 1867 г. Мать называла ее «мой Мэйфлауэр» (майский цветочек), - отсюда и укороченное "Мэй".



Принцесса Мэй никогда не считалась красавицей, однако обладала обширным образованием - особенно в языках. Хорошо владея английским, французским и немецким, она после бегства родителей (из-за безденежья) во Флоренцию - стала изучать итальянский и историю искусства, брать уроки пения и рисования, увлекалась ботаникой. Была гораздо более аккуратна и точна, чем ее родители. Но по отзывам многих - чрезвычайно застенчива.

В ней было слишком много королевской крови, чтобы выйти замуж за обычного английского джентльмена, и слишком мало, чтобы стать супругой королевской особы. Долгое время ей не находили партию....

В этом смысле принцессу Мэй можно сравнить с Золушкой, которой помогла щедрая крестная - правящая королева Виктория. В возрасте 24 лет она была обручена с ее внуком - принцем Альбертом Виктором, старшим сыном принца Уэльского, но через шесть недель после объявления о помолвке, он неожиданно умер от пневмонии.



В следующем году она обручилась со следующим из выживших братьев, - Джорджем, который впоследствии и стал королем George V. Такой выбор сделала королева Виктория, потому что увидела в Мэри потенциал королевы.

Маленькая ремарка: Джордж был двоюродным братом Николая II (Мамы Николая и Георга были сёстры, датские принцессы) и Николай второй присутствовал на той свадьбе. Они с Георгом были так похожи, что накануне свадьбы один из официальных должностных лиц при дворе, приняв Георга за Николая, попросил его не опаздывать на брачную церемонию...Позже он написал: "Мария восхитительна, она намного лучше, чем на фотографиях".



Итак, Мэй - будущая королева Мэри 6 июля 1893 года вышла замуж за наследника престола в королевской капелле Сент- Джеймс.
Брак оказался удачным. Джордж его собственному признанию, - "был не в состоянии выразить свои чувства легко", но они часто обменивались письмами и записками, в которых Джордж писал например:

- «...когда я делал тебе предложение, ты мне очень нравилась, но я не очень тебя любил, но уже тогда видел в тебе ту, которую смогу сильно полюбить, если только ты ответишь на мою любовь… Я пытался понять и узнать тебя и теперь с радостью могу сказать, что действительно люблю тебя, моя милая девочка, всем сердцем и просто принадлежу тебе… Я тебя обожаю, моя милая Мэй, и больше мне нечего сказать».

А она отвечала:

«Иногда я думаю, что сразу после свадьбы мы слишком мало были одни и не имели возможности узнать друг друга так хорошо, как это было бы возможно в ином случае; и это привело к множеству небольших стычек, которых вполне можно было избежать. Как ты знаешь, мы оба ужасно чувствительны и любое мало-мальски резкое слово сразу принимаем за оскорбление, и боюсь, что ни ты, ни я не склонны легко это забывать».
Тут она косвенно пеняет ему за невмешательство в отношения со своей свекровью - принцессой Уэльской (той самой Датской принцессой, которая была сестрой матери Николая второго). Отношения были ужасные, замешенные на ревности и высокомерии обеих к мужу и сыну соответственно...



Впрочем, когда - став вдовой королева Александра не захотела отдавать в пользование Мэри украшения короны, сын все же вмешался сын и Мэри получила украшения. Она очень любила красивые вещи и - как язвили некоторые - гораздо больше чем людей... Много времени проводила в ювелирных лавках, опять же - по отзывам - требуя в подарок для себя самые приглянувшиеся украшения.

Впрочем, Королева Мэри была очень экономна в быту. В поисках способов дополнительной экономии король всегда мог положиться на жену, ее привычку вникать во все хозяйственные детали, оставшуюся со времен ее небогатой юности. Не скупясь на маленькие подарки (вроде агатовой табакерки для посла или китайской нефритовой статуэтки для губернатора колонии, у которого только что сгорела вся коллекция), она неуклонно боролась со всеми проявлениями расточительства. Королева могла, например, спуститься в апартаменты принца Уэльского, чтобы посмотреть образец ткани, из которой тот собирался заказывать новые шторы, и заменить ее на вполне пригодную, но более дешевую; мало того, она не поленилась лично измерить окна, дабы доказать, что заказанных шести ярдов материи слишком много. Навещая в деревне леди Керзон, королева была чрезвычайно огорчена, когда ее машина сбила стоявшего на дороге ягненка. «И все-таки, - в утешение хозяйке практично сказала она, - вы можете его съесть». А приглашенный в Сандрингем проповедник был чрезвычайно удивлен, когда во время ленча получил от королевы половину груши.



Есть довольно известная история с ларцом покойной русской императрицы Марии Фёдоровны, который британцы выкрали после революции. Ларец сильно интересовал королеву Мэри, которая купила сокровища по очень заниженной цене у Ксении, дочери Марии Федоровны. Однако, официальные документы свидетельствуют, что король назначил сестре убитого царя, великой княгине Ксении, пенсию в 2400 фунтов и выделил ей в пользование Фрогмор-коттедж, а также установил ежегодное пособие в 10 тыс. фунтов для матери царя, императрицы Марии. Было ли это сделано как расчет за сокровища русской короны или нет, - остается загадкой. Однако, фактическим подтверждением сделки служит Владимирская тиара, которая сейчас находится - в личном владении Королевы Елизаветы II.





любовь к драгоценностям - похоже передалась и нынешней королеве Елизавете по наследству вместе с тиарой...



Кроме этой, в подвалы британской империи перекочевали и другие драгоценности дома Романовых:






Много слухов также сопровождало тиару "кокошник":


Однако, воможно эта тиара была заказана еще свекровью Мэри у своей сестры в России задолго до Революции. И доказательством этому может служить такая фотография - Королева-консорт Александра в этой тиаре-кокошнике:


То есть - Мэри на свадьбе в 1893 году могла теоретически быть в тиаре-кокошник в том случае, если ее свекровь дала бы ей ее поносить. И хотя вышеописанные отношения со свекровью были удрчающими - надо было проверить этот факт. Ее платье я показывала в само начале поста. А вот что было на голове?



Но нет - у нее на голове было нечто другое.



Мэри конечно одела бриллиантовую диадему, но это был свадебный подарок от королевы Виктории, а не Александры.

Тиара носила название в честь графства Суррей ("Surrey") и была разобрана на составные части в 1913/1914 годах. Большие бриллианты были использованы для тиары "Девушки Великобритании", а другие алмазы пошли для создания "Глостерской тиары с жимолостью".



Сама тиара конечно была похожа на кокошник, однако я сомневаюсь что королева Виктория попала под влияние русской эммиграции 1910-1920х годов. Тиара к тому времени уже давно была в коллекции драгоценностей королевы Виктории (которая их любила не меньше Мэри).



Но мы отошли от свадебной тематики. У нас имеется королева Мэри, ее свадьба и ее платье. Но нет никаких связующих нитей с описанной в тексте Васильева - свадьбой в "платье прямого покроя" и 20ми годами следующего столетия...

Тупик. Но - врагам не сдается наш гордый варяг - закопавшись в исторический материал по макушку и оттолкнувшись в новом поиске от даты свадьбы - 20е годы, я нашла свадебное платье невестки Мэри - будущей королевы Елизаветы 1, которая действительно вышла замуж в 20е годы.



Для справки: леди Елизавета Боуз-Лайон была супругой короля Великобритании Георга VI ("Берти") и матерью ныне правящей королевы Елизаветы II.

У нее действительно было - прямое платье из муара цвета слоновой кости. Его специально выкрасили - для того, чтобы она подходила фате.

А фата - сама фата - была заимствована как раз у королевы Мэри! Вот тут идет связка эпох, которая видимо в голове к г-на Васильева сплелась - в одно целое:) Ну перепутал человек две свадьбы и двух королев - мелочи. право слово:))

С принцем Елизавета познакомилась на балу 20 мая 1920 года. Принц Альберт был вторым в очереди на престол (второй сын королевы Мэри), но после неожиданного отречения брата стал королем. Старший брат - Эдуард - отрекся от престола в связи со свадьбой на миссис Симпсон (все наверняка помнят эту историю с американкой).



"Берти" же неоднократно добивался руки Елизаветы, и был так настойчив, что она согласилась. А началась их история с того, что в 1905 году дочь 14-го графа Стратморского (ей было 5 лет) - угостила 10-летнего Альберта засахаренными вишнями с торта. Вот так - становятся королевами;)

На самом деле - они сошлись горздо позже, во время бала, который устроил личный управляющий финансами короля. «На протяжении сорока с лишним лет, - писал об устроенном Фаркухаром лондонском бале лорд-гофмейстер лорд Сандхерст, - я никогда не видел лучшего приема - одни приятные люди, и все выглядели наилучшим образом».



23 апреля 1923 года состоялось венчание, и Элизабет - стала герцогиней Йоркской.



Свадебное платье - до сих пор храниться в Кларенс Хауз.



Итак, в 20е замуж выходила именно - Елизавета и да, у нее было необычное платье прямого покроя (возможно даже отражавшее в себе тему "Царевна-лебедь" как пишет Васильев).



Фата королевы Мэри, которую использовала Елизавета и взяла у своей свекрови - - была прикреплена к венку из мирта, белых роз и вереска.
Платье украшено серебряной тесьмой, а россыпь настоящих жемчужин и 1000 стразов на юбке и корсаже сделали его особенно неповторимым. По желанию невесты, длинный шлейф ее платья был украшен ноттингемским кружевом. Две нитки жемчуга были единственным украшением невесты.



И - никакого кокошника! Тут Александр явно выдал желаемое за действительное:)

Возможно, просматривая материалы - фотографии со свадьбы Елизаветы, он увидел что на общей фотографии есть дама в кокошнике. И эта дама - королева Мэри.



Queen Mary на свадьбе своего сына действительно была в головном уборе похожем на кокошник, - хотя это может быть и "тюрбаном" названо. Восточные мотивы в те года были тоже сильны...

Значит, подводя итоги этого забавного частного расследования, кокошник был не на невесте, невесту звали не Мэри, но в остальном - русская тема в 1910-е гг в Париже - действительно была очень популярна:) Правда, Васильев пишет про 1920-е и Лондон - но опять же - зачем придираться))

За 10 лет кое-что изменилось, но тенденции остались. И ему конечно виднее - откуда они пришли. Платки, шали и сарафаны, косоворотки к тому времени стали более аскетичны, новая мода была более короткой, прямолинейной. Что - мы видим - действительно было отражено в свадебном костюме его Высочества королевы английской Елизаветы...



это эскиз.



а такой торт был на свадьбе Елизаветы:)



Вот так, из маленького эпизода книги Александра Васильева - к длинной истории дома Виндзоров. Говорят же, - что от смешного к великому один шаг.

Как же интересны повороты судьбы этих двух жен-консортов! (простите мне такое вольное переименование титула "королева-консорт") Ведь и королева Мэри выходила за младшего сына в семье и Елизавета - тоже вышла замуж за второго по праву наследования.

"И второй - станет первым" - младшие братья в семье становились королями в следствие отречения или болезни старших... Вообще, с мальчиками в этом доме - было сложности.

У Королевы Мэри - было четверо сыновей вообще-то, но старший из них как известно - женился на американке и отказался царствовать, третий сын - страдал аутизмом и эпилепсией (от чего и умер в молодости), четвертый - разбился на самолете во время второй мировой войны. Кроме наследственных заболеваний, не стоит забывать о "благоприобретенных" - таких как тяжелое заболевание желудка - второго сына, Берти, ставшего Королем и выбравшим в жены Елизавету.

Дальше я углубляться не стану, но - наследственность еще ни кто не отменял. Сейчас у наследника Дома Виндзоров - Чарльза - опять два сына. Первейшим принципом английской наследственной монархии является ее выживание и смею надеяться, оба принца вовремя обеспечат Британию наследниками и не погибнут ни в какой военной переделке.

kings of the united kingdom, fashion, исторические расследования

Previous post Next post
Up