Все как-то сосредоточились на дрессировщике Запашным, который на встрече с Путиным призывал оградить Россию от Цирка дю Солей. А ведь на том мероприятии были и другие достойные внимания выступления на ту же тему. Вот, к примеру, что говорил Путину режиссер Андрей Кончаловский:
- Олдос Хаксли, английский философ, написал 40 лет назад, что Европа едет к пропасти на роллс-ройсе, а Россия - в трамвае. Сначала это выглядело как насмешка, а теперь это выглядит как, вообще, преимущество, потому что Россия в этом смысле от Европы отстаёт, слава богу. У нас уникальная в этом смысле культура, где театр имеет гораздо большее значение, чем в Европе. То есть у нас люди стоя аплодируют, у театральных подъездов стоят с конфетками. Мои итальянские коллеги часто, когда приезжают, не понимают, что такие зрители ещё есть.
Классическая музыка. Кто слушает классическую музыку на Западе? Такие серьёзные, финансово обеспеченные люди. У нас ещё есть эта потребность. У нас ещё читают. То есть, можно сказать, традиционное внимание к культуре у нас ещё настолько сильно, что нельзя этого потерять за интернетом, который лишает людей ориентиров. Всё изобилие в этом смысле не очень способствует развитию правильного представления об идеалах.
К сожалению, должен сказать о том, что у меня как у художника есть ощущение, что мне не хватает ориентира. Меня часто спрашивают: а вообще, что мы строим? Национальная идея в чём? Раньше, в дореволюционной России, была триада, потом был кодекс. И мне кажется, что необходимо, если уж есть Совет по культуре, вырабатывать - я без стыдливости скажу, что идеология необходима. Мне лично она необходима.
И ещё одно маленькое замечание, вернее, два. Я прожил в Америке десять лет. И должен вам сказать, что та цензура, которую я испытывал в Америке, несравнима с советской. Несравнима. Меня просили вырезать одно, другое, третье… Если бы я снимал фильм о войне, то Пентагон контролировал бы каждую сцену. Когда они говорят «нет», всё кончается.
Мало того, ни одна заграничная картина в Америке не выходит с дубляжом, это запрещено. Все зарубежные картины в Америке выходят только с субтитрами. Почему? Закрыли рынок, рынок закрыт для иностранных картин, потому что американцы читать не очень любят. И поэтому получается так, что мы открыты, сюда вваливается всё что хотите. Что ни говорите, свободный рынок - свободный, но это рынок не ценностей, это рынок идей, а не ценностей.
На мой взгляд, Франция, Китай и другие правильно делают, когда ограничивают возможность построить американского кинозрителя у нас. У нас американский кинозритель очень сильно развит. Я даже попросил, на своей последней картине написал, понимаете, надпись: «Пожалуйста, не приходите без попкорна». Я когда снимал американскую картину, мне продюсер говорил: «Погромче нельзя?». Я говорю: «Почему громче? Уже я глохну». Он говорит: «Они попкорны жуют». Понимаете?..
Потому что раньше, когда мы учились, у нас были ориентиры: Эйзенштейн, Пудовкин, с Тарковским мы смотрели Феллини, были имена, куда двигаться. Сегодня ориентир - Тарантино, завтра - Ларс фон Триер, послезавтра - другой. Молодые люди не знают, куда двигаться, плывут в океане: тут зажёгся маяк, там. И мне кажется, что абсолютно необходимо давать хотя бы наше представление о том, куда надо двигаться...
ОТСЮДА Просто удивительно, он ведь мой сосед, тоже в Тоскане живет... Как это - "оперу на Западе слушают финансово состоятельные люди"? Что за чушь? Я по вечерам гуляю с собакой, а летом окна открыты, и я слышу, кто что смотрит. И очень часто люди по вечерам семьями смотрят оперу. И как раз из окон скорее не очень состоятельных людей доносится опера, симфоническая музыка. Или этот миф о русских людях как наиболее читающих. Нигде я не видел столько читающих книги - именно книги - как в нью-йоркском метро, в американских поездах, да и не только американских. В Европе книжные магазины везде забиты покупателями. И теперь Кончаловский жалуется на отсутствие внимания со стороны государства. Соскучился по руководящей и направляющей силе. Как же молодежь будет творить, на кого ориентироваться - на Тарантино или на Ларса фон Триера? Почему партия и правительство не сообщает, куда им надо двигаться?