Оборот розничной торговли в этом году, по данным Росстата, продемонстрировал самое впечатляющее падение с 1991 года: -8,1% за первое полугодие. Предыдущий рекорд падения принадлежал 1995 году: -6,2% по итогам года.
Торговые сети охватил пессимизм, свидетельствуют данные аналитики консалтинговой компании «Магазин магазинов», которая оценила состояние ритейла по результатам деятельности 50 крупнейших компаний («Индекс директора по развитию»)...
«Нужно отметить, что падение оборота на 8,2% не отражает реального падения спроса и снижения количества покупок, поскольку из-за роста цен денежный товарооборот снизился меньше, чем фактическое количество покупок», - заметила Юлия Мерова, заместитель директора департамента коммерческой недвижимости по торговому направлению GVA Sawyer.
Реальные цифры, как отмечают эксперты, еще менее утешительные.
«Продажи компьютеров упали на 22,9%, аудиотехники - на 19,5%, телевизоров - на 26%, холодильников - на 18,3%, автомобилей - на 23%.
Если говорить о продуктовом ритейле и одежде, то тут в среднем падение 5-8%. То есть спрос на ходовые товары упал вместе с падением доходов, а на товары непервоочередной необходимости - значительно ниже», - делится статистикой Валентин Гаврилов, директор отдела исследований CBRE.
Любопытно, что, по его оценке, в продуктовом сегменте сильнее всего упали продажи рыбы (на 11,8%).
Больше всего пострадали магазины, работающие в верхних ценовых сегментах.
«Средний и средне-высокий сегменты упали наиболее сильно. Ряд брендов решили уйти с рынка, другие приостановили развитие.
По прибыли - все потеряли более 70-80%, а многие и вовсе ушли в убыток», - говорит Гаврилов.
О закрытии части магазинов уже объявили Adidas, Incity, Media Markt, Samsung, «Спортмастер», «Стокманн». Кроме того, о приостановке планов по открытию новых магазинов сообщили холдинги BNS Group, Inditex, LPP и Melon Fashion Group. Ряд международных операторов в конце года по разным причинам закрыли последние торговые точки...
Ритейл подкосило два фактора: снижение доходов населения (по данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения снижаются уже пять месяцев подряд) и рост цен. Более половины респондентов (55%) отметили увеличение роста цен на свою продукцию. В среднем эта цифра составила 10-15%, но пиковые значения достигали и 30%.
«Продажи снижались (тенденция по второму кварталу 2015 года) не только в единицах продукции - что отметили 76% респондентов, но и в рублевом эквиваленте - у 41% респондентов. Это сигнал того, что ситуация действительно ухудшается: в начале года многим ритейлерам удавалось сохранить объемы продаж на уровне прошлого года за счет повышения цен».
Будущее не внушает большинству ритейлеров оптимизма.
Сами игроки объясняют свой пессимизм ожиданием дальнейшего снижения покупательской способности населения, вновь нарастающей волатильностью обменного курса рубля, отсутствием улучшений на внешнеполитической арене и во внутриэкономической ситуации. В некоторых случаях на отрасль оказывает влияние и возможное принятие негативных для сектора правительственных решений.
ОТСЮДА