Задержаны двое подозреваемых в убийстве оппозиционера Бориса Немцова. Об этом в прямом эфире Первого канала сообщил директор Федеральной службы безопасности России Александр Бортников, назвав имена задержанных. Это выходцы с Северного Кавказа - Анзор Губашев и Заур Дадаев, которые, судя по фамилиям, могут быть уроженцами Чечни и Кабардино-Балкарии... Как сообщили агентству «РИА Новости» в МВД по Чеченской республике, подозреваемые не числятся в розыске и не проходят по базе данных в правоохранительных органах региона.
Информацию о задержании подозреваемых также подтвердили и в Следственном комитете России (СКР). По словам официального представителя СКР Владимира Маркина, Анзор Губашев и Заур Дадаев подозреваются в причастности как к организации, так и к исполнению преступления...
Громкое убийство было фактически раскрыто техническим путем. Участники расследования, не имея четкой версии убийства известного оппозиционного политика, сосредоточились главным образом на поиске возможных исполнителей преступления. Для этого были изучены записи камер наблюдения, как на Москворецком мосту, так и по ходу следования машины, забравшей убийцу. Затем данные автомобиля загнали в систему «Поток», что позволило отследить ее перемещения уже за несколько суток. По тем же записям удалось получить изображения как непосредственного исполнителя убийства господина Немцова, так и его сообщника, сидевшего за рулем. Определенный результат принесла и проверка соединений мобильных телефонов в ночь убийства. Отрабатывая полученный техниками материал, сотрудники правоохранительных органов сначала нашли машину киллеров, а затем и людей, которые пользовались ей в последнее время. Ими и оказались Губашев и Дадаев. По некоторым данным, они уже признались в своей причастности к громкому преступлению.
ОТСЮДА Ну раз признались, пора ставить точку, правильно? Тем более господин Маркин уже заявил, что они - не только исполнители, но и организаторы преступления.
Но так не бывает.
Вспомним убийство Политковской. Четыре выстрела, включая контрольный выстрел в голову. Тоже помогли записи камер, установление задействованной машины и проверка соединений мобильных телефонов. Как и Немцов, Анна Политковская имела определенные заслуги перед чеченским народом. Тем не менее их обоих убили именно чеченцы. Как-то странно.
Следствие по делу Политковской довольно быстро вышло на сотрудника службы по Центральному административному округу Москвы УФСБ по Москве и Московской области подполковника Павла Рягузова. Именно он выяснил фактический адрес проживания Политковской и передал его своему чеченскому другу Намилю Бураеву, который в свою очередь дал этот адрес убийцам. В помощь исполнителям убийства был придан сотрудник РУБОП г.Москвы Сергей Хаджикурбанов. Рягузов и Хаджикурбанов передали преступникам не только все, что нашли на Политковскую в базе ФСБ и РУБОП, но и отдавали им даже распечатки ее телефонных переговоров. Убийству предшествовала слежка. Ее вели сотрудники оперативно-поискового управления ГУВД Москвы Дмитрий Лебедев, Дмитрий Грачёв и Олег Алимов. Слежкой также занимался чоповец, бывший мент Алексей Беркин. И вот только после того, как всё было подготовлено, убийцам выдали оружие. Пистолет им выдал сотрудник ГУВД Москвы Дмитрий Павлюченков. Павлюченков вообще играл большую и недостаточно выясненную роль в этом убийстве. Чтобы эта роль и дальше оставалась туманной, дело Павлюченкова выделили в отдельное производство, оно рассматривалось "в особом порядке", без привлечения внимания общественности.
Теперь вспомним взрывы домов в Москве и Буйнакске в 1999 году, после которых Путин пришел к власти. Теракты осуществили чеченские боевики (хотя в большинстве своем карачаевцы по национальности).
Литвиненко и Фельштинский, написавшие книгу "ФСБ взрывает Россию", считали, что Деккушев, Крымшамхалов, Батчаев и другие фигуранты являлись сторонниками чеченских сепаратистов и действительно хотели осуществить взрывы в Москве и Волгодонске. Но взрывы не жилых домов, а военных и административных объектов. При этом, как предполагает эта версия, агенты ФСБ ввели их в заблуждение и использовали перевозимую ими взрывчатку для подрыва домов. Покойный Литвиненко заявлял, что операция по осуществлению взрывов домов была организована лично директором ФСБ Николаем Патрушевым, куратором программы взрывов являлся заместитель Патрушева Герман Угрюмов, ликвидированный затем самой ФСБ (Угрюмов умер в 2001 году при странных обстоятельствах).
При расследовании взрывов домов вообще было много странного. Ну вот, например, один небольшой эпизод. Всплыла некая Татьяна Королева, которая помогла чеченцам зарегистрировать фирму «Бранд-2», от имени которой снимались в аренду те склады во взорванных домах, куда завозилась взрывчатка. К тому же она оказалась любовницей главного злодея, Гочияева, он у нее дома жил и по сути организовал штаб. Королеву по горячим следам задержали, но вдруг решили отложить допрос на следующий день. Ее отправили в следственный изолятор, куда утром неожиданно пришло распоряжение ее выпустить. После чего она, естественно, бесследно исчезла.
А теракт на Дубровке? Тоже один эпизод. Некто Ханпаши Теркибаев в интервью Анне Политковской сообщил, что принимал участие в захвате театра и спокойно вышел из здания до штурма спецназовцами. Теркибаев сообщил Политковской, что имело место большая инсценировка спецслужб, взрывчатка была поддельной. "Новая газета" официально просила следствие допросить Теркибаева, но это сделано не было. Через полгода после интервью Теркибаев погиб в автокатастрофе. Потом была расстреляна Политковская.
Вообще версии о том, что исполнителям терактов в той или иной форме помогали сотрудники спецслужб, возникали и возникают после каждого такого громкого события. Иногда это бывают довольно-таки обоснованные утверждения. Боюсь, что и в этом случае всей правды мы так и не узнаем.