Оригинал взят у
bocharsky в
Выдох протестаПротест выдохся, протест закончился, слили протест - пишут все сегодгня в интернете. Доброжелатели в лучшем случае стараются натянуть цифру - с 3 до 5 тыс. или до 7. Ну или обосновать, что для такого мороза это и так неплохо. Какая чушь. Чтобы судить о "выдохшемся протесте" надо быть человеком, который не подключен ни к какой другой реальности кроме интернета. Смотрит такой человек новости, читает там "вот 100 тыс.", "а вот 7", вот 150 тыс., а вот 800 чел. Плюс комментарии кремлевских медийных бенифициаров и просто едросовских хуесовов. Ну и как бы да. Судя по фейсбуку - выдохся. Но фишка в том, что делать такие выводы может только человек, который не имеет больше никаких контактов с реальностью. Не знаю, как авторы постов про "протест закончился", а я на улицу выхожу. И честно говоря, чем дальше, тем больше мне там не по себе. Такого нарастания злобы и неудовлетворенности я не видел давно. Менеджеры, водители газелей, пассажиры маршруток и метро, люди в поездах дальнего следования, менты, гопники, алкаши, соседи по подъезду, люди во дворе и по дороге в метро, в магазине и в кабаках. Все злые как сволочи и если есть повод, все правильно толкуют. Не знаю, откуда социологи берут свои 66% поддержки Путина. Как только я натыкаюсь на улице на какой-то выход разговора на политику и власть - а сейчас куда ни плюнь, поссать пойдешь и то без путина и думы не получится - то (на реальной улице, а не выдуманной социологами) я не встречал ни одного человека, который бы позволил себе высказываться в адрес власти положительно. А позволил бы, кажется разорвали бы на месте.
Я как-то читал анализ того, как проходили восстания в Алжире. Мол была первая вспышка, Франция прислала бригаду парашютистов, они закатали всех в асфальт и "протест выдохся". Прошло два или три года и в Алжире развергся ад. На улицы вышло не просто "все население страны", а и хорошо подготовленные отряды, боевое подполье. Смысл той заметки не оригинален и на нашу реальность переводится так: не даете доступ к думе, получаете улицу, закрываете улицу - получаете подполье. При этом подполье - лишь начинка огромного пирога, а собственно тесто на дрожах - население, которого власть заебала вусмерть.
Недавно мы все смотрели странный ролик, снятый РенТВ, где группа ребят накрывает и разбивает машину наркоторговца - молотит кирпичами стекла, прокалывает колеса, обливает краской. Ролик странный, какой-то нарочитый. Может не все там просто было с этими ребятами, и камера как-то кстати... Но тем не менее. Или вот например "Оккупай Педофиляй". Филиалы проекта Тесака плодятся по всей стране, как грибы. Что мы видим и что там привлекательного: компании крутых пацанов получили наконец идею справедливости, безусловное оправдание насилию - борьба против мерзавцев, за справедливость и спасение душ.
В романе про радикальные банды, сидящего сейчас по обвинениям в убийствах, Василия Федоровича (в ЖЖ viper_ns) задача первых нападений - сработаться, научиться слаженности действий и почувствовать себя единым организмом. Понять, что "получается" и "можно". Тесак выпустил ролик про то, как с компанией крутых ребят весело и спортивно глумится над педофилом, демонстрируя свое драматическое превосходство и волю в борьбе за идеалы. Сегодня по стране полтора десятка бригад делают то же самое - стригутся под Тесака, используют его реплики и даже интонации. Ловят педофилов на живца, запугивают, берут жутковатые смешные интервью, обливают мочой и выкладывают в сеть. Насилие во имя справедливовати - притягательная штука. Ровно так, как плодятся "филиалы Педофиляя", наверняка мы скоро мы увидим и как где-то разгромили еще одну наркоманскую точку, или машину с "кавказским конвоем". Ведь сила и справделивость так притягательны, это почти как вирус. Тоже самое и с протестом.
Главная заслуга вроде бы бессмысленных летних оппозиционных окупаев - "тренировка". Люди собирались и пробовали, каково оно. Придумали понятие ассамблея, тестировали форматы, обнаруживали, как их много, как они хорошо самоорганизуются. Каждый такой "оккупай", каждый митинг, каждая уличная акция - своего рода мобильные тренировочные лагеря. Вроде тех, в Ливане, или Пакистане, где готовили хрестоматийных воинов джихада. На митингах и оккупаях не учат делать мины и бросать гранаты. Люди там учатся не боятся, чувствовать плечо, понимать, что ты не один, обретать чувство гражданского достоинства. И отодвигать барьеры.
Как-то я был знаком с парнем по имени Леня, вся жизнь которого была посвящена тому, чтобы "проверять на прочность барьеры" и отодвигать их.
Вплоть до таких глупостей, как фотографировать танцовщиц в стрип-баре в Тайланде, хотя это категорически запрещалось правилами. Но правила и были нужны Лене только для того чтобы проверить, что будет в случае их нарушения. Девченки со сцены показали охране на нас и когда те кинулись, я честное слово, думал, что нас там прибьют. Но после пары минут ужаса, нам вернули фотоаппарат, просто попросив удалить кадры. Мы потрепались с охраной и разошлись,мы - по своим делам, а Леня - тестировать границы дальше.
Что будет, если выйти на запрещенный митинг? Прийти к оцепленной площади? Что будет если крикнуть? А если отбить своего у омона? А если попасть в автозак? А провести ночь в КПЗ? За этот год этот условный "распределенный лагерь сопротивления" прошли несколько сотен тысяч человек, а может и больше - до миллиона. Те кто ходили на митинги, их близкие, их коллеги и друзья, те, кто вытаскивал их из КПЗ и те, кто случайно оказывался на улице в радиусе действия акций вроде флешмоба-цепочки с плакатами против политических репрессий.
Один из моих дедов воевал на первой мировой. Отец пересказыал его рассказы о том, как было в окопах, когда начиналась революция. "Каждую ночь в окоп сползали какие люди и с солдатами шур-шур-шур". Это были агитаторы, дед был уверен, что именно агитаторы выиграли для большевиков революцию и проиграли России войну. Армия была распропогандирована. И рано или поздно таким как мой дед приходилось красть коня, забирать винтовку и скакать домой. Когда Навальный отказывается от создания партии, он прав, говоря о том, что нельзя играть с шулерами по их правилами. В смысле довольно глупо идти на выборы, где под прикрытием кордонов ОМОНа жулики единоросы в избиркомах тебя все равно наебут, бесстыдно переписав бюллютени так, как надо. И действующие по приказу власти суды потом отклонят все иски.
Партии нужны разве для того, чтобы рекрутировать агитаторов, чтобы те работали в окопах. Время перечитывать Ленина, как это ни отвратительно. Сейчас этот процесс идет рафинировано - в интернетах, которые читает малая чась общества. Но и он делает свое дело. Благо, что оппозиции вовсю помогают госсударственные каналы и привычки репрессивной машины, постоянно генерящей инфоповоды. Когда избили Олега Кашина и я поехал на Петровку принять участие в стихийном пикете, я там увидел парня с плакатом, у него было знакомое лицо, я вспомнил, что видел его как-то раз в Маяке, и еще в каких-то довольно унылых ютьюб-роликах в ЖЖ. Я поздоровался и спросил не он ли Илья Яшин. Оказалось да. Я предложид сменить его. Это было совсем недавно - всего два года назад. Надо сегодня кому-то, по крайней мере из "интернет-активных пользователей" объяснять, кто такой Яшин? А Удальцов? А Навальный?
Смею предположить, что верхушка оппозиции сегодня самые распиаренные политики в стране. Путин&Медведев - благодаря круглосуточному вещанию госканалов, а дальше - Навальный и Удальцов. Далее - по вкусу. Мы не слышим ни про выдуманных политиков вроде Жириновского и Зюганова. Не говоря уже о призраках из единой России. Навальный и Удальцов сегодня самые известные реальные политики. Это подтверждают даже опросы официальных соцслужб. Помню такой, где было сказано что-то вроде "Навального знают 65% опрошенных, но не одобряют 40%". Ха ха. У каждого бренда в FMCG есть два важных параметра - знание и потребление. Скоро к параметрю "знание" в отношении политиков оппозиции вопросов уже не останется. И все благодаря той самой "уличной активности", которую оказывается "слили", ну и государственным СМИ конечно.
В одном из постов, кажется Лимонова, говорится (помимо того, что проклятые лидеры оппозиции слили протест), что у ситуации есть только три решения:
- массовое народное выступление (когда вся страна, или хотя бы Москва вышла на улицу).
- работа сплоченной, законспирированной революционой организации
- и "бог из машины", какое-то чудо, случайность, фактор судьбы.
С массовым выступлением все понятно. Каждый понимает, что если например, рухнут цены на нефть и закончатся зарплаты бюджетников, пенсии, жкх, продукты станут в 5 раз дороже и вся огромная армия мужиков, которые раньше были в огромной армии, а теперь сидят охранниками или служат в милиции поймут, что остались без копейки, то сегодняшняя власть просуществует ровно 3 недели.
Они и так готовы уже ее зубами рвать. За все. За пробки и мигалки, за недвижимость и детей за границей, за ментовский и судебный беспредел, за кавказские ножи, за отсутствие перспектив и беспросвет. Каждый раскажет свою версию того, за что чиновников надо вытаскивать из лимузинов и вешать на столбах. Кстати, что-то похожее уже происходит - помните ролик с велосипедистом, который не уступил дорогу машине с мигалкой. Народ собрался, заблокировал машину довольно быстро. Вешать пока не готовы, но вытащить из машины уже вполне. Раньше люди как во сне проходили мимо человека, с которым происходила "социальная беда". Сегодня сотни человек приезжают по твиту на вокзал, чтобы защитить девушку, которую оскорбляли два молдованина, собираются к зданию суда, чтобы поддержать парня, вступившегося за девчонок на эксалаторе, едут тушить пожары, кормят дальнобойщиков на м10 и спасают Крымск. Все это - очень серьезные изменения, которые произошли всего за пару лет и не надо объяснять, как они произошли, благодаря чему и что это значит.
Еще интереснее со вторым пунктом. Мне например удивительно, что в европейской части России до сих пор не прошло ни одной демонстративной казни тех самых "врагов народа" - чиновников, судей, силовиков, а также наиболее наглых и одиозных компрадоров из бизнеса и власти. Но списки, персональные досье постепенно составляются и то, что вовсю идет на Кавказе запросто может начаться и тут. Мне кажется у людей дикий запрос на справедливость и бешенные эндорфины от ее отправления. Добавим к этому постоянное "сдвигание барьеров". Год назад активист синих ведерок блокирует машину чиновника и получает затрещину от наглого водителя, сегодня люди на улице блокируют авто чиновника, в Питере стадион поет "губернатор жлоб", путину свистят, медведву дудят и показывают факи. Это слив? Мне кажется, это называется "вовлечение".
Протестное движение 2012 года - это огромный тренировочный лагерь. И глупо думать, что прошедшие через него люди ничего из оттуда не вынесли. Концепция срочной службы в армии подразумевает, что через военное обучение должно пройти все взрослое население страны. И тогда по команде все будут знать, что делать. Уже скоро это обучение пройдет значительная часть населения нашей страны. Поэтому за перспективы протестного движения беспокоится не надо. Да, ему, как и любой политике, нужны лучшие лидеры, да ему требуются четкие, выполнимые и мобилизующие цели. Но если обернуться назад, мы увидим какой огромный прогресс. Ведь не было же ничего - только карликовые бренды, держащиеся на паре десятков человек. А сейчас - и стотысячные митинги и политики с национальной известностью и первый опыт проведения альтернативного голосования (выборы в КС) и его наличие как никак. И хоть и слабые, но уступки власти (рег. выборы и партии), и ставшая буквально за год известной и осязаемой концепция национализма (страшно подумать еще 2 года назад, правда?) и открытый сбор средств на проекты, и штабы, и центры общественной силы вроде "синих ведерок", Доктора Лизы, фонда "Город без наркотиков" Ройзмана. Ландшафт альтернативной политики выпуклый и реальный. Это уже колоссальный потенциал. Ну и, наверное, главное: мы научились выходить на улицы. Надо просто не забывать это умение. И тренировать время от времени, постоянно проверяя на прочность барьеры. Изменения неизбежны. И их индикатором является уж точно не счетчик на металлоискателях МВД.