16-18 апреля по личным мотивам был предпринят марш-бросок по сабжевому маршруту. Это было первое серьезное испытание для моей Октавии, и она достойно его выдержала. В довольно эскизном виде маршрут выглядел так:
скриншот (просто картинка)
реальная яндексокарта
http://maps.yandex.ru/-/CBtha1C Траектория не очень тщательно мною прорисована, около сотни километров пути потерялись.
Краткий технический отчет.
Отрезок Москва - Кострома - Кологрив (первый день пути)
Расстояние 701 км
Средняя скорость движения 76 км/ч
Средний расход топлива 6,6 л./100 км
Время работы двигателя 9 ч 14 мин.
Реальный выезд из дома был в 8:00, прибытие в 19:01 :) Около двух часов было потрачено на гулянку и отдых.
Кологрив - Вохма (второй день)
Расстояние 214 км
Средняя скорость 68 км/ч
Средний расход 6,5 л/100 км
Время работы двигателя 3 ч 55 мин
Время отправления-прибытия не помню, да уже и не важно.
Вохма - Москва с заездом в Макарьев и Кострому (третий день)
Расстояние 856 км
Средняя скорость 70 км/ч
Средний расход 7,1 л/100 км
Время работы двигателя 12 ч 15 мин
Общие данные по пробегу
Расстояние 1772 км
Средняя скорость 70 км/ч
Средний расход 6,8 л/100 км
Время работы двигателя 25 ч 27 мин
Накануне отправления я получил некоторые наставления бывалых, суть которых сводилась к тому, что до Костромы дорога есть, а за Костромой нет не только дороги, но и жизни. По большому счету, они были недалеки от истины.
Но обо всём по порядку.
Итак, о дороге и дорожном.
Трасса М8 (она же Ярославка) до выезда из Московской области по большей части прекрасна (пробки не в счет, всё равно я в них в этот раз не попал). Вообще, имхо, если бы не встречающиеся изредка поселения, дорогу можно было бы сделать "зеленой" магистралью. Качество покрытия во многих местах лучше, чем на новой Риге. На границе Московской и Владимирской областей покрытие ненадолго становится хуже, но это заметно, скорее, на фоне предыдущего идеального участка. По Владимирщине трасса проходит всего каких-то 10 км. В Ярославской она сужается, извивается и всхолмляется, но поверхность остается такой же гладкой. Кое-где перед Переславлем встречаются макеты милицейских машин - как-то коряво и смешно сделанные, с нарисованным гаишником в окошке. В Тульской области та же самая задача
решена хоть и не изящно, но, на мой взгяд, эффективнее.
В ту сторону я ехал в объезд Переславля, и тут приходилось сбавить скорость до 80-90 км/ч. Выбоины стали весьма ощутимы, и хотелось, имея в воображении предстоящую часть пути, поберечь подвеску. Эта объездная шоссейка казалась мне плохой дорогой...
Отрезок Ярославль - Кострома на большом протяжении ремонтируется, пришлось потерять некоторое время в пробках. С северной стороны леса в тени показались остатки снега.
Дороги в самой Костроме отличаются некоторой рытвинностью и отсутствием разметки (не привыкать), но в общем не так и плохи (примерно как в
Новгороде).
После выезда из Костромы пошел по трассе Р-98 Кострома - Шарья. Дорога стала такой же или чуть хуже, чем на переславской объездке. Мне казалось, это плохая дорога... Правда, местами встречались гладкие отремонтированные участки длиною в несколько километров. Лес плотно обступил трассу с обеих сторон, снег на северной стороне лежал уже уверенным, хоть и подтаявшим, слоем. Количество машин резко поубавилось а поселения стали встречаться в основном в виде многокилометровых указателей куда-то в сторону от основной дороги. В районе Судиславля на обочине встретились три лося, невозмутимо наблюдавшие за жиденьким пригородным трафиком.
За Судиславлем была отмечена некая закономерность: знаки "неровная дорога" ставятся или на середине протяженности неровного участка, или перед выездом на ровный. После того, как пару раз на скорости за сотню словил приличные ямки, решил ехать аккуратнее. Однако ж, сильно замедляться тоже не было резона, потому как день постепенно клонился к закату, хотелось уложиться по свету, а впереди еще было добрых три сотни неизведанных верст.
Километрах в 50 от Костромы каждая машина - попутная или встречная - стала восприниматься как событие. Автопарк плавно, но уверенно сменил свой состав на почти полностью российский (в основном, вазовскую классику).
В райцентре Островское благоразумно снизил скорость, однако ж дорога была хороша и пустынна, дома были немного в стороне от дороги, и ближе к выезду из поселка стал разгоняться. Тут-то меня и отловил за превышение гаец. Бесстрастная прога под управлением 98-й винды показывала фотку моей машинки и скорость - 109 км/ч по населенке. "От 1500 до 2000 рублей" - мягко и как-то почти добродушно окая прокомментировал инспектор, заполняя протокол. Я смиренно ждал.
- А что, вы в Москве живете на бульваре Яна Райниса? - так же окает.
- Ну да...
- А... Вот, посмотрите (протягивает копию другого протокола). Тут перед вами женщина тоже превысила, и тоже живет на бульваре Яна Райниса, только дом номер 1... Вы что там, все такие?..
- ...
Мило. Надо было лететь за полтыщи верст, чтобы встретить, пусть и виртуально, земляка (ну, землячку). В общем, туда-сюда, договорились на перевозку непристегнутого ребенка до 12 лет на переднем сиденьи (500 р.).
А так я в населенке никогда скорость не превышаю. Ну почти, почти не превышаю. Если серьезно, то на трассе я реально очень стараюсь соблюдать правила обгона - разметку и знаки. Иногда приходилось тащиться несколько километров за каким-нибудь зилком. Но это правда - даже на пустой дороге обгонять в подъем или на вираже мне очень неуютно, мягко говоря. Хотя на этой трассе порой кажется, что знаки развешаны совершенно рандомно - про неровности уже писал, и с зоной обгона то же самое. Например, отмена запрета может висеть непосредственно перед закрытым лесом крутым поворотом, или в конце крутого подъема. Некоторые, впрочем, так и ездят, да.
Объездная дорога вокруг Мантурово разбита вдрызг. Временами приходилось долго ехать по встречке, потому что своя половина была не пригодна не то что для движения, а даже для стояния. Мне казалось, это плохая дорога...
За Мантурово стало немного полегче, но тут уже плохие и хорошие участки сменяли друг друга совершенно неожиданно. После гладкого отрезка машина влетала в очередную яму, и тормозить было бесполезно (пробить переднюю подвеску проще простого), приходилось просто сбрасывать газ. Конечно, можно было бы не гнать, но всю дорогу ехать 40 км/ч у меня не получалось. И я еще считал, что это плохая дорога...
Наконец, был достигнут поворот на Кологрив. 40 км/ч тут уже стали восприниматься как отчаянная гонка, и самым благоразумным было ехать не спеша за кстати подвернувшейся попутной пятеркой. И тут проявился психологический курьез - ясно осознавал, что это последний отрезок, практически финишная прямая. И постоянно казалось, что вот, еще два-три поворота, и всё, я у цели. На деле впереди было еще 50 верст по убитой лесовозами (в основном, трехосными Камазами с прицепом) дороге. Но педаль газа исподволь нажималась всё глубже - всё равно всех ям не объедешь. В какой-то момент меня обогнал местный Авео и полетел вперед на 140 км/ч. Я, ничтоже сумняся, (ну, он же местный, должен дорогу знать!) втопил за ним, и через полминуты влетел в еще более раздолбанную поверхность. А прыткий туземец, не смиряя своей прыти, скрылся в пыли. Суровый народ.
Кологрив наступил как долгожданное пристанище усталого путника, бредущего по пустыне. Здесь удалось немного расслабиться и переночевать.
Наутро предстоял путь в Вохму. Для этого надо было проехать те же 50 км до Р-98 (которая показалась просто манной небесной), а потом - до развилки у села Верхнеспасского. Сразу за развилкой начался кромешный ад,
самарские направления покуривают в сторонке. Эту фрактальную поверхность никак нельзя назвать дорогой. Дело даже не в качестве проезжей (скорее, проползжей) части, а в протяженности ее. Пришлось выживать около 10 км. Зато дальше началась просто сказочная дорога, по которой можно было лететь без оглядки, и это счастье было до самого Пыщуга, и даже немного за ним.
Последние 70-80 километров шли уже немного фоном, дорога не очень воспринималась. Качество было средним между Кологривским участком и Р-98, совсем убитых почти не было.
Когда на очередном спуске вдали показалась раскинувшаяся на холмах Вохма, я испытал чувства, схожие, должно быть, с чувствами мореплавателей, увидевших после нескольких недель плавания на горизонте полоску земли. Это был второй промежуточный финиш.
Обратный путь лежал через Шарью (точнее, я обогнул ее по отличной новой объездной дороге; в частности, имел удовольствие лицезреть
знаменитую колоссальную и абсолютно пустынную развязку Кострома - Киров - Урень, неожиданно, как НЛО, возникшую среди дремучих лесов).
Интересно, что даже на яндекскартах (не говоря уже о старых бумажных атласах) автомобильной дороги от Шарьи до Мантурово нет, что немало смущало меня и родичей, отслеживавших из дома мои перемещения. На самом деле она есть, и очень неплохая.
Что ж... За время поездки я неплохо освоил такие элементы вождения, как слалом (ака "лось" - это когда надо на большой скорости обогнуть внезапно появившееся на дороге препятствие), езда по встречке, езда по обочине (на скорости 80-100 км/ч) и езда по встречной обочине. Апофеозом этого драйва стал момент, когда мы разъехались со встречной машиной правыми бортами. Прям как в Англии.
Во глубине костромских дорог я поначалу придерживался тактики следования за проводником - если вдруг попадалась попутная машина, я старался пропустить ее вперед, чтобы более-менее отслеживать крупные ямы. Пару раз это помогло, а потом наметилась некая закономерность: было похоже, что местные водители не могли спокойно воспринимать факт наличия иномарки с московскими номерами в этой глуши, и старались показать свою удаль. Стоило мне комфортно пристроиться сзади (или, тем более, обогнать), как водитель давил на гашетку и, независимо от качества покрытия, шел не медленнее 80-100 км/ч. Это впечатляло немало.
По всей трассе более или менее регулярно встречаются заправки "Славнефти". 92-й бензин на них есть, 95-й встречается эпизодически. Более никакого сервиса отмечено не было (в райцентрах и еще в паре мест видел указатели на шиномонтаж).
Ну, и пару слов о машине. Я очень ею доволен, хотя дорога для нее не прошла бесследно - салон стал поскрипывать на неровностях, и пара новых царапин служат напоминанием о российской действительности. Благо, близится ТО-90, и можно будет досконально осмотреть героиню. Сидения и салон в целом, на мой взгляд, отлично подходят для дальних путешествий - единственное, на совсем убитых участках приходилось вытягивать шею, и она скоро начинала болеть. В принципе, утомительно было не расстояние (можно проехать и полторы тыщи, и больше в день), а качество дороги.
И еще. С самого момента покупки машины я всячески старался осознать и прочувствовать свою неполноценность и ущербность от недостатка 75 лошадей. Всё никак не получалось. Не получилось и в этот раз. Динамики мне хватало практически во всех ситуациях, а где был риск, что ее не хватит, я и старался не рисковать. Конечно, со временем захочется большего, но пока - хорошо.
Третью жизнь за рулём,
Три века без сна
(ДДТ)
"Эх, Рассея!" - вот, пожалуй, как вкратце можно выразить эмоции от увиденного. Я ожидал встретить вдали от больших городов запустение, разруху, полную нищету, спившихся и опустившихся людей - и не увидел. Да, всё бедно, обшарпанно и поникше - но не более. Я увидел ужасные дороги, бедные и хмурые, но живые поселения, и вполне бодрых и жизнеспособных (хотя, все-таки, нельзя сказать, что жизнерадостных) людей - а это главное. Природа же совершенно потрясающа. Если бы на нее еще можно было любоваться, проезжая по гладкой дороге... то это была бы не Россия.
Где-то между Макарьевым и Мантуровым густой лес вдруг исчез, и взгляду предстала Унжа - немалой ширины река, по которой плыли, тихо шурша, крупные льдины. Это совершенно завораживающее зрелище.
Еще одна крупная река, причем пересекающая дорогу несколько раз - Ветлуга. Нынче разлив, и смотрится она очень мощно.
По пути попадаются причудливые русские и финно-угорские названия, но такой песенности, как по
Питерской трассе, всё же нет. Хотя и так неплохо - Лихообразово, Львы, Гармониха, Матаны, Дымница (опять какое-то чешское название), Кадый, Подвигалиха, Притыкино, Зяблуха, Пустосилово, Пыщуг, Согра, реки Унжа, Водгать, Трубеж, Фердос-1 Фердос-2 и Фердос-3 (так на указателях было написано, что поделать).
Люди, конечно, куда более степенны и собраны, чем в Москве, об этом можно и не говорить. Зато можно рассказать о говоре. Север суров погодой, да мягок языком. Даже молодежь отличается некоей мягкостью интонаций (хотя произношение, конечно, уже почти московское), а у старших (от 35 лет примерно) говор совершенно замечательный. Кроме характерной интонации и окания заметил выпадание звука "е" и "ю" в глагольных формах "-аешь", "-ает": "ты сделашь", "он мне спрашиват", "она узнат" и т.д. Встречаются краткие прилагательные, и еще своеобразные окончания: "достань трехлитрову банку", "купи чернога хлеба" (прошу прощения за пошлые примеры, лучше ничего не вспомнил и не придумал).
Ну, и немного иллюстраций.
Кострома
Неожиданно душевное место. От города осталось ощущение некоей цельности и домашности. Кострома стоит на Волге в месте впадения в нее речки Костромы (кто бы мог подумать).
Ипатьевский монастырь. Частично его занимает непосредственно монастырь, а некоторую часть - музей. Соседство весьма недружелюбное, как и стилевое разнообразие в архитектуре. Не особо уютное и несколько напыщенное место, как мне показалось.
У стен монастыря - музей деревянного зодчества. Внутри не был, но с дороги кажется привлекательным.
Кострома - город балконов. Нормальных фоток нет, но изящные конструкции встречаются на каждом шагу.
Часть застройки в центре города деревянная. Встречаются очень красивые экземляры. Я не виноват, что на фотки попадаются одни хибары.
Идея переименования крайне концептуальна.
Отрывки.
Обед в совершенно совково выглядещей столовке, находящейся в одном здании с драматическим театром и дворцом бракосочетаний и аккурат напротив Богоявленско-Анастасиина монастыря, оказался крайне бюджетным и вкусным. Ассортимент впечатлил (есть смысл смотреть в увеличенном виде).
И еще тут попался уникальный пешеходный светофор с двумя попеременно мигающими лампочками.
Определенно следует приехать сюда еще.
Кологрив
Момент прибытия (эмоции в эту минуту: уффффффффффф... Кажется, на сегодня всё).
Это Успенский собор, крупнейший храм на много верст вокруг. Недавно отметил свое 200-летие.
Внутри рядом с одним из боковых приделов устроена библиотека - очень удачное планировочное решение, на мой взгляд. Фотки нет, к сожалению.
Вид изнутри.
Берега в тени в сугробах, запруда скована льдом.
Улицы.
"Федеральный" телефон (из тех, что развешивают по президенскому слову во всех глухих весях необъятной родины).
Свои герои (писатели, художники, хирург, учителя, философ, первый капитан атомохода "Ленин", герои соцтруда):
4,5-литровая бутыль "Грантса", который оказался самогонкой на травах. Я не спец по крепким напиткам, но разницы от оригинала не заметил никакой. Единственное, срубило меня с полглотка (сначала подумал, что дорога сказалась, потом выяснилось, что тут 65°). Совершенно восхитительно.
Кологрив, между прочим - гусиная столица России. Каждую весну здесь останавливаются на отдых десятки тысяч диких гусей, совершающих перелёт из Европы в Арктику (с) тетяВика. Я приехал за пару дней до массового прилета, и поэтому самого экшна не застал. Пытался разглядеть в бинокль гусей-разведчиков, коих прибыло пара десятков, но не преуспел. Вид с колокольни на город и окрестности.
Удивительное малолюдное захолустье среди прекрасной природы.
Вохма
Финишная прямая. На горизонте - она.
Несмотря не то, что в Кологриве живет 3 тысячи человек, а в Вохме - около 7, именно Кологрив носит гордое звание города. Удивительно, но здесь встречаются старинные каменные здания.
Невзрачный Ленин на невзрачной улице. Во всем поселке нормальной дороги ровно 500 м, эти метры как раз на переднем плане.
Местный военкомат.
Храм Сретения Господня.
Новостройки (этакие вохменские Черемушки). Оранжевые домики придают неуловимый налет европейскости.
Ну, и просто памятное место.
Какая-никакая инфраструктура тут есть, промышленность тоже. Местная колбаса, сыр и масло прекрасны. Есть, кстати, даже компьютерный магазин (правда, сам я его не видел).
Макарьев
К своему стыду, я раньше и слышал-то про этот город пару раз, и вообще думал, что он где-то на Украине. А тут оказалось, что тут есть крупный женский монастырь, прекрасные виды на Унжу, и сам городок в целом компактен и мил.
Фотография неудачна. В реальности вид этого широчайшего разлива (его все-так можно заметить на горизонте, если присмотреться) поражает до глубины души.
Плоскодонка в старице Унжи.
Монастырь.
Ярославль
Ха-ха, а в Ярославле-то я в этот раз и не был. Оставим это на следующий раз, когда, надеюсь, все-таки соберемся толпой более организованно. Хочется сказать, что если раньше я всячески парился на тему "как же, надо заранее собираться и тщательно планировать такую дальнюю поездку", то теперь кажется, что делов-то - взял фоторюкзак, прыгнул в машину, и через три часа на месте... Всё относительно.