А я читаю о. Александра Меня, "Сын человеческий". Перечитываю, точнее. И меня не покидает ощущение, что где-то у него говориться, что самым главным революционером Евангелия был Иуда. И одна из причин, если не главная, по которой он предал Христа, это то, что Он не поддержил великую иудейскую освободительную и т.д. революцию. Какое ещё тут "Царство не от мира сего", когда народ стенает под пятой римских оккупантов?
Но вот для меня и загадка: ведь с одной стороны христианство как раз чётко говорит о достоинстве и равенстве людей - и с другой стороны вот об этом "царствии не от мира сего" и о посмертном воздаянии за страдания. С третьей - подразумевается, что человек тоже должен бороться со злом и несправедливостью, и что именно в нашем мире будет проходить последняя битва добра со злом, после которой будет Второе Пришествие. Вот как это увязать? Христианство однозначно не говорит о пассивности и о том, что со злом надо мириться. И в то же время - да, история с Иудой, которую очень любят приводить в качестве контраргумента в разговорах о революциях (вот то, что вы сказали) и о социальном служении (история с кувшином мира)... Может просто нельзя эти частные случаи столь широко распространять на ЛЮБЫЕ общественные возмущения и на ЛЮБОЙ выбор между социальным и литургическим?
И вот подумалось: вы пишете "народ стенает". Может тут как раз дело? Ведь это тоже проекция процессов на общественный уровень. "Народ страдает" может означать очень разное, и это часто используется как демагогический приём. А вот конкретный страдающий ЧЕЛОВЕК - раб с плантаций, ребёнок с фабрики, насильно призванный на 25 лет солдат, крепостной крестьянин - вот как быть всё же с ними?
Отвечу на оба комментарияlisenok_randyDecember 2 2014, 09:12:41 UTC
Я считаю, что не нужно бороться с мировым злом прежде чем не победишь зло в самом себе. Главная битва идёт в сердце человеческом и не я это сказал.
А вот когда каждый победит своих личных демонов, тогда и отпадёт нужда в революциях.
Но мы-же знаем, что Царство Божье на земле построить невозможно. А практика всех без исключения революций, поправьте если я не ошибаюсь, говорит об одном - проливается много крови, а результат далеко не всегда положителен.
Re: Отвечу на оба комментарияavis_avisDecember 2 2014, 09:16:50 UTC
Я подумаю, что Вам ответить - а пока вот Вам найденное у Бердяева: http://www.odinblago.ru/noviy_grad/12/3 Одновременно критика исключительно социальной революции как подхода нехристианского, и апология революции как процессов правильных в своей идее реализации права человека на достинство, и критика церковного христианства за то, что оно конформно и упустило свою собственную социальную инициативу, поддерживая в рамках своего консерватизма любое творящееся от имени "христианских обществ" зло.
Re: Отвечу на оба комментарияlisenok_randyDecember 2 2014, 10:02:52 UTC
Как-то у Бердяева всё сводится к классовой борьбе. Как будто основная цель христианства - построение идеального социального государства здесь на земле, что невозможно из-за грехопадения человека.
Хотя с одним его утверждением я полностью согласен. Революции - это кара Божья за грехи христиан, современная казнь египетская. А большевики - та ещё саранча. Ну так это не повод оправдывать революции. "Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит".
Re: Отвечу на оба комментарияavis_avisDecember 2 2014, 09:19:10 UTC
Ну вот вы скажите, должен ли в первую очередь побеждать личных демонов раб - или рабовладелец? А что делать рабу, если рабовладелец не хочет бороться не видит личных демонов, если его церковь и его совесть его не осуждают?
Мне кажется дело в интенции. Под тру-революцией я представляю кучу народа, которые просто требуют чего-то что хотят, вне зависимости от обстоятельств, не согласных к какому-то диалогу и компромиссам. Они так сказать "за свое" борются. И, как-правило, кому-то еще помогать не намерены и хотят выйти сухими из воды. Другой пример это когда человек делает некое дело, содействует кому-то самоотверженно, даже, и особенно, когда это его лично не касается. И когда он готов пострадать, но отстоять истинную справедливость, не наступая на горло и другим. Таких людей мало и полноценную революцию из них не сделаешь, хотя на ситуацию они могут повлиять очень сильно и их подход революционен, а не эволюционен. В общем я скорее за то чтобы общество менялось эволюционно, посредством революционных прорвывов отдельных людей. Потому что при тру-революциях, как правило тоже кто-то страдает, а то и много кто. Но не знаю, возможно ли это на практике в падшем мире.
Comments 20
И меня не покидает ощущение, что где-то у него говориться, что самым главным революционером Евангелия был Иуда. И одна из причин, если не главная, по которой он предал Христа, это то, что Он не поддержил великую иудейскую освободительную и т.д. революцию.
Какое ещё тут "Царство не от мира сего", когда народ стенает под пятой римских оккупантов?
Reply
Вот как это увязать? Христианство однозначно не говорит о пассивности и о том, что со злом надо мириться. И в то же время - да, история с Иудой, которую очень любят приводить в качестве контраргумента в разговорах о революциях (вот то, что вы сказали) и о социальном служении (история с кувшином мира)...
Может просто нельзя эти частные случаи столь широко распространять на ЛЮБЫЕ общественные возмущения и на ЛЮБОЙ выбор между социальным и литургическим?
Reply
Может тут как раз дело? Ведь это тоже проекция процессов на общественный уровень.
"Народ страдает" может означать очень разное, и это часто используется как демагогический приём.
А вот конкретный страдающий ЧЕЛОВЕК - раб с плантаций, ребёнок с фабрики, насильно призванный на 25 лет солдат, крепостной крестьянин - вот как быть всё же с ними?
Reply
А вот когда каждый победит своих личных демонов, тогда и отпадёт нужда в революциях.
Но мы-же знаем, что Царство Божье на земле построить невозможно.
А практика всех без исключения революций, поправьте если я не ошибаюсь, говорит об одном - проливается много крови, а результат далеко не всегда положителен.
Reply
http://www.odinblago.ru/noviy_grad/12/3
Одновременно критика исключительно социальной революции как подхода нехристианского, и апология революции как процессов правильных в своей идее реализации права человека на достинство, и критика церковного христианства за то, что оно конформно и упустило свою собственную социальную инициативу, поддерживая в рамках своего консерватизма любое творящееся от имени "христианских обществ" зло.
Reply
Хотя с одним его утверждением я полностью согласен. Революции - это кара Божья за грехи христиан, современная казнь египетская. А большевики - та ещё саранча. Ну так это не повод оправдывать революции. "Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит".
Reply
Reply
Reply
"Эволюционно посредством революционных прорывов отдельных людей"... Да, это интересно. Это то самое, кажется, где кроется истина.)
Reply
Reply
Leave a comment