Или о том, как мы ездили в парк Адулам в Песах 2013
Во время первой поездки мы успели посетить:
- Верстовые столбы (мили) римского времени возле Гиват Ишаягу
- Археологический парк под открытым небом возле центра ККЛ
- Хурват Итри
- Хурват Мидрас
А потом мы поехали в Хурват Ханот - место, не имеющее отношения к парку Адулам, но находящееся близко от него и стоящее на той самой римской дороге, где были найдены верстовые столбы, выставленные напротив Гиват Ишаягу. Там мы посмотрели участки "Дерех Кейсар", поднялись на холм "Рош Голиат" и посетили византийскую церковь с мозаичным полом.
Нашей целью было увидеть поля маков, которые цвели в Песах прошлого года на дороге, ведущей от цомет Ха-Эла к Хирбет Ханот
http://aviezer.livejournal.com/8774.htmlНо тут нас ждало разочарование: маки еще не расцвели. Зато они цвели во всей красе в мою следующую поездку в Адулам:
http://aviezer.livejournal.com/12028.htmlНе буду утомлять вас длинными рассказами об объектах парка Адулам, им посвящено много интересных постов и профессиональной литературы. Но об одном эпизоде, о котором я сама слышала от Амира Ганора, археолога, который копал в Хурват Итри, хочу все же рассказать.
В парке Адулам с Амиром Ганором я побывала дважды. А с его братом, Сааром Ганором, познакомилась в Хирбет Каяфа. Саар смеется: "Случайно оказалось, что мы братья, и случайно, что мы оба - археологи". Интересно, что братья Ганор оба археологи, оба работают примерно в одном районе (цомет Ха-Эла), оба сделали сногсшибательные археологические открытия... Только один из братьев - Амир - занят периодом еврейской истории между Великим восстанием и восстанием Бар-Кохбы, а второй брат - Саар Ганор - копает в Хирбет Каяфа, иудейском городе времени царя Шаула и царя Давида.
Амир рассказывает, что по иронии судьбы раскопки в Хурват Итри начались из-за грабителей археологических ценностей. Сам он занимает пост руководителя отдела по борьбе с нелегальными раскопками Управления древностей. Штат сотрудников у него был маленький и не мог противостоять массовым грабежам и раскопкам, которые вели "нелегальные археологи" из Палестинской автономии. От Хурват Итри - рукой подать до "зеленой черты", до арабских деревень района Гуш-Эциона и Хевронской горы. Среди жителей этих деревень есть семьи, которые поколениями специализируются на археологии, а точнее на поисках дорогих артефактов и древних монет, которые они ищут вооружившись миноискателями. Их самым большим желанием было найти монеты периода Бар-Кохбы. Римских монет в Израиле найдено великое множество, а вот монет Бар-Кохбы мало, поэтому и стоят они дороже на черном рынке. Это не удивительно: восстание длилось с 132 по 135 г. и при всем желании повстанцы не могли успеть выпустить в свет много монет. Амир говорит, что серебряная монета времени Бар-Кохбы на черном рынке стоит от 40 тысяч до 350 тысяч долларов. Игра стоит свеч!
В особенности "черных археологов" привлекал один холм в районе Адулам, где в 90-е годы каждую ночь они проводили раскопки. Впоследствии это место получило название Хурват Итри. В 1999 году нескольких грабителей удалось поймать и посадить в тюрьму, но нелегальные раскопки продолжались. На следующий год начались раскопки во главе с археологом университета Бар-Илан Боазом Зисо и археологом Управления друвностей Амиром Ганором. В качестве рабочих они привлекли бывших "черных археологов" - арабов из окрестных деревень. Они оказались очень полезны, так как знали подземные переходы и пещеры, как свои пять пальцев, и помогли обнаружить восемь подземных комплексов, в трех из которых - о чудо! - находки лежали in situ, нетронутыми со времени восстания Бар-Кохбы.
Раскопки в Хурват Итри подтвердили описание римского историка Диона Кассия:
«50 их (евреев) укреплённых городов и 985 их наиболее важных поселений были разрушены (римлянами) до основания, 580 тысяч человек (евреев) погибли в вылазках и сражениях, погибшим же от голода, эпидемии и огня - нет числа. Вся или почти вся Иудея превратилась в пустыню...»
После восстания Бар-Кохбы иудейский поселок Итри был вторично жестоко разрушен. В первый раз это произошло во время Великого восстания, о чем свидетельствует Иосиф Флавий. Теперь же пол в зданиях был покрыт толстым слоем пепла, монеты сплавились друг с другом, стекло было расплавлено. Все свидетельствует о следах пожара... В Итри никогда уже больше не жили евреи. Около 70 лет поселок лежал в руинах, а потом эти земли получили ветераны римской армии. Они стали расчищать территорию и просто сбросили все, что осталось после пожара в большую микву.
Археологи обнаружили в микве множество скелетов. Очевидно, скелеты принадлежали евреям, погибшим в последней битве - мужчинам, женщинам, детям... К работе по их изучению был привлечен антрополог Управления древностей, доктор Йоси Нагар. Неожиданно он спросил, не пользовались ли рабочие мотыгой при раскопках. Нет, они копали вручную. Антрополог пояснил, что один из трупов был обезглавлен. Он выглядел так, как будто голова была отрублена саблей, при этом были повреждены шейные позвонки. Обычное дело у римлян, но в Израиле такая находка была обнаружена впервые!
Но на этом тайны обезглавленных трупов не закончились. Расчищая другую микву - древний ритуальный бассейн, - археологи наткнулись на еще один скелет без головы, на этот раз современный! Экспертиза показала, что человек умер где-то 50-60 лет назад. Все были в шоке, но Саид, один из археологов-грабителей, вставших на путь исправления, сказал, что он знает, кому принадлежит труп: "Это мой брат". И он поведал историю о том, как его старший брат в 1949 году был членом банды грабителей, которые регулярно проникали через границу с Израилем в оставленные в 1948 году арабские деревни и искали там ценности. Не забывайте, что район Адулам в те времена был "диким Западом" государства Израиль. Арабы постоянно переходили границу, которая была обозначена на местности весьма относительно, и воровали сельскохозяйственную технику, скот и, как видите, вещи из брошенных деревень, а также археологические ценности. Однажды старший брат Саида ушел и уже никогда больше не вернулся домой. А через несколько дней некий человек постучал в дом и принес мешок, в котором лежала голова брата. "Вы нашли тело без головы, а мы получили голову моего брата. Его убили сообщники, с которыми он не поделил добычу", - говорит Саид.
Но тайны снова окутывают Иудейские холмы: экспертиза постановила, что обезглавленный труп принадлежал женщине. Кто найдет ответ на вопрос, кому принадлежит скелет без головы и куда делся скелет брата Саида?