Я когда-то писал на тему, как я приехал в Израиль. И даже написал почему, я уехал из Украины. А вот теперь попробую написать как я дошёл до такой жизни.
4 февраля 1998 года, я защитил диплом, а 20 получил его на руки, подписал обходные листы, и 23 покинул город Харьков, в котором прожил почти 6 лет. Прописка у меня была только до 1-го марта. Т.е. второго марта любой милиционер, мог задержать меня как БОМЖа.
Перед окончанием ВУЗа мы с друзьями потыкались на различные харьковские заводы, и хоть им очень нужны были инженеры, брать нас без прописки они не могли, или не хотели, а играть в игру под названием прописка, не хотел я.
В общем 23 февраля 1998г, когда вся страна праздновала восьмидесятилетие советской армии и военно-морского флота, я вернулся в родной город который покинул 6 лет назад.
В отличие от Харькова в котором была работа, но везде требовали прописку, которой у меня не было, в моём родном городе прописка у меня была, но её ни кто не спрашивал и работы, тоже не было.
Пеший поход, с другом, по маршруту 10-го троллейбуса, результатов не дал:
-завод "Импульс" - закрыт, проходная заросла травой,
-ПО "Темп" - практически не работает, люди не требуются.
-НПО "Ротор" - работает какой-то участок цеха, зарплату не платят уже три года,
-ЗТА, кто-то там работает, но новых работников им не надо,
-"Фотоприбор" - тогда работал, но новых работников им не надо.
(Ув. земляки, если там сейчас что-то изменилось, то не кидайте в меня помидорами, сведения за март 1998г.)
Через три недели нашёл работу работу в 30 км от Черкасс, в г.Смела, на
"РПЗ-Оризон" (радиоприборный завод), в КБ "Оризон-Навигация", а мой друг вернулся в Харьков, поступать в магистратуру.
1 апреля, я начинаю работать в должности инженера конструктора, в КБ "Оризон-Навигация", с официальной зарплатой в 115 гривен, грязными ($64 по тогдашнему курсу).
В мае я поучил свою первую зарплату в 100 гривен, из которых 40 ушло на оплату жилья, 20 на проезд в городском транспорте, на работу и обратно остаётся 40, живи и ни в чём себе не отказывай. Все кто посчитали, что я должен проставиться с первой зарплаты, включая родственников, пошли в пешее эротическое путешествие.
Кроме официальной зарплаты есть, ещё вторая в конверте, но это не всем, не сразу, не каждый месяц, и не известно сколько дадут, иногда 50, иногда 100, а иногда и 200.
Июнь, я закончил свой первый пробный проект. Главный конструктор посмотрел и сказал ОК.
В тот же день, мне было сказано, отложить всё, что я наделал в сторону, до лучших времён. Срочно заняться, настоящим, а не пробным, проектом, и ещё начальник, выдал мне деньги в конверте, как заправскому инженеру разработчику (из 50 человек работавших в КБ, деньги в конверте получало не более десятка, остальные только зарплату, правда они не хрена и не делали).
Июнь-август, я работаю как заведённый, закончил один проект, взялся за другой.
На заводе начался месячник борьбы за дисциплину, опоздавших, на одну минуту, менты дежурившие на проходной (завод охраняли не ВОХРовцы, а настоящие менты), скручивали и вели в обезьянник, писать объяснительную, на тех, кто пытался возмутиться, надевали наручники.
Я уже в этих вопросах был опытный, меня каждый день обыскивают на проходной на входе и на выходе. Я когда-то по неопытности пробовал возмутится, так меня обшмонали, нашли в кармане записную книжку и дискету , пытались шить шпионаж, как минимум промышленный, устроили допрос, пытались выяснить чьи это телефоны в записной книжке (кто такие Юля, Маша и Аня) и т.д. хорошо, что директор "Оризон-Навигации", проходил мимо, увидел и отмазал.
Август 1998г. (за две недели до кризиса) мне повысили официальную зарплату, до 140 гривен, но перестали её платить, причём и официальную, и в конверте, начальник сказал: "Потерпите". Ему хорошо, он себе на БМВ натерпел, а мне жрать охота.
Денег нет, жрать нечего, как в студенческие времена. Так когда, студентом был, думал, что надо доучиться, а там пойду работать и всё будет по другому. Сейчас я уже не студент, а ведущий инженер проекта, а жрать всё равно нечего.
Бабушка сказала: "Подумать только, мой внук сидит как полный засранец, инженером на РПЗ, людям сказать стыдно. Ты бы лучше уехал в Израиль, тут тебе делать нечего."
Состоялся безрезультатный разговор, с начальником на тему получить свои деньги.
Утром пошёл в Сохнут, а там как раз набирали народ на программу ульпан-кибуц.
Через неделю позвонили, сказали, что я прошёл на программу и спросили точно ли я буду ехать. Сказал, что точно.
Сказал, родителям, что я уезжаю.
Подал документы.
Случился августовский кризис, денег всё равно нет, так ещё и цены взлетели в разы, перспектива получить зарплату упала до нуля.
Сентябрь, я честно закончил проект, хоть мне уже ничего не платили, и уволился с завода.
Октябрь, оформление документов, поездка в израильское посольство за визой, прощание, провожание и сборы. Всё моё барахло "нажитое непосильным трудом", влезло в один рюкзак.
Еле нашёл хозяина квартиры, что бы рассчитаться за хату и вернуть ключи.
Я его спрашиваю, почему ты пропал? Почему не приходишь за квартплатой? Тебе, что деньги не нужны?
Ответ меня потряс: "Так вам же всё равно зарплату не платят, зачем же нервы зря трепать. Денежных квртирантов всё равно нет, а у тебя хоть порядок в квартире".
В какой ещё, стране мира есть такие понятливые граждане?
Но меня уже достала эта понятливость, я уже устал всё понимать.
Я понимаю, почему нужна прописка в Харькове и почему она мне не положена, почему не платят зарплату и почему менты шмонают меня на заводской проходной два раза в день на входе что бы чего-то не пронёс, а на выходе, что бы чего-то не попёр, я понимаю почему не горят фонари на улицах и почему вечером на улицах нет людей, почему мне может нахамить водитель автобуса и почему бабушке стыдно сказать соседям, что её внук инженер. Я это всё понимаю, но я больше не хочу ничего понимать.
4 ноября. Я улетел в Израиль.
P.S. Через пол года, моим родителя отдали 40 гривен из моей зарплаты, а через год ещё 20, и всё из тех 500, что остались мне должны. И мои родители поняли, что больше не отдадут, и хорошо, что хоть эти отдали.
P.P.S. Через три года, я посетил родной город и родной завод. Милиционеру я показал израильский паспорт и он и не подумал меня задерживать и обвинять в шпионаже или хотя бы обыскать.