Полуторка

Jul 26, 2015 10:00


29 января 1932 года в Советском Союзе появился новый серийный грузовик - с конвейера сошел первый ГАЗ-АА, называемый, для удобства, ГАЗ-2А. Был это, на самом деле, не более чем лицензионный Форд-АА, который появился в 1927 году и ко времени начала производства на ГАЗе (вернее на НАЗе - Нижний Новгород в Горький переименовали позже, и, вместе с городом, сменил свое имя и автомобильный завод) уже готовился к снятию с производства у Форда.




Но то у Форда, а в нашей стране, как водится, все по другому. Кстати, небольшая ремарка - до 1934 года кабина была выполнена из дерева и прессованного картона, а потом заменена на металлическую с дерматиновой крышей. Почему так? А очень просто - заключенный 31 мая 1929 года в Дирборне контракт предусмотривал не только строительство Горьковского (тогда еще Нижегородского) автомобильного завода, но и поставку как сказали бы сейчас "машинокомплектов" для сборки грузовиков. Было таких комплектов 72 тысячи, вот на них и была деревянно-картонная кабина...




Вернемся к нужности и востребованности автомобиля. 2А ведь производился не только в Горьком. Вот смотрите - известный московский завод КИМ был открыт в ноябре 1930 года. А первый КИМ вышел только в 1939 году. Чем же занимался московский завод девять лет? А выпуском того самого лицензионного Форд-АА, который стал ГАЗ-АА. При чем выпускался этот грузовик в Москве в достаточно серьезных объемах - завод имени КИМ даже получил статус "Московский филиал горьковского автомобильного завода", выпуская грузовики из получаемых с головного завода деталей.




Сколько всего было произведено машин до момента начала войны - сказать сложно. Точно известно, что в РККА к 22 июня 1941 года числилось 151 100 полуторок. Потом завод в Горьком (КИМ тогда уже не занимался грузовиками, а сборочный завод в Ростове-на-Дону попал в оккупацию) перешел на выпуск ГАЗ-ММ, но это уже совсем другая история...




Кстати - Форд АА выпускался не только в Советском Союзе. Немцы тоже имели такую машину, ведь американцы старались зарабатывать на всем, на чем могли - собиралась она по 1939 год, была фактически европейским Форд-АА (а затем и Форд-ВВ, БэБэ тоесть) и довольно плотно использовалась в частях вермахта...

А вот с моделями Форд... простите, ГАЗ-АА, до недавнего времени было мягко говоря не ахти. Существовала отливка, выпущенная заводом "Двигатель", и... и все - никакого другого ГАЗ-АА в конце восьмидесятых я в глаза не видел. Года четыре назад (примерно, точнее не скажу) в продажу вышла полуторка от НАП и появилась возможность модели сравнить.






Что тут можно сказать? Все перед вами, думаю понятно и без слов...Старая полуторка годится лишь "как память" (у меня так и есть, я приобретал ее вместе с ГАЗ-60), на фоне того же НАПа она просто теряется...





Однако их у меня две, и, помня про историю производства ГАЗ-АА мне хочется сказать, что:
- модель производства завода "Двигатель" показывает ранний ГАЗ-АА с деревянно-картонной кабиной.
- модель НАП показывает ГАЗ-АА, собранный из "машинокомплектов" ГАЗа, но производства завода КИМ в Москве.




двигатель, нап, газ

Previous post Next post
Up