Шло лето 1970 года. Председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин поставил перед коллективами ВАЗа, АЗЛК и Ижмаша задачу создать автомобиль повышенной проходимости с комфортом массовых легковых моделей. Потребовалось несколько лет, чтобы производственники представили свои проекты. Сейчас, с высоты 2015 года понимаешь, что всем нам очень повезло, что лучшей была разработка ВАЗа. Ведь могло быть гораздо хуже...
Вот, например, Ижевский ИЖ-14. Завод Министерства обороны, кстати...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4408/212433154.64/0_137e5b_3971fd5a_M.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5907/212433154.64/0_137e5c_5019e8f5_M.jpg)
А вот это уже московское творчество - АЗЛК. Москвич-415/416. Попытка тоже не удачная - и слава богу, кстати говоря. Завод-то уже к этому времени начал отставать, а что бы было с машиной (да и всеми нами), если бы такое чудо встало на конвейер. Ни дать ни взять - колониальная машина...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16142/212433154.64/0_137e59_dedadeee_M.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6819/212433154.64/0_137e5a_a134ed16_M.jpg)
ВАЗ победил по тому, что изначально перенес на будущий перспективный полноприводный автомобиль большое количество деталей с очень популярной тогда "Шестерки". Фактически, 2121 "Нива" (кстати, я где-то в сети видел объяснение, почему "Нива" надо писать большими буквами - Наилучшее Изобретение Волжского Автозавода) представлял собой гражданский комфортабельный автомобиль с полным приводом. Как писали европейские автомобильные журналы тех лет - "Рено 5 поставили на шасси Лендровера". В общем - получилось.
Кстати - это единственный русский автомобиль за всю историю нашего автопрома, продававшийся в Японии!
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3414/212433154.64/0_137e56_7175f4ea_S.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4512/212433154.64/0_137e57_dcc75395_S.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15579/212433154.64/0_137e58_c22df152_S.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15566/212433154.64/0_137e5d_8e49750d_S.jpg)
Модель "Нивы" в СССР изготавливал ПО "Тантал" - с поворотными колесами и открывающимися дверями моделька сразу стала сверхпопулярной и дорогой. Я в те годы только начинал собирать советские автомобили 1/43, был еще "пешком под стол", а потому нудно и долго упрашивал родителей купить мне этот замечательный автомобильчик.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6747/212433154.64/0_137e55_2cc3ca1b_L.jpg)
Ждал я долго, но в конечном итоге стал-таки обладателем этой замечательной модели. Она до сих пор стоит у меня в коллекции, и даже моя дочка, переломавшая множество моделей, к этой относится с каким-то благоговением... Мне сложно сказать - почему. Наверное потому, что у нее уже есть такая же, только настоящая и не зеленая :-)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15546/212433154.63/0_137e54_2e171905_XS.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4515/212433154.63/0_137e53_58111cf4_XS.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15558/212433154.63/0_137e52_a44fdf58_XS.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15482/212433154.63/0_137e51_dd3bbbd4_XS.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3303/212433154.63/0_137e50_266399ab_XS.jpg)