Гротескная экология

Jun 23, 2019 11:37





Energy Observer еще с ветрогенераторами

Совсем недавно РФ, а конкретно - С.Петербург, посещало интересное судно-лаборатория Energy Observer. Оно практически под завязку нашпиговано наворотами по добыче и переработке у себя на борту большого числа видов возобновляемых энергий, основными из которых являются солнечные батареи, ветрогенераторы (в рекламном ролике - сейчас заменены крылообразными вертикальными парусами, бо они осуществляют на ходу рекуперативное вращение гребных винтов с электродвигателями\генераторами), электроэнергия идет на зарядку литиевых аккумуляторов и получение водорода из опресненной обратным осмосом забортной воды. Водород закачивают в емкости под давлением до 350 атм - и затем используют в топливных элементах для энергообеспечения на мощностных режимах.

Смотрится катамаран футуристичненько и броско, жаль не удалось сфоткать его самостоятельно, а в инете найдете сами много стильных художественных фоторабот профессионалов. Меня, как инженера, все же больше интересует его внутренняя начинка, а не экстерьер, именно в плане отказа от использования углеводородных топлив - он, сам того не зная, выступает конкурентом моего развозного тримарана со Стирлингом.



Пусть это будет выглядеть как битва «Запорожца» с «Rolls-Royce», но мне привычнее решать насущные проблемы человечества, чем бахвалится небрежно выкинутыми миллионами! Energy Observer задумывался лишь как демонстратор технологий, роскошный, презентабельный - но, увы, бесполезный в «домашнем хозяйстве». И наверняка требующий дорогостоящего обслуживания и замены периодически выходящих из строя фильтров осмоса, деталей компрессоров высокого давления и прочей дребедени. При том, что и пассажиров-то на борту разместить негде - все сплошь утыкано трубопроводами и проводами между различными технократическими объектами. Да, это пиар-акция фирмы Toyota и ряда других спонсоров, пожелавших вот так необычно заявить о своем бренном существовании. С Тойотой понятнее всех: она хочет избавиться от ярлыка «производителя бабахмобилей», но вряд ли это будет так легко.

С практической точки зрения солнечные панели уже и так застолбили себе прочную рыночную нишу - на своем тримаране я также буду их использовать. А вот выработка и хранение водорода может быть оправдана лишь где-нибудь в полярных широтах и Антарктиде, т.е. вдали от обычного проводного электричества, малонаселенности с обширными пустующими (холодными!) территориями и более требовательными к экологическим загрязнениям. Я бы не хотел иметь (и навязывать другим - тем паче) под боком взрывоопасные баллоны с горючим газом (даже метаном - привет Газпрому!) под высоким давлением.

Поэтому намереваюсь приспособить один из новых видов Стирлига для прибавки получения «дармовой» энергии на ограниченной площади пространства. Рабочее тело в моем Стирлинге под небольшим давлением (около 4 атм), хотя тоже горюче и слегка токсично - при разгерметизации должно все быстро уйти в атмосферу и воду, пусть и с небольшим ее заражением: утечки нефтепродуктов и Фукусимы приносят гораздо больше вреда. Выработанная ЭДС должна храниться в дешевых свинцовых кислотных необслуживаемых аккумуляторах. В номинации «абсолютной экологичности» Energy Observer побеждает с небольшим отрывом, проигрывая в «безопасности» (без рассмотрения стоимости достижения обоих параметров, т.е «цена\качество» явно не конек фешенебельного монстра).

Конструкция тримарана будет упрощена до предела, ведь идет расчет на рынки Юго-Восточной Азии и Африки, где «кондовость» - признак совершенства. Вертикальных ветрогенераторов на них не будет - кпд слишком мал (они у меня предназначены для опреснительных установок - без осмоса, для бедных прибрежных хозяйств). Идеи по вертикальным крылообразным парусам есть - но они требуют манипуляций в процессе эксплуатации (не всем понравится, а выигрыш - невелик), так что пойдут как допоборудование (например, для сравнительно дальних перевозок). Вообще, такие «корытца» не должны отходить далее 100км от берега, но за всеми разве уследишь...

Так как Стирлинг будет унифицирован с «Балабой», то и длина всего судна будет зависеть от набора секций этого двигателя. Самым ходовым, вероятно, станет двухсекционный тримаран на 1,5 тонны загрузки, т.е. порядка 16 человек с небольшим скарбом. Его габариты где-то 3х8 м - можно и плавучий дом соорудить (в теплых морях). Скорость намечается (в хорошую погоду) около 10 узлов (18км\ч) - большую можно обеспечить путем разряда аккумуляторов на преодоление пути, а подзаряжать их - на стоянке от сети, выйдет все равно дешевле углеводородных топлив.

Можно ли на Energy Observer установить мой Стирлинг? В текущем варианте - нет. Центральный корпус тримарана и является холодильником для рабочего тела плюс в нем (и боковых аутригерах) будут размещаться АКБ, что улучшает устойчивость при различных загрузках и снижает плечо изгибающего момента на палубный настил - как многие уже догадались, там по максимуму будет использоваться экструдированный пластик (ПВХ). Академические корабелы сразу начнут «смаковать» значительную смоченную поверхность тримарана - источник сопротивления. Комфорт пассажиров и конструктивная необходимость кратно перевешивают данную «мелочь».

Прямых признаков для использования тримарана в военном деле я пока не вижу: его функции перекрывают РПБК и «Балаба». А вот для проведения сейсморазведки совместно с моими глайдерами - как носитель генератора импульсов и обеспечения его энергией - здесь он будет гораздо добротнее РПБК благодаря своей грузоподъемности и маневренности - можно даже дизель-генератор установить при необходимости: экологичность - не самоцель, а только способ экономии в больших масштабах. И здесь практицизм моей «Черепахи Тортиллы» со Стирлингом будет гораздо предпочтительнее экстравагантной «водородной бомбы» Energy Observer...

Дополнение: в Японии спустили на воду паром на литиевых батареях. Полку «экологичного транспорта» прибыло..



Морской паром e-Oshima на аккумуляторном питании (GS Yuasa)

energy observer, Балаба, изобретения, наукаитехника, сейсморазведка, робототехника, патент, стирлинг

Previous post Next post
Up