Об утверждении Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Процедуры сертификации"
(с изменениями от 23 декабря 2005 г., 25 июля 2007 г., 12 февраля, 23 декабря 2009 г., 15 апреля 2010 г., 12 августа 2011 г.)
В соответствии со статьями 8 и 61
Федерального закона от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1383) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Процедуры сертификации".
2. Признать утратившими силу:
Приказ Федеральной авиационной службы России от 30 декабря 1998 г. № 375 "Об утверждении Федеральных авиационных правил обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 5 мая 1999 г., регистрационный № 1778);
Приказ Федеральной службы воздушного транспорта России от 23 июля 1999 г. № 19 "О внесении изменений и дополнений в Приказ Директора ФАС России от 30 декабря 1998 г. № 375 "Об утверждении Федеральных авиационных правил обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 5 августа 1999 г., регистрационный № 1854);
Приказ Федеральной службы воздушного транспорта России от 14 сентября 1999 г. № 53 "О введении изменений и дополнений в Приказ Директора ФАС России от 30.12.98 № 375 "Об утверждении Федеральных авиационных правил обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 1 октября 1999 г., регистрационный № 1918);
Приказ Федеральной службы воздушного транспорта России от 12 ноября 1999 г. № 105 "О внесении изменений и дополнений в Приказ Директора ФАС России от 30 декабря 1998 г. № 375 "Об утверждении Федеральных авиационных правил обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2000 г., регистрационный № 2069).
3. Исключен. -
Приказ Минтранса РФ от 23.12.2005 № 154.
Министр С.ФРАНК
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 марта 2003 г. N 4314
Утверждены
Приказом Минтранса России
от 4 февраля 2003 г. № 11
Федеральные авиационные правила "Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Процедуры сертификации"
(в ред. Приказов Минтранса РФ от 23.12.2005 № 154,
от 25.07.2007 № 103, от 12.02.2009 № 24,
от 23.12.2009 № 249, от 15.04.2010 № 95)
4. Эксплуатация гражданских воздушных судов в коммерческих целях гражданином или юридическим лицом, не имеющим действующего сертификата эксплуатанта, не допускается.
Эксплуатация гражданского воздушного судна для выполнения полетов осуществляется в соответствии с условиями и ограничениями, содержащимися в эксплуатационных спецификациях.
83. Уполномоченным органом в области гражданской авиации могут проводиться внеплановые инспекционные проверки.
Основаниями для проведения внеплановой инспекционной проверки эксплуатанта являются:
ухудшение состояния безопасности полетов;
ухудшение основных финансово-экономических показателей деятельности эксплуатанта;
возбуждение против эксплуатанта дела о банкротстве или судебного разбирательства в связи с неплатежеспособностью.
Абзац исключен. - Приказ Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103.
102. Инспекционный контроль базовых объектов может проводиться в центральном офисе и на основной базе производства полетов эксплуатанта, а также на других объектах структурных подразделений эксплуатанта, непосредственно связанных с производством и обеспечением полетов, обслуживанием воздушных судов.
В ходе проведения инспекционного контроля проверяются:
изменения в организационной структуре эксплуатанта;
укомплектованность структурных подразделений и соответствие квалификационным требованиям руководящего и авиационного персонала эксплуатанта, непосредственно связанного с обеспечением безопасности полетов и авиационной безопасности;
внесение изменений в документы, содержащие сведения об установленных и принятых к исполнению эксплуатантом правилах, процедурах и нормах по производству и обеспечению полетов, обслуживанию воздушных судов, организации воздушных перевозок и их исполнении персоналом;
состояние зданий, сооружений, ангаров, рабочих и административных помещений и их оборудования;
организация летной работы;
состояние воздушных судов и судовая документация;
организация воздушных перевозок;
организация обеспечения безопасности полетов;
организация обеспечения авиационной безопасности;
организация охраны труда;
документация по страхованию;
финансово-экономическое состояние эксплуатанта.
Оценка достаточности финансовых ресурсов, анализ рисков ухудшения финансового состояния эксплуатанта и потенциальных возможностей восстановления платежеспособности эксплуатанта осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации на основе данных бухгалтерской и государственной статистической отчетности.
Эксплуатант, в деятельности которого при проведении указанной оценки выявлен дефицит (недостаточность) финансовых ресурсов, разрабатывает и реализовывает программу (бизнес-план) восстановления и обеспечения платежеспособности.
107. Основаниями для введения ограничений в действие, приостановления действия или аннулирования сертификата эксплуатанта могут являться:
выявленные факты нарушения (несоблюдения) эксплуатантом правил производства и обеспечения полетов, влияющие на безопасность полетов и авиационную безопасность:
а) выполнение полетов на неисправном воздушном судне, с недействительным сертификатом летной годности или без судовых документов. Эксплуатация воздушных судов, двигателей или их агрегатов сверх установленных ресурсов и сроков службы;
б) выполнение полетов на воздушном судне, не разрешенном к эксплуатации в соответствии со специальными разрешениями, утверждениями и ограничениями, предусмотренными эксплуатационными спецификациями;
в) допуск к выполнению полетов или обслуживанию авиационной техники лиц из числа авиационного персонала, не имеющих специальной подготовки и/или соответствующего сертификата (свидетельства);
г) нарушение эксплуатантом установленных норм налета, рабочего времени и времени отдыха летных экипажей;
д) выполнение полета с неполным составом летного экипажа в случае, если состав летного экипажа меньше минимально установленного Руководством по летной эксплуатации воздушного судна;
е) невыполнение требований и норм по сбору, обработке и анализу полетной информации;
ж) нарушение правил организации, обеспечения и производства полетов, приведшее к авиационному происшествию;
з) нарушение установленных обязательных требований, в том числе порядка поддержания и повышения квалификации членов летного и кабинного экипажей воздушных судов;
и) сокрытие событий, угрожающих безопасности полетов и подлежащих служебному расследованию в соответствии с установленным порядком;
к) внесение изменений в конструкцию воздушных судов, снижающих уровень авиационной безопасности;
л) перевозка пассажиров, ручной клади, багажа, грузов, почты, бортовых запасов, не прошедших предполетный досмотр;
м) нарушение установленного порядка перевозки оружия, сданного пассажирами на временное хранение на период полета;
н) нарушение эксплуатационных ограничений по перевозке пассажиров, багажа или грузов. Сверхнормативная загрузка грузовой или пассажирской кабины воздушного судна;
выявленные факты нарушения (несоблюдения) эксплуатантом сертификационных требований, действующих в гражданской авиации Российской Федерации;
выявленные факты нарушения (несоблюдения) эксплуатантом установленных сертификатом эксплуатанта и эксплуатационными спецификациями условий эксплуатации и обеспечения полетов воздушных судов;
невыполнение эксплуатантом указаний уполномоченного органа в области гражданской авиации, данных в пределах его компетенции, по устранению в установленный срок выявленных инспекционной проверкой недостатков, угрожающих безопасности полетов или авиационной безопасности;
ухудшение основных производственных показателей и финансово-экономического состояния деятельности эксплуатанта, влияющих на безопасность полетов и права потребителей;
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 49, ст. 4561.
прекращение действия условий эксплуатации воздушных судов и обеспечения полетов, содержащихся в основных данных и необходимой документации заявки на сертификацию, на основании которых были выданы сертификат эксплуатанта и эксплуатационные спецификации (расторжение или окончание сроков действия договоров аренды воздушных судов, договоров на техническое обслуживание воздушных судов, договоров на обеспечение полетов, окончание действия сертификатов летной годности воздушных судов);
отсутствие у эксплуатанта во владении на любых законных основаниях исправных воздушных судов;
письменное заявление эксплуатанта.
Возбуждение против эксплуатанта дела о банкротстве или судебного разбирательства в связи с неплатежеспособностью, отсутствие реальных перспектив восстановления платежеспособности организации либо отсутствие положительных результатов в ходе реализации бизнес-плана восстановления платежеспособности могут служить основанием для введения ограничения действия сертификата эксплуатанта.
Основанием для приостановления действия сертификата эксплуатанта является нарушение требований воздушного законодательства Российской Федерации, выявленное по результатам расследования авиационного происшествия, инцидента или производственного происшествия с воздушным судном эксплуатанта.
По истечении трех месяцев приостановления действия сертификат эксплуатанта подлежит аннулированию.