Напомним, что 3 ноября 2013 года на борту тонущего пассажирского парома неподалеку от города Паттайя в Таиланде оказались двое летчиков-наблюдателей Авиалесоохраны. Один из них - Руслан Фролов (ФБУ "Авиалесоохрана"), второй - Иван Змановский (Ханты-Мансийская база авиационной и наземной охраны лесов). Друзья, находившиеся в Таиланде в качестве туристов, приняли участие в спасении людей. Нам удалось связаться с Русланом Фроловым по телефону.
«Стоя на носу, я вдруг почувствовал, что паром остановился, потом начал сильно раскачиваться, - говорит Руслан. - Послышались крики, люди стали бегать туда-сюда, волноваться. Буквально за секунду на палубе расхватали все спасательные жилеты, видимо, их изначально на всех не хватало. Я не стал брать жилет, решив, что он нужнее другим - я умею плавать, а на пароме было много женщин. Мой друг Иван в момент аварии находился на нижней палубе, он смог вылезти через окно и подняться на нос. У Вани был спасжилет, но он отдал его девушке, которая не умела плавать.
Паром со страшной силой шатало то вправо, то влево. Ваня стоял рядом со мной на носу и помогал пассажирам, не позволяя им выпасть за борт. Я держал одной рукой тайскую семью - мужчину и женщину, второй рукой держался за скамейку. Все это продолжалось примерно 10-15 минут.
Честно говоря, я никак не думал, что паром начнет тонуть, полагал, что нужно просто помочь людям продержаться во время качки. Минут через десять минут крен достиг 45 градусов, люди просто катилась по палубе от борта к борту.
Внезапно корма погрузилась в воду, и буквально за несколько секунд паром завалился влево. Многие в этот момент выпали за борт. Меня швырнуло на скамью. Семья, которую я держал, показала знаками, что хочет прыгнуть за борт и плыть, так они и сделали. Они были без жилетов, - им не досталось, - но у них все закончилось благополучно, оба остались живы.
Было очень страшно и неприятно видеть, как некоторые мужчины плыли в спасжилетах, а следом с огромным трудом плыли их девчонки без жилетов, не получая никакой помощи. Мы с Ваней оттолкнулись и спрыгнули с борта. Ваня помог доплыть женщине с ребенком, и еще тайцу, который еле-еле плыл, а я помогал плыть трем девчонкам - жилет был только у одной из них. В воде мы провели примерно полчаса - час, точно мне трудно сказать.
На помощь пришло несколько спасательных судов, но никто не помогал изнемогавшим от усталости людям подняться на борт, им просто бросали в воду спасательные жилеты. На судах не глушили двигатели, из-за этого к ним было трудно подплыть. Мы с Ваней решили разойтись по разным судам и стали вытаскивать людей из воды, помогать им подняться на борт. Капитан в спасении людей не участвовал, команда тоже. Команду пришлось затаскивать на борт спасательного судна. Помню, я вытащил одного китайца, но он оказался мертвым - слишком много времени провел под водой. Среди тех, кого вытащил Ваня, была мертвая девушка. Некоторые люди пытались карабкаться на корабли чуть ли не по нашим спинам, даже в те моменты, когда мы поднимали на борт мертвых. Скольких всего людей мы вытащили - не знаем. Мы их не считали…»
В тот день на берег было доставлено 209 спасенных, 15 из них находились в тяжелом состоянии. Еще шестеро погибли. Вчера умер ребенок-россиянин, пострадавший во время катастрофы. По предварительным данным, паром был сильно перегружен, а капитан в момент крушения находился в состоянии алкогольного опьянения.
Фото: Архив ФБУ "Авиалесоохрана", ЕРА