Недавнее
однодневное путешествие по Красноярскому району меня столь впечатлило, что даже свой фото-рассказ о нем я решила разбить на несколько частей, дабы ничего не упустить и в тоже время не растекаться особо "мысию по древу". Сегодня я расскажу о мусульманских храмах и святынях Красноярского района, которые мне довелось увидеть. Вот это - мечеть в селе Байбек, построенная силами сельчан, в основном молодежи.
Как нам рассказывали, молодые люди приходили на стройку каждый день после работы, и мечеть была возведена в рекордно короткий срок - буквально за несколько месяцев. Кстати, Байбек - село не маленькое, но живут там исключительно казахи. Есть, правда, в селе одна русская - приезжая из Саратова. Но и она, выйдя замуж за байбекца, уже давно, по выражению односельчан, "стала своей".
Могила Букей-хана близ поселка Малый Арал. Султан Внутренней Орды, он привел казахов на эту землю в 1801 году с высочайшего позволения Павла I. Букей-хан был просвещенный правитель, укреплявший и расширявший свои владения при помощи искусной дипломатии. Перед смертью он завещал похоронить себя неподалеку от могилы своего друга - ногайского святого и целителя Сеид-Бабы.
Рядом с гробницей Букей-хана - могила его его жены, Гитан-ханым. Здесь же, по преданию, похоронена знахарка Айжамал, слава о которой пережила уже два века: к ней до сих пор приходят просить об исцелении от кожных болезней и бесплодия.
А это и есть мавзолей Сеид-Бабы, почитаемый паломниками, верящими в чудесную целительную силу святого. Дощатые стены украшены необычным узором: когда на них падают солнечные лучи, внутри мавзолея появляются силуэты людей, стоящих в два ряда с поднятыми вверх руками. Суфий, прославленный ученый и целитель Кулвай-бин Сейд Гали (Сеид-Баба Хожетаевский) почитался святым ещё при жизни, а после его смерти даже земля вокруг мавзолея стала считаться святой.
Сюда приходят преклонить колени и попросить Сеид-Бабу о помощи самые разные люди. Но, думаю, все они приезжают сюда с верой. Хотя бы с верой в чудо.
С недавних пор на территории культового комплекса появилась бесплатная гостиница, очень уж велик стал поток паломников. Часто приезжают сюда и туристы - за много лет существования
паломнического тура "Дорогами религий" здесь побывало немало астраханцев и гостей города.
Говоря о мусульманских храмах, нельзя не упомянуть о татарской мечети села Красный Яр. Когда-то она была почти полностью разрушена - в советские времена здесь даже магазин умудрились устроить. Впрочем, подобная судьба постигла тогда многие храмы, и не только в Астраханской области. Но сегодня это красивое здание с высоким минаретом, который венчает золотой полумесяц, радует глаз новизной - спасибо благотворителям. На минарет, кстати, мне довелось подняться. Ух, как это было страшно: голова кружилась, колени дрожали, но зато какой вид открывался вокруг!
Чуть подробнее о селе Красный Яр, и о Байбеке, и о Малом Арале я расскажу в своё время. А сейчас - просто посмотрите на древние пески, среди которых люди воздвигают дома и храмы, пасут стада и выращивают цветы. Эти пески, кое-где заросшие колючим низкорослым кустарником, зовутся в этих краях степью. Кочевая степь - бескрайняя и зовущая в путь.
Смотреть на Яндекс.Фотках