Хотел назвать пост «посох фараона», но оказывается есть такая игрушка компьютерная, так что захламили поисковик. Что посохи в Египте времен Моисея были не простые, можно понять из книги Исход, когда языческие жрецы могли превращать свои посохи в змей.(Исх.7:12)
Что у Иосифа был такой же посох, не вызывает сомнений, так как он «волхвованием волхвует», т.е. маг очень высокого уровня.(Быт.44:5) Почему же Иаков, который благословлял самого фараона (Быт.47:10), поклонился на верх посоха Иосифа?
(Бытие 47:31) «Речé же: кленися мнѣ. И клятся емý. И поклонися Изрáиль на конéцъ {вéрхъ} жезлá егó».
Обратим внимание, что не всему посоху поклонился Иаков, а только на верхнюю часть. Совсем по другому в синодальном переводе:
«И сказал: клянись мне. И клялся ему. И поклонился Израиль на возглавие постели».
Очень интересное место из Писания. Что же такого здесь увидели масотеты, что заменили посох постелью? Видимо Спасителя Христа, а точнее Крест. Попробовал найти это у святых отцов.
Так выглядели посохи в Египте
Открыл толкование Златоуста (Беседа 66 на книгу Бытия. Златоуст, т.4, ч.2.), там уже тоже подправили на постель. Не верю я, что Златоуст бы не помянул такую важную деталь. Хотя вопросительную фразу его все-таки оставили: «Видишь ли, что и это самое Иаков сделал по вере, предвидя, что Имевший родиться от семени его будет царского рода?»
Видимо этот момент важен для современных масоретов, если они подправили и Новый Завет.
(Евр.11:21) «Вѣрою Иáковъ умирáя коегóждо сына Иóсифова благослови и поклонися на вéрхъ жезлá егó».
В синодальном переводе Иаков уже кланяется своему посоху: «Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего». Наверно по их логике посох Иакова был на возглавии его постели?
Фиофилакт Болгарский (на самом деле слабо верится, что это он) толкует, что Иаков поклонился Иосифу, облокотившись на свой посох: «Ибо поклонился Иосифу в знаменование поклонения всего народа. Как же поклонился? «на верх жезла своего», то есть опершись на жезл по причине старости. Некоторые говорят: поклонился на верх жезла Иосифа, знаменуя чрез жезл скипетр царствования, долженствующий быть предметом поклонения».(2) Видно, что это натяжка современных библиистов.
Феодорит Киррский пишет «Верою Иаков умирая коегождо сына Иосифова благослови и поклонися на верх жезла его». Ибо предзнаменовал царскую власть Ефрема и подчинение ему десяти колен; посему самим собою предобразует их поклонение».(3) Надо же, а здесь не подправили, оставили «на верх жезла его». А вот насчет толкования, что-то не вериться, чтобы святой отец говорил такое. Ибо в псалмах написано: «и отри́ну селéнiе Иóсифово, и колѣ́но Ефрéмово не избрá: и избрá колѣ́но Иýдово..» (Пс.77:67,68)
Вернемся к посоху. «Древо Жизни- Крест. Эту логическую цепочку можно провести через другое понятие: посох-жезл. В самом деле, количество толкований Древа Жизни, огромно. Однако этот древнейший символ у всех народов имеет одно общее значение: в нем каждая из религий так или иначе стремилась выразить свои понятия о связи земной жизни с волей небес. Иными словами, Древо Жизни выступало в роли некоего инструмента, с помощью которого небесные силы осуществляют свое вмешательство в земные события. Этот инструмент, находящийся в руках божеств, не что иное, как посох-жезл.
Наиболее ярко это проявлялось в Древнем Египте. Так, в египетском искусстве Древо Жизни изображалось обычно в виде посоха, который имел несколько форм.
Любопытна композиция на папирусе из Каирского музея «Прозвание бога Сахмета», относящаяся к XIX династии (1345- 1200 гг. до н. э.): над статуей бога показана крылатая кобра (знак царственности) с солнечным диском над головой. Крыльями кобра держит посох-жезл (Древо Жизни), на вершине посоха - анх (знак жизни), а между крыльями - знак вечности. В этих изображениях просматривается довольно точный прообраз главнейших новозаветных событий, и в первую очередь распятие Христа на Крестном Древе»(1). Надо отметить, что Древо Жизни и есть Христос Господь.
Вывод: Господи помилуй! Как тяжело докапываться до правды. Все исправляют и Писание и толкования!
(1)- «Тайная история Креста». Инна Смирнова Москва 2006г. Стр.22
(2)- Феофилакт Болгарский «Толкования на Новый Завет. Толкование на послание святого апостола Павла к Евреям»
(3)- Феодорит Киррский «Толкование на послание к евреям»