Церковь Живоначальной Троицы в Останкине - одна из самых красивых в Москве. И вообще, это одна из любимых моих построек 17 века. Насколько я знаю, документов на этот счёт не сохранилось, но на основании сопоставления различных данных и стилистических особенностей искусствоведы достаточно единогласно считают её автором крепостного зодчего князей Одоевских Павла Потехина.
Храм строили с 1677 по 1692 годы. Церковь вышла необыкновенно нарядная и живописная. Все стены её как бы украшены замысловатым орнаментом из тёсанного камня и фигурного кирпича. Могу предположить, что в работах участвовали ярославские мастера, в совершенстве владевшие секретами подобного узорочья.
В то время усадьба принадлежала князьям Черкасским, состоявших с Одоевскими в близком родстве. В 1743 году Петр Шереметев женился на Варваре Черкасской -- в приданное вошло и село Останкино с храмом. А через полсотни лет их сын Николай обустроил на берегу Останкинского пруда роскошную летнюю усадьбу с собственным театром и регулярным парком.
Выстроенные в совершенно разных стилях классические дворцовые постройки и старорусская церковь срослись в один удивительно гармоничный ансамбль. Видимо, несмотря на совершенно разную стилистику, этому способствует одинаковый лиричный настрой всех строений. В них нет надутости и пафосности, зато есть какой-то добрый наив и человеческая теплота.
Надо отдать должное, сами хозяева усадьбы чувствовали эту гармонию и относились к старому строению очень бережно. В середине 18 века обветшавшую колокольню пришлось разобрать и заменить новой, по тогдашней моде, барочной. Почему ныне мы видим типичную шатровую колокольню 17 века? Потому что в 1877 году тогдашний владелец усадьбы исключительно из эстетических соображений велел разобрать стилистически чуждую храму пристройку и заказал архитекторам Серебрякову и Султанову новую -- в стиле 17 века.
Тогда же над крыльцом был возведён шатёр, похожий на притворы ярославских храмов.
Дворец ныне стоит в лесах -- на реставрации.
Основу декоративного убранства составляют: тёсанный белый камень, фигурный кирпич и характерные для второй половины 17 века муравлёные (зелёные) изразцы.
Вид алтарной стороны.
Для церковных нужд используются воссозданные в наше время строения старого хозяйственного двора.
Один из приделов.
Вплоть до 1990-х храм входил в состав музея-усадьбы Останкино -- это спасло его от разгрома.
Старые, набранные из кованных пластин ворота.
Декоративное навершие шатра (как и он сам) сделаны во второй половине 19 века.
Во дворе, рядом с колодцем, установлена икона Серафима Саровского.