Иерусалимский общинный дом организовал экскурсию. Тема: водоснабжение, канализация и уборка мусора.
Первым пунктом программы было водоснабжение. Нас повезли на насосную станцию Дизель рядом с кибуцем Хульда около Реховота. Принадлежит она государственной компании по водоснабжению «Мекорот» и называетсяы так потому, что когда-то в течение нескольких лет воду здесь качал дизельный движок. Потом процесс электрифицировали, но дизель на всякий случай оставили. А потом руководство компании решило не сдавать его на металлолом, а сохранить старую насосную станцию как часть своей истории, превратив её в музейный, экскурсионный объект. Мы привыкли, что музеи создаются на руинах из макетов и того, что удалось нарыть на свалке. А здесь -- вот она, полнокомплектная дизельная водокачка шестидесяти с гаком летней давности. Времён войны за независимость 1948-49 годов.
Водокачка скрыта небольшим холмом. Дверь, как в погреб, и ступени вниз.
На стенах спуска висят фотографии строительства водопровода. Собственно, данная водокачка сооружалась в авральном порядке, после того, как еврейский Иерусалим был отключен от водоснабжения арабскими армиями. Попутно во время обстрелов бункер использовался как убежище.
Этот дизель качал воду несколько лет. Потом протянули кабель и поставили электродвигатель. Но дизель сохранили -- как тот бронепоезд, который стоит на запасном пути.
Весной 1948 года арабским отрядам удалось полностью блокировать Иерусалим. В том числе было перерезано и водоснабжение. Какое-то время город связывали с Тель-Авивом редкие вооружённые конвои. Потом еврейским отрядам удалось установить контроль над узким коридором. Воду в тот момент доставляли цистернами. Но сразу же начались работы по созданию новой системы водоснабжения: протянули трубопровод, на конце которого заработала насосная станция Дизель..
В этот сложный период, когда водоснабжение города было затруднено, были разработаны очень интересные рекомендации по водопользованию. Опытным путём установили, что минимум воды для какого-то относительно нормального существования человека должен составлять не менее 9 литров в день. То есть -- средних размеров ведро. Отсюда бралась вода на питьё и готовку. Вода после готовки выпивалась или использовалась для мытья посуды. Потом та же вода могла использоваться, скажем, для полива насаждений. Вода от умывания и мытья сохранялась для замачивания и стирки белья. После стирки белья воду использовали для мытья полов. После мытья полов она не выливалась в канаву, а шла на полив. Кстати, все эти рекомендации базировались на опыте живущих в старом городе хозяек. В Иерусалиме всегда были проблемы с водой. Нормальный водопровод в домах появился в городе только при англичанах, между двумя мировыми войнами. А до этого воду возили водовозы или носили водоносы. Многим было идти до воды достаточно далеко. При турках город снабжали водой ещё античные акведуки и античные наполняемые ими бассейны. Часть воды была разведена по фонтанам. Но значительная часть потребления покрывалась при этом дождевой водой. Под замощёнными каменными плитами внутренними двориками в старом Иерусалиме располагались цистерны для её сбора. В период дождей вода накапливалась, а потом экономно расходовалась до следующей зимы. Так что эта многоступенчатая система использования воды существовала у неизбалованных обилием влаги горожан и в древности, и в среденвековье. Пришлось всё это вспоминать и в связи с войной.
Над нашими головами постоянно летали военные самолёты -- рядом расположен аэродром. Этот памятный знак повествует об упавшем неподалёку штурмовике. Тогда погибли два лётчика.
В низине за насосной станцией качаются на ветру камышовые метёлки. Здесь на поверхность выходят грунтовые воды. Собственно, эта вода и идёт по трубам в находящийся за десятки километров отсюда город.
Это уже современные электрические насосы. Их аж три. Ну, возможно, один резервный.
Карта с изображением трассы водопровода.