Поздним вечером мы бродили по киевскому Подолу -- и как-то неожиданно для себя набрели на синагогу (ул. Щекавицкая, 29). Синагога была уже закрыта, лишь во дворе заканчивалась какая-то вечеринка. Взрослые жарили на мангалах мясо, а дети всех возрастов путались у них под ногами. Кто-то спросил, кто мы и откуда. Я объяснил, что приехал из Москвы и мне было бы любопытно посмотреть на синагогу. Наши собеседники оказались какими-то служащими синагоги -- и любезно вызвались устроить небольшую экскурсию.
Позвали охранника, открыли двери, зажгли свет, разрешили фотографировать... Света для съёмки было маловато -- поэтому фотографии не супер, но просить зажечь все люстры у меня не хватило наглости.
Назначение данного предмета в лестничном пролёте не знаю -- но выглядит он занятно.
Синагога была построена в мавританском стиле в 1895-м году по проекту Николая Николаевича Горденина. Вокруг на Подоле жило множество евреев -- именно этот район отвели им для проживания в 1858 году, когда евреям разрешили селиться в Киеве. Но община долго не могла получить разрешение на возведение синагоги. Синагога была построена как жилой дом Габриэля-Якова Розенберга, оплатившего строительство -- и понадобилось время для того, чтобы её легализовать. Думаю, по старой русской традиции не последнюю роль в этом сыграли обычные (но, наверняка, очень большие, взятки). В 1925 году советские власти синагогу закрыли, но после войны разрешили открыть вновь.
Эту информацию я почерпнул на сайтах:
http://travelturne.ru/ukraine/kiev-synagogue/http://discoverykiev.com/my-kiev/synagogue-of-kiev.htmlЗа что и выражаю их авторам большую признательность.
Этот портал -- как бы шкаф, где за расшитым бархатным занавесом хранится главная святыня синагоги -- свиток Торы.
Допускаю, что у кого-то из читателей зародилось подозрение: А с чего это человек, попав в древнюю столицу русского православия Киев, пишет всё про синагоги, да униатские церкви? Не тайный ли он агент Ватикана, вступивший в сговор с мировым сионизмом.
Честно скажу: я атеист и все религии для меня равны. Никаких предпочтений. А что до тем постов -- всё гораздо проще и грустнее. Договориться о съёмке внутри мечети, католического костёла или синагоги -- обычно дело двух минут. И только православные батюшки, как когда-то советские милиционеры, видят в каждом человеке с фотоаппаратом агента ЦРУ, Моссада или не знаю, кого ещё.
Помню, достал фотоаппарат в московском Рождественском монастыре -- и на меня сразу кинулась толпа охранников -- будто я собираюсь взрывать бомбу. Пошёл к их начальству. Оказалось, частная съёмка вообще исключена, а если я снимаю для газеты, то должен принести официальное письмо и неделю ждать ответа. Который не обязательно будет положительным. Думаю, договориться с цэрэушниками о съёмке в Лэнгли -- и то проще.
Ящик для пожертвований.
Вестибюль с мраморными умывальниками.
Балкон по периметру зала -- это места для женщин. Они могут находиться и внизу, но только не во время молитвы.
Ворота двора синагоги.
Кому интересно, могут ещё посмотреть в моём журнале пост о Центральной синагоге Киева
http://avderin.livejournal.com/15412.html#cutid1