До недавнего времени преподаватель сам мог выбрать учебник по своему предмету. Теперь в России вводится безальтернативность учебников и программ. Как в советские времена. Один учебник на каждый год. Единая для всех программа
( Read more... )
Для выпускающих учебники они - золотая жила. Но для учеников и учителей важность учебников не стоит преувеличивать. Ещё в советское время были учителя, которые не обращались к учебникам и детям не рекомендовали. В постсоветское время их явно стало больше. В школе главное - учитель, учебник при этом может быть вовсе не важен (правда, это больше относится к гуманитарным предметам, таким как история, литература). К тому же, когда говорят о разнообразии учебников, не учитывают, что утверждённая программа по предмету - одна по всей стране. И именно программа является определяющей изучение того или иного предмета: там прописаны и темы, и в каком ключе их преподавать, и сколько учебных часов выделяется на ту или иную тему. Так что важен контроль со стороны школы и органов образования за следованием программе. В советское время за этим обычно следили, в постсоветское - местами с этим был полный бардак.
Не буду оспаривать важность личности учителя и его компетенции, но даже учебники математики очень различаются по качеству подачи материала, его доходчивости. Есть учебники, в которых понимаешь всё с лёту, есть - в которых сам чёрт, запутавшись, сломит ногу. На этом фоне очень важно выбрать действительно хороший учебник. Теоретически это могут сделать учителя. Типа провели опрос - и 80% учителей сказали, что для пятого класса самый лучший учебник этот, а для седьмого - этот. Но ведь выбирать всегда будут не учителя, а чиновники. Которые и не очень-то эти учебники знают. И очень часто главным будет решение человека, который финансово заинтересован, чтобы прошёл этот учебник. И никакой другой.
Ну, по математике и естественным наукам учебник может быть важен, да даже по русскому языку. Выбирают учебники комиссии специалистов. Возможен ли при этом перекос в сторону чьей-либо финансовой заинтересованности? Да, к сожалению. Но это нужно рассматривать конкретно. Хорошо ли было бы, если больше прислушивались к учителям в школе? Наверно. Но к ним и в "благословенные" 90-е никто не прислушивался.
Мне кажется, что проталкивать будут самые бредовые, в смысле идеологически "правильные". Это гнусных капиталистов интересует бабло. А России главное - верность партии и правительству.
Comments 5
К тому же, когда говорят о разнообразии учебников, не учитывают, что утверждённая программа по предмету - одна по всей стране. И именно программа является определяющей изучение того или иного предмета: там прописаны и темы, и в каком ключе их преподавать, и сколько учебных часов выделяется на ту или иную тему. Так что важен контроль со стороны школы и органов образования за следованием программе. В советское время за этим обычно следили, в постсоветское - местами с этим был полный бардак.
Reply
Но ведь выбирать всегда будут не учителя, а чиновники. Которые и не очень-то эти учебники знают. И очень часто главным будет решение человека, который финансово заинтересован, чтобы прошёл этот учебник. И никакой другой.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment