Вчера я рассказывал про непонятно зачем построенный в последние десятилетия гаражный комплекс. Который никто не использует - потому что потенциальных пользователей вокруг раз, два… А сегодня расскажу похожую историю из ещё советских времён.
Метро - наверное, самый дорогой в строительстве и содержании вид транспорта. Поэтому его делают лишь там, где есть большие пассажиропотоки, которые уже невозможно обеспечить наземными способами.
Однажды, стоя на платформе станции московского метро «Партизанская», я вдруг задумался на эту тему - и был очень удивлён. Это сейчас станция является пересадочной для МЦК и кучи автобусных маршрутов. Когда же её строили во время Отечественной войны, рядом не было ни гостиничного комплекса, ни нынешних торговых центров, ни жилых домов, ни института физкультуры… Всё это появилось значительно позднее…
А в то время на юге к метро примыкал Измайловский парк с качелями-каруселями, лодочными станциями и несколькими десятками дач всяких академиков. Представляете: дача, до которой можно доехать на метро. Севернее же был ещё не урезанный Лосиноостровский лесопарк, сельхозугодья совхоза «Серп и молот», его тепличное хозяйство и свиноферма. Свиноферму в Гольянове сперва, уже в 70-е годы, окружили жилыми многоэтажками - и только после многочисленных жалоб людей, что жить в полусотне метров от трёх тысяч свиней невозможно, её закрыли в 1975.
Фото из Инета.
В выходные народ ездил на метро в парк. А в будни поезда ходили почти пустые. Вплоть до конца 70-х. Когда рядом построили гостиничный комплекс и возвели жилые микрорайоны. Даже я помню те времена.
И возникает вопрос: а зачем вообще строили эту станцию, эту линию? Ну, до «Электрозаводской» всё было вполне оправдано - там был заводской район, пересечение с железной дорогой. А вот дальше… «Семёновская» (до 1961 - «Сталинская») - с одной стороны к ней, правда, примыкали заводы, но с другой - раскинулось море деревянных домов с палисадничками. Вряд ли они обеспечивали большую загрузку станции. А следующая станция, нынешняя «Партизанская», стояла вообще за пределами тогдашней городской застройки. И само Измайлово вошло в состав города лишь в предвоенные годы.
Изначально в 1944-м году станцию назвали «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина», с 1947 до 1963 года она называлсь «Измайловская», с 1963 до 2005 года - «Измайловский парк». И только в 2005 году с какого-то бодуна её очередной, четвёртый, раз переименовали - на этот раз в «Партизанскую».
В 1951-м году на этой линии возвели ещё одну станцию - «Первомайская». Она была конечной и тупиковой. В 1961-м её закрыли - и теперь такое название носит совсем другая станция на этой линии. Старая же позднее стала частью метродепо, в этом состоянии и пребывает до сих пор. А линию метро в 60-х продлевали уже в обход неё.
Станция Первомайская. Вид на платформу станции из наземного вестибюля.
Фото В. Кунов, М. Харлампиев (ТАСС) -
https://pastvu.com/p/51307 Сейчас самая длинная в городе Арбатско-Покровская линия метро (45,1 км) жаловаться на недогруз никак не может. Но в своё время, в течение многих лет, она после «Электрозаводской» и «Семёновской» была загружена на энную часть своих возможностей. И это при том, что в городе всегда были проблемы с транспортом - и за эти деньги, этими силами можно было построить действительно нужные тоннели и станции.
Но я ещё вернусь к вопросу, зачем её всё-таки строили.