Цепляющий манифест?

Feb 21, 2012 09:24

Говорят, что второй книгой по тиражам после Библии является «Манифест Коммунистической партии». Не проверял, но вряд ли. Хотя, может, и был раньше.

На днях я его открыл, и мне он показался совсем не тем, чем обычно - программой, декларацией, воззванием. Я считаю, что манифест гениален не как программный, но как пропагандистский документ. Недаром очень многие фразы из него легко узнаваемы и стали чуть ли не крылатыми: «Призрак бродит по Европе», «пролетариям нечего… терять, кроме своих цепей», «пролетарии всех стран, соединяйтесь!»



Почти вся небольшая брошюрка состоит из отточенных предложений, острых как стрелы. И кто может отрицать, что они долго попадали в цель?
Впервые Коммунистический Манифест (это его настоящее название, никакой партии тогда не было, но в русском переводе очень уж хотелось) был издан 21 февраля 1848 года. Европа находилась в начале революционной турбулентности, и два этих года - 1848-49 - много сделают для формирования современного общества и государства. Возникнут политические партии, монархические режимы - даже те, что устоят - станут для большинства «реликтом средневековья».

Конечно, тем, кто разделял взгляды отцов-основателей, Маркса и Энгельса, именно в этот момент было важно заявить о себе. Впрочем, о ком это я? «Отцам» было 30 и 28 лет. Покинув германскую территорию, они вращались в рядах тайной полусектантской группы «Союз справедливых», состоявшей в основном всё из тех же немецких эмигрантов.

Выдавив из себя тех, кто был не согласен с боевым задором и стремлениями к «свержению», «господству», «уничтожению» (слова из нового устава), организация стала «Союзом коммунистов» и поручила Марксу и Энгельсу написать программу. И они написали сильнодействовавшую пиар-листовку. «Коммунизм признаётся уже силой всеми европейскими силами».
Как после этого не попытаться узнать, что это вообще такое? «На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».
Очень красиво, но ни сущность этой ассоциации, ни принципы её организации и функционирования в Манифесте не определяются. Зато досконально расписаны мероприятия по «превращению пролетариата в господствующий класс, завоеванию демократии».
Это синонимы в условиях, когда ни в одной стране пролетариат не был большинством общества? Да и обращен «Манифест» был к тем, кто просто читать умел - к образованной верхушке пролетариев, в лучшем случае. Выстрелив «Манифестом», «Союз коммунистов» просуществовал пять лет, и это уже была победа.

Да, надо признать, что в «Манифесте» много верных положений и по сути. Иначе, собственно, он и не имел бы такого длительного политического эффекта. Документ явно не был памфлетом-однодневкой. Но мне кажется, что его пропагандистский заряд равен, а то и превосходит тезисы его «научного коммунизма». Недаром, снабжая новое издание очередным предисловием, в тексте своей молодости Маркс и Энгельс ничего не меняли. В предисловии к немецкому изданию 1872 года Энгельс отмечал: «Однако „Манифест“ является историческим документом, изменять который мы уже не считаем себя вправе».

Как вы думаете, почему этот документ так «цеплял» людей разных стран на протяжении столетия?

давайте обсудим, история, общество

Previous post Next post
Up