Чтобы найти дорогу к храму нужно обжечься, споткнуться, набить шишек... Не можем по другому. Ради поиска спасения надо дров наломать. Я же пришел в чужой монастырь со своим уставом. Дело было семь лет назад. Тот случай в Аршане я до сих пор вспоминаю с содроганием и трепетом.
Аршан не любит дорогую добротную обувь. Все достопримечательности близко, но учитывая особенности рельефа, любые самые вездеходные туфли разлетаются в прах. Лучше всего дешевые кеды, сандали или резиновые пляжные тапки. Такие чтобы порвать и выбросить. В принципе, аскетичность лучший спутник здешнего путешественника. Кстати, о монашестве.
Хойморский дацан. В 2008 году он заставил меня уважать чужих богов, и укрепиться в вере своей. Событие тогда произошло почти мистическое и на взгляд атеиста неправдоподобное. Впрочем, мне удалось сопоставить все факты и прийти к однозначному выводу. Аршан - место святое.
Однако, обо всем по порядку. Хойморский дацан - буддисткая достопримечательность Аршана. Старый и почитаемый. Если верить случайному гиду, которого удалось подслушать на подходах к храму, заложен еще полтора века назад. Потом был разрушен большевиками и вновь возрожден. Основоположник его лама Доржиев. Личность весьма почитаемая в бурятской культуре в частности, и в буддистском мире в общем. Он после своей смерти пережил перерождение и вновь участвовал в возрождении аршанского храма.
Дацан выглядит скромно и в то же время величественно. В этот раз вновь не усидели, сходили, посмотрели. Подумали в тишине под вековыми кедрами, полюбовались горным пейзажем. Зашли внутрь. Послушали горловое пение ламы. Он отслужил службу, потом передал какой-то освященный предмет парочке туристов. Обычные люди, на вид православные, даже крестик на шее у одного рассмотрел. И вот на тебе - за помощью пришел к ламе. Весьма распространенное явление. По аналогии с христианскими храмами, здесь так же можно заказать молитву во здравие близких, а за отдельную плату астропрогноз. Многие идут ради любопытства, а еще напитаться энергетикой. Она под кронами дацанских кедров реально мощная.
Кстати, дорога в дацан напитана ритуальной, и, кажется языческой атмосферой. Буддизм идолопоклонничеству не помеха? То и дело встречаются деревья украшенные разноцветными лентами. В подробности ритуала я вникать не стал, хотя туристы охотно в нем участвуют. Вяжут не только ленты, а все что под руку попадется. Даже влажные, гигиенические салфетки. Тут и там целые поляны каменных пирамидок. Напоминает некий мемориал, от которого веет холодком. Опять же не стал вдаваться в подробности, но приезжие, укладывая очередной булыжник надеются таким образом закрепиться в этом мире слияния религий и культур. Камушек на память, словно монетка. Чтобы вернуться опять. Постою, посмотрю, иду дальше. В дацан...
Семь лет назад мы так же пришли посмотреть на утреннюю службу. Хурал, называется. На входе объявление "Фото -, видео-съемка запрещена". Я, естественно, с фотокамерой, но запрет нарушать не стал. Вскинул камеру только на улице, когда лама понес некое подаяние к небольшой чаше возле входа в храм. Один снимок, почти мгновение... Лама каким-то сверхъестественным чутьем уловил этот момент. Причем снимал я сбоку, от живота, да еще и за сто метров на длинном фокусе.
- Это нельзя снимать! - пророкотал лама...
Я не помню как добрался до кемпинга. Ноги начали подкашиваться еще на выходе из главных ворот дацана. Голова раскалывалась так, что я не соображал где нахожусь. Где-то за гранью реальности. Началась рвота. Весь день пролежал в кровати, в бреду. Рядом суетились мама и жена. Совали какие-то таблетки, настои трав. Собирались вызывать скорую, везти в Улан-удэ. Этого я тоже не помню. Знаю только, что пришла какая-то женщина-бурятка и посоветовала срочно идти в православную церковь. Небольшой православный храм расположен на выезде из Аршана. Словно на границе культур и религий.
Пришел туда едва переставляя ноги, опираясь на близких. Сел на лавочку под деревьями, мама принесла в стакане святой воды... Самое отчетливое воспоминание за тот день - это как уходила боль. И минуты не прошло с первого глотка, как в голове словно сдулся болезненный раскаленный шар. Это было настолько ощутимо и осязаемо, что последних сомнений не осталось. В этом мире есть место великому и не поругаемому. Говорят, Он един, но для каждого человека разный.
Не понимать этого - всё равно, что переступать через невидимую черту, нарушать границу дозволенного. Кара может быть весьма болезненной, хотя я, кажется отделался легким испугом. Жизнь наладилась, но больше стараюсь не лезть в чужой монастырь со своим уставом. Астропрогнозы не заказываю, свечи ставлю только христианским святым. Прочих не осуждаю. Это их мир, а мы в нем всего лишь туристы в рваных, дешевых кедах...