рекламная модель или почему халява не должна быть бесплатной

Aug 29, 2008 14:35

В ЖЖ началась истерия на рекламную тему. Видите ли, СУП начал показывать рекламу внутри постов. На каждом углу ЖЖ-юзеры орут про вмешательство в личное пространоство, про сволочей из СУПа выкрикивают уйму оскорблений и грозятся уйти из ЖЖ.

Интересный у нас, вообще, менталитет. Человек бесплатно пользуется чужим сервисом и считает свою страничку в нём своим личным пространоством, в которое владелец сервиса не имеет права вмешиваться. Ключевое слово: бесплатно. При этом каждый из нас, например, бесплатно смотрит телевизор и не возмущается, что ему показывают рекламу. Каждый из нас пользуется поисковыми системами и не жалуется, что они показывают рекламу. Ни один пассажир метро не возмущается на рекламу в вагонах и на станциях, хотя, между прочим, проезд в метро не бесплатный.

Больше всего мне нравится аргумент "мы генерируем контент, который позволяет ЖЖ жить и развиваться". Согласен, оно так и есть. Но СУП-то этот контент не продаёт. Более того, чем больше контента, чем больше у ЖЖ пользователей - тем больше издержки на его обслуживание. Никто не задумывается, что каждый пост в ЖЖ - это ещё несколько килобайт на серверах, ещё несколько мегабайт скачанного с них трафика. С каждым постом расходы СУПа всё увеличиваются. А покрывать эти расходы как будем? С платных пользователей что ли? Так платные пользователи чаще всего как раз генерируют столько трафика и нагрузки на сервера, что дай Бог сами себя окупают.

Самое интересное, что рекламная модель в мире развивается нехилыми темпами. На западе многие телефонные компании предоставляют бесплатную связь, заставляя клиентов слушать рекламные сообщения в телефонной трубке. В России Комстар уже начал тестирование почти бесплатного интернета в обмен на adware - на западе уже успешно внедряет эту технологию AT&T. Всё больше и больше программного обеспечения выпускается по adware-схеме. Уже всё больше и больше контента можно скачивать в обмен на рекламу. При этом у пользователя всегда остаётся возможность не смотреть рекламу, а заплатить деньги - оплатить платный аккаунт в ЖЖ, купить лицензионный ключ к программе, выбрать безрекламный тарифный план, купить телевизионную тарелку и смотреть платные телеканалы, купить лицензионный музыкальный диск и т.п.

Но не приучен у нас человек к неполноценной халяве. Купив пиратский диск, наш соотечественник ругается, что он не такой качественный, как фирменный. Скачав бесплатный софт, он матерится, что ему подсунули adware. При этом кто-нибудь из таких недовольных готов поработать бесплатно? Ведь зарплату-то, поди, по два раза пересчитываем - не дай Бог два рубля недоложили. А СУП, видимо, должен работать бесплатно, обеспечивая бесперебойную работу личного пространства для каждого пользователя.

Радует одно: рекламная модель, пусть и со скрипом, крайне медленно, с боями и жертвами, входит на рынок и потихоньку приучает аудиторию к своему существованию. Сколько этот процесс продлится - предсказать сложно. Если проводить аналогию с западным рынком - лет 5-7 уйдёт минимум. Если учитывать специфику менталитета - все 10. Начало процесса положено года два назад. Так что году в 2015ом посмотрим какая доля у этой схемы будет. Мне кажется, что значительная. А по-другому и быть не может.

высказался, tma, компании, работа

Previous post Next post
Up