В связи с недавней очередной годовщиной взятия Бастилии и начала Великой французской революции приходилось слышать мнения о том, что именно с этого события 1789 года можно вести отсчёт нравственного падения Европы, что именно его нужно считать началом катастрофы и, так сказать, стартом неуклонного движения старого мира к своему концу.
В общем-то, с этим трудно согласиться, и я могу утверждать, что это событие явилось только одним из закономерных следствий.
К какому времени тогда относить начало падения, с чего началась порча, настолько со временем разросшаяся?
Чтобы определить начало, нужно понять, в чём основная причина этой испорченности, в чём корень болезни. А чтобы понять это, необходимо знать о том, что именно определяло жизнь европейского мира в течение многих столетий.
Очевидно, что европейская послеантичная цивилизация в своих основах была создана великим явлением - общею верой, христианством.
В его повреждении, уверен, и следует видеть искомый корень болезни.
Повреждённость христианства на Западе - это, конечно, в первую очередь феномен папства, суть которого - горделивая претензия Римского епископа на примат среди всех прочих христианских церквей, да и на примат в целом мире.
Вот поэтому началом падения, т.е. тем моментом, когда опасная болезнь была уже принята европейским миром, возможно признать
1054 год. Год схизмы.
Сам по себе раскол нельзя считать явлением скверным, ведь отделиться можно, скажем, от еретиков. Но к моменту раскола сама РКЦ была уже испорченной, заблудшей поместною Церковью:
В X веке был период, который сами католики называют периодом порнократии
1 (правлением блудниц).
Феодора и ее две дочери Морозия и Феодора из влиятельной римской семьи ставили папами своих фаворитов и детей на протяжении 30 лет. Феодора старшая добилась поставления папой 20-летнего Иоанна X, своего любовника. Ее дочь Морозия приказала его задушить и поставила своего сына от папы Сергия III (был папой до Иоанна X). Имя ее ставленнику дали Иоанн XI (тоже 20-летний). Другой сын Морозии от другого любовника, герцог Альберих вторгся в Рим и посадил своего брата Иоанна XI в тюрьму. Он сам ставил Римских епископов (при нем сменилось 4 епископа). Перед своей смертью Альберих поставил папой своего 16-летнего сына, который вступил на Римскую кафедру в 955 г. с именем Иоанн XII.
В этот период переживает кризис сама Западная церковь. Огрубение нравов достигает предела. Наиболее яркий пример этого - собор с участием трупа...
Таким образом, в данном случае мы видим ситуацию обратную: увязшая в ошибках и пороке, но, тем не менее, считающая для себя возможным претендовать на верховенство во всём христианском мире одна из поместных Церквей упорствует и отделяет себя от здорового организма Церкви Вселенской.
Дальнейшие стадии болезни, видимо, таковы:
1204 год - взятие крестоносцами Константинополя
2.
Именно это событие окончательно закрепило отделение Римской Церкви от Восточной.
1378 год - великий раскол в католической Церкви.
Ситуация двоепапствия (а в 1409-1417 г.г. имело место даже троепапствие), существовавшая в РКЦ несколько десятилетий, является очевидным и логичным следствием самоизоляции католичества. Внутренние противоречия и распри взяли верх, а помощь извне была уже невозможна.
К XVI веку авторитет РКЦ, идеологической и некогда нравственной основы европейского мира, был уже, конечно, основательно подорван.
Он сохранился по традиции, само же папство подверглось перемене. Если в средних веках папы видели в светских владениях лишь гарантию церковной независимости, внешнее средство для лучшего исполнения своих обязанностей, то их преемники в XV-XVI вв. сделали из средства цель и превратили духовный авторитет в простое оружие для политического усиления. Апостольский авторитет превратился в финансовый источник постоянных доходов…
Такие явления, как непотизм, беспринципность Римских епископов (вспомним хотя бы папу Льва X, 1513-1521 г.г.:
"Насладимся папством, потому что Бог дал нам его",
"Христианство есть доходная басня"),
широкое увлечение клира РКЦ гуманизмом, сущность которого -
стремление личности воспользоваться без каких-либо ограничений всем тем, что ему предоставляет жизнь и природа, закономерно привели к Реформации
3, 4, начало которой положил
1517 год.
За 100 лет с начала реформации от РКЦ отошло около 90 млн. человек - большая часть Германии, Голландии, Швейцарии, Англии, Шотландии, часть Франции (гугеноты), Скандинавские страны, часть Чехии. За РКЦ остались лишь южная Европа и Франция.
Нужно думать, что именно это событие явилось ключевым для последующей истории Европы. Образование вместо единой христианской нескольких соперничающих Церквей не могло не сказаться разрушительно на сознании европейцев тех времён: известно и неоспоримо, что Правда, стоящая в основе всего бытия - едина, но если в людях исчезает взаимное согласие по поводу того, какова эта Правда, слишком великим становится соблазн разувериться в этом единстве.
Католицизм дискредитировал, опорочил великую идею, а протестантизм закрепил в сознании европейцев вредоносную мысль о возможности существования «разных правд» - и отрицание всей этой разности целиком, всех этих отличных друг от друга правд как ненадёжных и сомнительных, стало, видимо, совершенно закономерным исходом рассматриваемой многовековой истории:
1789 год - это первое открытое, наступательное заявление о таком отрицании
5.
В последующие годы расколотое сознание европейцев закономерно явило миру целый букет нелепых теорий: марксизм, эволюционизм, релятивизм, фрейдизм... В искусстве восторжествовала форма
6, 7, зачастую нарочито, даже глумливо нелепая.
Прежний высокий идеал, являвшийся относительным выражением той самой единственной Истины, стоящей в основе всего сущего, и определявший жизненные цели и направление приложения усилий многих поколений людей Западного мира, именно в эти годы стал уверенно и последовательно уничижаться, а к нашему времени практически рассыпался в прах.
В завершение хочется обратить внимание на парадоксальную вещь, наблюдаемую в современном Западном мире:
именно Римско-католическая Церковь, своими беспримерною гордыней и средневековою развращённостью породившая чудовища обезбоженного сознания, является теперь, в наше время, самой здоровой силой в Западном мире. И искренне старается сражаться с собственными порождениями.
Нельзя не признать, что борьба эта благородная, но - совершенно бесплодная без понимания очевидной вещи:
чтобы изменить сложившийся порядок вещей, необходимо осознать случившееся за столетия и вернуться, ни много ни мало, на тысячелетие назад, к расколу и его истокам - только там, в этих истоках, находится настоящая причина несчастья последующих времён.
ИЛЛЮСТРАЦИИ к теме.