Курба: чудо шестнадцатилепестковое

Jun 22, 2011 11:18

Название села отсылает нас к князьям Курбским, к роду которых принадлежал и Андрей Курбский, известный своей перепиской с Иваном Грозным. Действительно, Курбские владели селом в XV-XVI веках, но после бегства князя Андрея в Литву оно было, естественно, у них отобрано в казну и впоследствии неоднократно меняло владельцев. С 1743 по середину XIX века часть села принадлежала Нарышкиным. Видимо, с ними и можно связывать появление впечатляющего храмового комплекса. Толком же ничего неизвестно. Главное сокровище - Казанская церковь - датируется 1770 годом, а соседняя обезглавленная Воскресенская и высоченная колокольня документальной датировки не имеют. Первая может датироваться расплывчато -от рубежа XVII/XVIII веков до середины XVIII века. Колокольня - рубежом XVIII/XIX веков. Есть еще часовня 2-й половниы XIX столетия - она единственная приведена в порядок. Серьезных исследований по ансамблю нет, он брошен, несмотря на то что находится в большом селе недалеко от Ярославля.





Храмы с лепестковым планом в русской архитектуре известны с начала XVI века. Тогда такая ренессансная центрическая форма была занесена в Москву итальянцами (собор Высокопетровского монастыря, церковь Варвары на Варварке. Затем она была прочно забыта и вновь расцвела в нарышкинском стиле уже как следствие мощного украинского влияния. От этого времени нам остались храмы четырехлепестковые и восьмилепестковые. В эпоху барокко столичная архитектура таких планов не использовала. Тем более уникально, что Казанская церковь в Курбе имеет 16 лепестков! Единственный (и притом очень скромный) аналог - барочная 8-лепестковая церковь погоста Псовец под Торопцем.
Надо полагать, что строительство Казанской церкви началось примерно в середине столетия, а 1770-й - год освящения.
Ансамбль изумительно смотрится издали.











Совершенно замечательна колокольня, типичная для Верхнего Поволжья, но одна из лучших такого рода.











За этим великолепием на обезглавленную Воскресенскую церковь как-то не обращаешь внимания.







Внутри шестнадцатилепесткового плана расположена конструкция из четырех огромных пилонов, несущих восьмигранный купол с одной световой главой и четырьмя декоративными, поставленными по-украински - по сторонам света. Южная глава была в советское время утрачена, в конце 80-х ее восстановили, накрыли храм временной кровлей, сделали закладки выбоин в стенах - и на этом все заглохло.













В интерьере сохранились фрески 1796-1799 гг. Состояние их довольно плохое.





Южные пилоны почему-то шире северных, и вообще, все здание несколько кривовато.















Внешне Казанская церковь вполне крепкая, своды целы, даже кровля есть, и вроде бы не требуется каких-то грандиозных работ. Просто никому не нужна, как и множество других - хоть восемь, хоть шестнадцать, хоть двадцать лепестков (если бы были).

классицизм, Ярославская область, храмы, барокко

Previous post Next post
Up