Справка. Церковь Рождества Богородицы в селе Надовражино Истринского района Московской области построена в 2000-2001 годах по проекту Андрея Анисимова и Татьяны Ефимовой ("Товарищество реставраторов") на месте разрушенного в 30-е годы храма XVIII века, построенного владельцами села Протасьевыми. Рядом с храмом находилась усадьба, принадлежавшая в сер. XIX века М.Ф.Козловой, в конце того же столетия - князю Владимиру Михайловичу Голицыну. От усадьбы сохранились лишь отдельные деревья парка и остатки прудов. Территория ее недавно застроена.
В Надовражине я побывал второй раз (первый - в 2003 году, но та съемка сделана на пленку, а на цифру отснять давно уже хотел). Эта съемка - "лыжная", и сделанная в довольно сильный мороз, поэтому не исчерпывающая. Плюс еще нюансы освещения. Но всё равно, я ею доволен.
С первого взгляда церковь в Надовражине можно принять за постройку столетней давности. Узнаваемые приемы неорусского стиля применены на редкость последовательно и профессионально. В самой архитектуре нет никаких примет нашего времени, а яркая покраска кровель и купола - дело вторичное.
При этом нельзя сказать, что авторы проекта следовали каким-либо конкретным образцам начала ХХ века, а это, как мне кажется, важное достоинство. Вообще, степень оригинальности надовражинской церкви выше всяких похвал. Здание растянуто по оси север-юг и обращено на запад широким фасадом-ширмой, похожим на театральную декорацию (особенно "разоблачающе" выглядит крыльцо: это всего лишь гигантский кокошник с фреской, поставленный на два столба и соединенный с четвериком простой кровлей). Грибовидно-сказочно-гномский храм, словно вырастающий из земли, кажется таким образом объемнее, значительнее, чем на самом деле (в этом он похож на церковь в Абрамцеве, с которой неорусский стиль и начался). С севера от основной части, за двухпролетной звонницей, "стекающей в землю", придел, а с юга - закругленная в плане служебная пристройка, как бы ложная апсида.
Обходишь храм и удивляешься, как меняется его вид в разных ракурсах. Он то "складывается", то "раскладывается" (думаю, что здесь можно говорить о щусевском принципе).
Зимой бело-голубая церковь, присыпанная снегом, настолько сливается с белизной сугробов, что выглядит даже как-то неправдоподобно. Увы, полностью перенестись в мир грез о сказочно-былинной Руси мешают обступившие храм со всех сторон коттеджи за глухими заборами. Неорганично такое соседство, но что делать!..
Наверно, кто-то назовет этот маленький храмик в новорусском окружении занятной безделушкой, случайным образом поставленной куда попало.
Наверно, кто-то скажет, что в одну архитектурную реку дважды не войти, и глупо в начале XXI века строить здания в стиле 100-летней давности.
Но я с превеликим удовольствием смотрю на эту церковь - в отличие от большей части новых храмов, и ничто мне глаз не режет. и считаю вполне логичным то, что после длительного перерыва в строительстве храмов воскрешается та стилистика, на которой оно в свое время остановилось.