Щусев. Троицкий собор Почаевской лавры

Dec 19, 2009 00:42





Памятник известный. Архитектор знаменитый. Монастырь почитаемый. И тем не менее, Троицкий собор Почаевской Успенской лавры (1905-1912) никак не может быть отнесен к "попсовым" памятникам, от лицезрения которых глаз уже замылен. Более того, регулярно приходится сталкиваться с непониманием его архитектуры, а то и с отрицанием художественной ценности - по идеологическим или снобистским причинам. Действительно, собор чудной. И с наскоку оценить его по достоинству вряд ли возможно. Нужно обойти его со всех сторон и подробно рассмотреть,

Предыстория. Православный Успенский монастырь в Почаеве основан в XVI веке местной землевладелицей Анной Гойской, хотя предание связывает его основание с монахами Киево-Печерской лары, бежавшими от монголо-татарского разорения. В XVII в. был построен каменный Успенский собор, стоявший южнее нынешнего, на самой кромке холма. В XVIII в. монастырь принадлежал униатам. Именно в этот период были построены нынешний Успенский собор - трехнефная крестово-купольная базилика с двумя башнями, ориентированная алтарем на север и соединенная с монастырскими корпусами, образующими замкнутый двор. Одним словом, композиция и особенности структуры почаевских построек XVIII столетия характерны для католических монастырей. Православной лаврой монастырь стал лишь в 1833 году. В успенском соборе был установлен необарочный иконостас по проекту Г.Боссе, в 1871 г. построена колокольня, дополнившая ансамбль, но не контрастирующая со старыми зданиями. Волынскому архиепископу Антонию (Храповицкому) Успенский собор откровенно не нравился. Служить в этом храме он не любил. Строительство по его заказу нового Троицкого собора, безусловно, преследовало цель придать лавре вид обычного православного монастыря с большим количеством отдельных построек, множеством глав и вертикалей. Ну а стилистически новый собор восполнил отсутствие архитектурных следов древнего периода истории монастыря. То есть, был построен как бы древний собор, и в результате ансамбль лавры стал в определенных ракурсах походить на формировавшиеся веками русские монастыри с соседством древних и поздних, барочных или классицистических, храмов.



В качестве образца начинающему ещё тогда архитектору Алексею Щусеву был указан одноименный собор Троице-Сергиевой лавры. Насколько Щусев следовал этому образцу - судите сами.













Троицкий собор Почаевской лавры - программное произведение неорусского стиля в его ретроспективном варианте, но без буквализма цитат и уж тем более без копирования прототипа. Щусев принял "игру в древний собор" и "разыграл" его "долгую историю". Перед нами "новгородско-псковский", очевидно, "домонгольский", храм, претерпевший массу перестроек и достроек. Очевидно, что "позднее" появились притвор, контрфорсы, четырехскатная кровля. "Самым последним" дополнением, привязывающим почаевский собор к современной Щусеву эпохе модерна, можно считать порталы с мозаичными панно (на западном фасаде - худ. П.Н.Нерадовский по эскизу Щусева, на южном - по эскизу Н.К.Рериха).









Западный портал и Панно Щусева/Нерадовского











Южный портал с мозаикой Рериха






Собор монументален и одновременно декоративен. Декоративен почти вызывающе, с призванной создавать сказочно-былинный дух театральной аффектацией. В этом всё своеобразие почерка Щусева: на примитивном, в общем-то, кубическом объеме с плоскими стенами он в избытке ставит "отпечатки минувших веков" - целые строки кирпичных орнаментов новгородского типа, рельефные кресты. Они - как таинственные иероглифы или символы, смысл которых утерян, а нам остается только ощущение историчности и волнующего прикосновения к мифологизированной ушедшей Древней Руси. Получилось, надо сказать, убедительно - во многом благодаря многочисленным неправильностям кладки, смещению деталей, дающим эффект рукотворности.





















В первоначальных эскизах Щусева (1905-1906 гг.) этих деталей нет. Возможно, что на их появление повлияли находки, сделанные практически на глазах Щусева другим корифеем неорусского стиля - В.А.Покровским в процессе проектирования церкви в Пархомовке (1903-1907). Они появились при строительстве, в котором участвовали молодые архитекторы А.М.Рухлядев и В.Н.Максимов. Закончены работы были в основном в 1912 году. Однако роспись интерьера, начатая художником В.С.Щербаковым, еще долгое время оставалась не оконченной.







Десятилетия спустя было выполено мозаичное панно северного портала (конечно, по уровню не сопоставимое с щусевсим и рериховским). Вызывают вопросы сами порталы, сделанные как будто из пластилиновых валиков вчерне с расчетом на последующую отделку. Зато какие двери! Их четыре: в южном, западном и северном порталах, а также на южном фасаде притвора. навено, ни один неорусский храм не может похвастаться такими дверями.



















Уникальная особенность Троицкого собора - закладные рельефные кресты, воскрешающие новгородские традиции.







Собору повезло. Он без потерь пережил войны и советское время и сохранил убранство интерьера. В 90-е годы его реставрировали, позолотив купол и вырубив плотно обступившие его деревья. Взамен натыкали новых, и ситуация повторяется.



В уходящем году к юго-востоку от собора, прямо на склоне, начато строительство двухэтажного здания, частично закрывшего классические виды на него.

неорусский стиль, Украина, монастыри, храмы

Previous post Next post
Up