Многолетняя мечта сбылась.
Посещение Ширкова погоста стало кульминацией недавней поездки ОИРУ в Селигерский край. Поэтому пост получился большой и пафосный (уж извините! - избыток эмоций).
Ширково - место совершенно изумительное, с не тронутым людским варварством ландшафтом, в котором храмовый ансамбль главенствует, вторя природе, или же природа подыгрывает творениям рук человеческих. Последнее здесь более верно, ибо погост возник на берегу Волги. Это потом (а именно, в 1943 году) после поднятия уровня воды на плотине Верхневолжских озер, озеро Вселуг докатилось до склона холма, на котором стоят храмы.
Каждая из церквей Ширкова погоста (обе, кстати, посвящены Рождеству Иоанна Предтечи) хороша и по отдельности, а деревянная поистине уникальна. Но особую ценность погост приобретает как ансамбль с контрастной гармонией (по-другому выразиться не могу) двух построек, двух силуэтов. Когда приближаешься к Ширкову, и дорога делает повороты, или же когда огибаешь погост с разных сторон, силуэты храмов образуют разнообразные живописные сочетания. При всем несходстве двух сооружений вдруг обнаруживается, что их купола по форме находятся в полном согласии. В остальном - это разный материал, разные эпохи, разные образы.
Деревянный храм (1694 г.) подобен разлапистой елке и словно является продолжением леса, будучи построен из этого самого леса - толстенных бревен. Кирпичный храм (1903-1915 гг., арх. А.П.Федоров) - каменный или огненный цветок, который продолжает уже не природу, а традиции допетровского зодчества. есть еще маленькая деревянная часовня, своею малостью подчеркивающая внушительный размер храмов.
Есть особый смысл - не доехать до Ширкова, а дойти пешком последний отрезок пути. У нас получилось именно там. Автобус не стал делать рискованной попытки преодолеть речку Езжиницу по ветхому деревянному мосту. Три с половиной километра в один конец по сказочно красивому лесу с ягелем, зелеными мхами, грибами, черникой и брусникой - огромное удовольствие. Вспомнился прошлогодний путь к Покровскому погосту на Лузе: лес очень похож и совершенно северный.
У деревни Синцово сказка кончается, но зато уже можно выйти на берег озера и полюбоваться видом на погост.
Ширково некогда было довольно значительным селом, теперь это деревня в несколько домов, в которых живут священник и дачники. Никаких коттеджей-монстров, глухих заборов и прочих пакостных атрибутов столичных пригородов. Хотелось бы, чтобы таким это место оставалось и впредь.
Вокруг деревянной церкви не так давно вырубили деревья, плотно ее обступавшие, и теперь она открыта для обзора и съемки со всех сторон.
А это радостные мы
Храм уникален. Это единственная сохранившаяся ярусная деревянная церковь, состоящая из трех четвериков, завершающихся восьмискатными кровлями (известно, что подобные храмы были в Торжке и Ниловой пустыни, но они исчезли очень давно). Декоративных элементов минимум. Даже оконных проемов почти нет. И тем не менее, смотришь на нее и не можешь оторваться - так стремителен взлет вторящих друг другу острых щипцов. Высота здания 45 метров, но пространство внутри такого великана более чем скромное: церковь не отапливалась, и чтобы снизить теплопотери, строители пожертвовали интерьером. Оттого и окошки маленькие. И все равно зимой прихожане стояли на службе в рукавицах и тулупах. Потому и встал вопрос о строительстве новой теплой каменной церкви. Ценность деревянного храма осознавалась уже тогда, и его не стали разбирать, как часто бывало. В 1903 г. его обмерили и отсняли члены Императорской археологической комиссии архитекторы В.А.Щуко, Н.Е.Лансере и Л.Л.Шреттер, зафиксировав тогдашний вид: с колокольней 1830-40-х годов и обшивкой 1876 г.
После закрытия в советское время церковь пришла к 1960-м годам в аварийное состояние. В 1960 г. А.В.Ополовников выполнил проект реставрации с удалением обшивки, разборкой колокольни и воссозданием крыльца, подлинный облик которого, однако, неизвестен. Этот проект был реализован лишь в конце 1970-х. Церковь обрела кристаллическую четкость, но все-таки жаль разобранной колокольни. Хотя, в принципе, я понимаю, почему Ополовников решил ее разобрать: она органично смотрелась, когда храм был обшит досками, а после удаления обшивки диссонанс с бревенчатой фактурой был бы неизбежен.
Все внутреннее убранство деревянной церкви утрачено, вроде бы сохранились только тябла иконостаса. Нам попасть внутрь не удалось, так как ключей у прихода нет, церковь остается на балансе государства.
Зато каменную церковь мы рассмотрели подробно и снаружи, и внутри.
Проект нового храма выплонил тверской губернский архитектор А.П.Федоров в 1903 г., взяв за основу проект церкви петербургского архитектора А.Л.Гуна, опубликованный годом ранее в журнале "Зодчий" (об этом я писал в статье: Слёзкин А.В. Образы Московского Кремля а архитектуре храмов неорусского стиля // Архитектурное наследство. Вып. 47. М., 2006).
Гун отталкивался от русского зодчества XVI-XVII веков. Силуэт основного объема храма напоминает отдельно взятый один из боковых "столпов"-приделов храма Василия Блаженного. Крыльца и аркады галереи имеют прототипы в памятниках Ростова и Ярославля.
Проект Гуна находится на грани эклектичного русского стиля конца XIX века и неорусского стиля - уже появился некоторый гротеск, детали стали пластичными, хотя формы еще слишком дробны. У Гуна колокольня должна была быть поставлена асимметрично на северо-западном углу, а галереи замыкались деамбулаторием - алтарным обходом. Федоров изменяет первоисточник в сторону большей стандартности - колокольню переносит на западную сторону, а по диагонали делает два крыльца наподобие крыльца, которое в проете Гуна служит главным, западным, входом. Галереи Федоров замыкает алтарями приделов, в проекте Гуна не предусмотренных.
Вот план ширковской церкви:
В общем, у Федорова всё получилось как-то нескладнее, эклектичнее. Но удивительно: в своей нескладности новый храм красив и производит большое впечатление, и будучи поставлен на солидном удалении от деревянного, не заслонил своими сложными формами его лаконичный силуэт.
До революции новый храм не был расписан. После закрытия его нехитрое внутреннее убранство пропало. В 1975 г. от удара молнии сгорел шатер колокольни. Реставрация была проведена в конце 70-х - начале 80-х годов. Сделанный реставраторами шатер колокольни заметно накренен, судя по съемке, уже давно.
Несколько лет назад интерьер нового храма украсился отличными фресками и иконостасами. Всё очень стильно, традиционно и современно и отлично сочетается с архитектурой здания.
Приход храма - в основном "дачно-интеллигентский", это многое объясняет.
Мы провели в Ширкове пару часов, а можно было бы и больше. Садящееся солнце погнало нас обратно к автобусу...