Девня и ее
Музей мозаики давно привлекал мое внимание, и вот - в сентябре этого года мы туда двинулись:
Музей мозаики - музей в городе
Девня Варненской области на северо-востоке Болгарии. Музей построен на вершине большой разрушенной римской виллы времён Поздней античности. В музее собраны экспонаты мозаики древнеримского и ранневизантийского города
Маркианополя, а также другие археологические артефакты.
Музей был основан после проведения в 1976 году археологических исследований, при которых был раскопан дом Антиопы, представляющий собой римскую виллу, украшенную мозаичным полом. Вилла была построена в конце III или начале IV века нашей эры, возможно, во время правления римского императора Константина Великого (р. 306-337). Её построили на месте зданий, разрушенных в период нашествий готов в 250-251 годах; начиная с VII века вилла была заброшена из-за непрекращающихся аварских и славянских набегов.
Вилла имеет почти квадратную форму с 21 помещением, расположенным вокруг внутреннего двора (атриума) с колодцем. Музей расположен в небольшом парке с хорошо сохранившейся римской улицей. Вокруг музея находятся несколько старинных стен, которые вместе с виллой составляют ансамбль сохранившихся руин Маркианополя. Здание музея занимает только западную часть виллы. Многие стены виллы были украшены фресками и лепниной, а пол портика и пяти других помещений был покрыт сложной мозаикой. Помимо мозаик, в музее представлены предметы, относящиеся к жизни обитателей виллы.
Современное здание музея было построено по проекту архитектора Камена Горанова. Куратор строительства Анастас Ангелов подверг стройку критике, утверждая, что 90 % веса здания приходятся на римские руины. По состоянию на 2008 год, появившиеся трещины угрожали зданию, которое также опускается из-за наличия грунтовых вод.
В 2005 году музей посетило около 10 000 человек; в 2006 году посетителей было около 8000 человек. Музей мозаики в Девне числится под № 10 среди 100 национальных туристических объектов Болгарии.
В музее всего три мозаики экспонируются в месте их первоначального размещения, остальные были перемещены, чтобы их можно было сохранить и восстановить. Мозаики были выложены римлянами с выравниванием плиток в горизонтальные или вертикальные линии и расположены так, чтобы образовать контур вокруг фигур. Плитки сделаны из мрамора, глины, известняка и цветного стекла и имеют 16 различных расцветок.
Несмотря на распространение христианства во время правления Константина, мозаики в доме Антиопы имеют исключительно языческий характер. Они изображают персонажей из греческой и римской мифологии, например, Зевса, Антиопа, Ганимеда и горгоны Медузы; в них также представлены цветочные и геометрические мотивы, изображения экзотических животных.
Самая известная мозаика в музее изображает горгону Медузу. Она покрывает пол в таблинуме, «кабинете» владельца дома. Изображение Медузы окружено круглым щитом Афины. Несмотря на репутацию горгоны как жуткого чудовища со змеями вместо волос, её изображение в вилле не имело целью внушать ужас. Скорее, оно играло роль талисмана для защиты дома от злых сил. Медуза изображена с лицом, немного повернутым вправо, хотя её глаза смотрят влево. Для придания объёма изображению использовались плитки различных оттенков.
Мозаика с изображениями Зевса и Антиопы покрывает пол кубикулума (спальни). Куратор музея А. Ангелов утверждает, что она представляет собой одно из немногих изображений этого эпизода древнегреческой мифологии в ранневизантийском искусстве. В соответствии с преданием, Зевс изображён в обличии молодого сатира, который похищает Антиопу, привлечённый её красотой. Мозаика сопровождается двумя надписями на древнегреческом, которые непосредственно именуют персонажей: ΣΑΤΥΡΟΣ («сатир») и ΑΝΤΙΟΠΗ («Антиопа»).[2]
Ещё одна мозаика на вилле изображает историю Ганимеда, которого Зевс в облике орла возносит на Олимп. Она покрывает стены экуса - большого зала в римском доме.
Мозаика в женских апартаментах сильно повреждена в той части, где находятся изображения животных, геометрические мотивы и персонификации четырёх времен года. Лучше сохранилось изображение осени и паннонийская геометрическая мозаика. Их перенесли в музей из другого разрушенного старинного здания Маркианополя. (
ссылка>>)
после осмотра музея я смог только произнести: ммм...дяяяя, такого ... "музея" мы еще не видели...!
прекрасная основа, великолепные экспонаты,...и совершенно дерьмовая организация и архитектура...!
во-первых - на фига было городить на руинах римской виллы это совковое убожество...?? прямо на фундаментах...! прямо на истории...! ведь там же было здание (фото 5), так возьми и создай образ, или просто тупо повтори...? так нет же - надо городить сврху это чудовище...
во-вторых - инженерка там ниже плинтуса, отопление водяное с чугунными совковыми радиаторами, кондиционирование - ноль, и результат - запах подвала и плесени...
в-третьих - освещение,...ртутными лампами...! тихий ужас, и еще боковой свет на мозаиках - результат: ни х... не видно, а фотографировать - вообще труба, цветопередача, как в ...
короче - руки надо отрывать зодчим и все это убожество легче снести и все заново делать, мозаики там оч интересные, но посмотреть толком невозможно...
P.S. а на втором этаже там - апофеоз совка - выставка достижений цементной промышленности со всякими вымпелами и медалями (фото 12,13,14)...
что получилось, смотрите: