в ходе нашего "Сакрального путешествия" мы специально заехали в маленький город Батак, чтобы почтить память болгар - жертв османской империи, погибших здесь в 1876 году...
"Во время Апрельского восстания Батак был сожжен дотла, сохранилась только единственная каменная церковь св. Недели. В ходе восстания церковь оказалась последней крепостью повстанцев. И сегодня, там - внутри можно увидеть колодец, который матери выдолбили голыми руками в поисках воды для своих детей"...
Город Батак навсегда остался связанным с одним из наиболее значимых событий в истории Болгарии - с Апрельским восстанием 1876 года. После вести о преждевременном начале бунта в стране жители Батака смело ринулись в неравную схватку с башибузуками - солдатами нерегулярной турецкой армии. Итоги оказались страшными - жертвами пали около 5 000 человек из шеститысячного населения города.
В сознание каждого, кто хоть раз посетил Батак, навсегда врезалась маленькая церковь, расположенная в центре города. История распорядилась так, чтобы этот храм стал святыней для каждого болгарина. События, произошедшие там 130 лет назад, превратили церковь Святой Недели в символ Апрельского восстания. "В начале ХХІ века этот памятник чтят в равной степени, как христиане, так и мусульмане, которые мирно сожительствуют в этом регионе. Это показатель того, что успешное будущее нельзя строить на ненависти. Но историю следует помнить такой, какая она была. Потому что в истории каждого народа есть страницы, которыми он может гордиться, но есть и такие, от которых бывает стыдно", - поделилась Екатерина Пейчинова, директор Исторического музея города Батак, в беседе с Мигленой Ивановой.
"Церковь Святой Недели была построена в 1813 г. задолго до того, как население в Османской империи получило больше свободы строить новые христианские храмы. Согласно легенде, жителям Батака удалось уговорить пловдивского пашу - местного турецкого вельможу, чтобы он им разрешил построить маленькую церковь. Паша согласился, но при условии, что они ее построят всего за три месяца. Вельможа надеялся, что жителям это просто не удастся. Жители Батака мобилизовали все свои силы и воздвигли храм всего за 75 суток. Историческая значимость этого памятника, однако, связана не с этой легендой, а с событиями, которые произошли в ней в период Апрельского восстания", - рассказывает Екатерина Пейчинова.
В ходе восстания церковь Святой Недели оказалась последней крепостью батакских повстанцев. Потому ли, что она представляла собой довольно массивную постройку (полностью выстроенная из камня, с крепкими дубовыми дверьми, опоясанная высокой каменной оградой), или же потому что они надеялись на божью милость, да и никто не допускал, что кто-нибудь может поднять руку на духовный храм, в церкви укрылись около 2 000 человек, преимущественно женщины, дети и старики.
"Трое суток продлилась защита церкви. Все это время вражеское нападение не прекращалось ни на мгновение, - рассказывает Екатерина Пейчинова. - Чтобы вынудить жителей Батака сдаться, турки запускали туда пчел, бросали горящую солому, пропитанную газом. В церкви не хватало воздуха, большинство людей погибло от удушья. Но мучительнее всего была жажда, так как в районе не было воды. Чтобы смочить губы своих измученных жаждой детей, матери использовали оливковое масло из лампад у икон, а когда и оно закончилось, они стали смачивать губы детей кровью погибших. Один старик посоветовал вырыть колодец в церкви, но так как весна была очень засушливой, в колодце, который матери вырыли руками, не оказалось ни капли воды".
После трех суток нечеловеческих испытаний оставшиеся в живых решили искать спасения за пределами храма. Раскрыли двери, но там их поджидали солдаты Ахмеда аги прозванного Вспыльчивый. Горожане оказались перед выбором принять ислам или погибнуть на чурбане. Нет данных, чтобы кто-нибудь из них принял другую веру. Все до единого погибли в церкви, все с христианской верой".
Вот что рассказала далее директор Исторического музея г. Батак:
"Сразу после Апрельского восстания была сделана попытка сжечь церковь. Ее спасло то, что она из камня. Ее архитектурная структура сохранилась такой, какой была. Сгорел только деревянный иконостас, а стены покрылись копотью. Узнав о том, что независимо от отдаленности поселка, Анкетная европейская комиссия по расследованию совершенных преступлений, созданная по инициативе русского правительства, посетит Батак, турецкие власти попытались скрыть следы преступлений. Была сделана попытка собрать и захоронить часть гниющих тел в массовой могиле во дворе церкви. Церковь покрыли внутри белой известью, но кровь, пропитавшаяся в стены, выступила снова и поэтому турки начали высекать стены. В церкви и по сей день это ясно видно. Они сохранились полностью, как историческое свидетельство о тех временах".
Вот что написал в своих репортажах того времени американский журналист Макгахан:
"Мы вошли во двор церкви. Там стояла такая вонь, что было почти невозможно сделать и шага… Мы посмотрели внутрь. Вся церковь почернела после пожара, деревянные части сгорели, но она сохранилась, не было других особых повреждений. То, что мы увидели внутри, было потрясающе до безумия даже с первого взгляда. Множество тел, сгоревших и обугленных, почерневшие тленные останки гнили и заполняли церковь до половины. Ее низкие и мрачные арки казались еще более низкими и более темными. Картина была удручающей. Я никогда не мог представить себе что-либо столь ужасающее. Мы обошли поселок и увидели следы тех же зверств сотни и сотни раз".
После освобождения церковь Святой Недели перестали использовать как христианский храм. Жители Батака решили сохранить ее как памятник погибшим во время Апрельского восстания. В 1955 г. церковь была объявлена государственным музеем. Она превратилась в одно из наиболее посещаемых исторических мест в Болгарии. Жители Батака говорят, что эта церковь, которая не производит впечатления своей высокой архитектурной ценностью или стенописями, превратилась в "маленькую церковь Батака, в которую входишь с опущенной головой, или большую церковь Болгарии, из которой выходишь с высоко поднятой головой". (Миглена Иванова
ссылка>>)
церковь маленькая, строилась при турках "не выше всадника на коне", в основе - крестокупольная схема псевдобазилики с тремя нефами, целиком из камня с дубовыми дверями и обнесена высокими каменными стенами, интерьеры сохранены со времени восстания и производят оч сильное впечатление своей суровостью и аскетичностью, в центре - костница с остатками убитых...
смотрите., все кликабельно (правда яндекс-фотки теперь работают фигово, может и не открыться при клике, заранее - пардон):