Ну, вот, опять двадцать пять, мои старые калоши. Только совсем недавно упомянутый мною и действительно один из самых уважаемых мною экономистов Александр Аузан
отвечал на вопросы. И, в частности:
Вопрос: Возможна ли модернизация экономики страны в условиях жесткой «вертикали власти» или для этого необходимы всё -таки развитые, демократические институты и благоприятный инвестиционный климат? Может ли начаться такая модернизация в текущем политическом цикле?
Ответ: Модернизация экономики и политическое устройство взаимосвязаны неоднозначно. Можно твердо сказать, что экономическую модернизацию нельзя начать без работающей судебной системы, но при этом она может происходить некоторое время без реальной парламентской демократии, хотя впоследствии модернизация поставит вопрос о представительстве интересов разных групп воздействия на политику, в том числе политику экономическую. Поэтому модернизация может начинаться с любой точки, в которой находится страна, но путь может оказаться весьма длинным. Не уверен, что этот поворот произойдет до 2018 г.
И это одно из постоянных продолжений и вариантов того дискурса,
о котором я писал. Можно начинать реформы с любого момента. Можно начинать пока без институциализации. Можно начинать без сменяемости власти. Можно начинать без открытого рынка. Можно и без того, и без другого, и без десятого с сотым, главное - начинать.
И лишь один вопрос постоянно мучительно не дает мне покоя - а чего же не начинаете?
Что такое роковое мешает, в чем проклятие моего народа? Генетика, климат, православие, русская литература, слишком большая территория, излишние природные богатства? Вполне возможно, я даже и спорить не стану, но тогда и цели нужно ставить соответствующие, подбирая под них оптимальные методы и средства.
Начинаем бороться за то, чтобы переехать на меньшее пространство где-нибудь в Африке, там, и с нашими пока финансовыми возможностями есть маза прикупить что-нибудь подходящее,особенно, если выбрать место, где совсем никаких ископаемых, перейти, например, в католичество или иудаизм, сжечь всю отечественною классику и заняться генной инженерией по четкой программе создания пригодных для демократии граждан.
Или прекратить, наконец, молоть попусту языками и посмотреть, нет ли всё-таки хоть немного менее экзотических идей.
И последнее, чисто в виде даже не столько риторического, сколько просто тупого вопроса на уровне полупьяного трепа в конце застолья. Если бы немцам или тем же японцам сразу после поражения в Войне предоставили полную свободу выбора своей дальнейшей судьбы, что бы они учудили?