Андерс Эрцайд: Мыслить творчески
ТEКСТ:
savvov
11 января 2011, 14:05
В среде аудиофилов бытует мнение о том, что «цифра» - враг «аналога», что слушать музыку с iPod, значит, убивать звучание. Один из ведущих специалистов норвежской компании Hegel Music Systems Андерс Эрцайд считает, что все не так просто, а может быть просто не так.
Нашим читателям фирма Hegel известна главным образом по ЦАП’у Hegel HD10. Не означает ли это вашу пристрастность - как представителя компании, выпускающей цифровую аппаратуру?
ЦАП Hegel HD10 не может дать представление о всей продукции нашей фирмы. Да и начинал Hegel с чистого «аналога» - профессионального усилителя для больших помещений, в первую очередь концертных залов. Но вы правы в том, что мы всегда стремились примирить «цифру» и «аналог», совместить в одном аппарате достоинства обоих способов хранения и передачи звуковой информации.
Компания Hegel радикально отличается от других аудиофирм - она выросла из научного проекта».
Андерс Эрцайд старался не быть голословным, объясняя преимущества использования внешнего цифроаналогового преобразователя. Во-первых, он показал результа ты сравнительных измерений рядового компьютерного преобразователя с высококачественным от Hegel, во-вторых, продемонстрировал, как звучит хранящаяся в компьютере музыка без применения и с применением ЦАП'a Hegel HD2. Результаты удивили.
В таком случае - несколько слов об истории вашей компании. Уже упомянутый мною усилитель появился в 1988 г. Тогда и родилась фирма.
В 1993 г. мы выпустили первый ЦАП, а годом позже - CD-проигрыватель. Владелец и технический директор фирмы Бент Холтер в чем-то повторил творческий путь своего немецкого коллеги Дитера Бурместера (интервью с ним читайте в No9, 2010 - прим. ред.). Холтер тоже играл в рок-группах, одновременно изучая электронику в университете, а также собирал профессиональные усилители для своих рок-коллег. В итоге появилась компания Hegel, но назвать ее профессиональным предприятием было еще нельзя. Всерьез все началось, когда Холтеру пришла пора защищать диплом. Тогда он и задался вопросом, почему усилители конструируются так, а не иначе. В то время в основе практически всех устройств этого типа лежали наработки компании Toshiba, сделанные в начале 70-х. И Холтер в качестве дипломной работы решил проверить их на оптимальность при помощи компьютера. Дело в том, что ведущий норвежский университет в г. Тронхейм, где учился Холтер, первым в мире закупил ЭВМ, способную моделировать электронные цепи. Насколько нам известно, ни один производитель усилителей и по сей день не проводит подобных исследований.
Сколько времени заняла эта работа?
Над дипломом Холтер трудился два года и пришел к совершенно неожиданному выводу - схема, предложенная Toshiba, очень далека от совершенства.
«Тот, кто заявляет, что можно создать усилитель без обратной связи, - или глупец, или лгун».Столь смелое утверждение требует доказательств.
Извольте, но для этого напомню, как работает транзистор. На эмиттер подается напряжение с источника питания, на базу - входной сигнал; выходной сигнал снимается с коллектора (разумеется, я сильно упрощаю картину, но суть остается). В результате получается, так сказать, электронное реле: слабый сигнал, подаваемый на базу, формирует на коллекторе сильный сигнал той же формы. Это в идеале. В реальности дело обстоит намного сложнее. Зависимость выходного (коллекторного) сигнала от входного (базового) - нелинейная: коэффициент усиления транзистора меняется с изменением амплитуды входного сигнала; именно поэтому усилители, работающие в классе А, имеют низкий КПД - рабочая область здесь ужата до линейного участка характеристики усиления транзистора, а этот участок невелик. Чтобы его расширить, вводят отрицательную обратную связь. Грубо говоря, часть сигнала с выхода передают обратно на вход, причем в противофазе с основным входным сигналом. Задача решается - линейный участок транзисторной характеристики становится шире. Увеличивается управляемость, измеряемая коэффициентом демпфирования. Но в выходном сигнале появляются дополнительные (т.н. паразитные) составляющие, т.е. возникают гармонические искажения.
Гордость компании - СD-проигрыватель CDP2A и усилитель Р100. Последний развивает мощность 2х120 Вт (8 Ом) и оборудован встроенной звуковой картой для подключения компьютера по интерфейсу USB. Усилительный тракт собран по фирменной технологии Hegel Next-Gen с использованием полевых транзисторов. Она позволяет значительно снизить амплитуду гармоник высшего порядка. Имеются четыре несимметричных входа и балансный, а также нерегулируемый вход для работы в составе системы домашнего кинотеатра.
Приведите, пожалуйста, какую-нибудь аналогию, чтобы наш читатель мог представить происходящее в электронной схеме более наглядно.
Вообразите фотографию колонны (примерно так выглядит сигнал одной частоты на графике АЧХ). А теперь наложим на нее еще несколько полупрозрачных снимков этой же колонны, сдвигая их от основного вправо и влево (аналог паразитных гармоник). В итоге контур колонны размоется. То же самое произойдет и со звуковой картиной - нарушится локализация музыкальных образов, аудиосцена станет плоской.
И Холтер нашел решение проблемы?
Да. Образно говоря, чтобы выбраться из огня и не попасть в полымя, он предложил использовать не отрицательную, а положительную обратную связь. Родилась технология SoundEngine, она впоследствии была запатентована и теперь успешно используется в наших усилителях. Кроме того, мы взяли на вооружение технологию DualPower - каскады предварительного усиления и выходные цепи «раскачиваются» отдельными источниками питания, что позволяет свести на нет паразитные помехи и наводки.
Как же эти - так и хочется сказать, классические - наработки уживаются с новейшими, цифровыми, тенденциями?
Во-первых, мы производим интегральные усилители с цифровыми входами, сочетающие все наши достижения. Во-вторых, скрупулезное знание проблем аналоговой техники позволило нам успешнее бороться с «детскими болезнями» техники цифровой - в первую очередь с джиттером. Что, по-вашему, означает это распространенное в среде звуколюбов словечко, переводимое с английского как «дрожь»? Любой цифровой сигнал - не более чем последовательность двоичных импульсов, т.е. нулей и единиц. А раз так, то огромное значение для их правильного распознавания имеет частота тактового генератора (нечто вроде синхроимпульсов в телевизионном сигнале - если они исчезнут, картинка пропадет). Но у CD-транспорта и ЦАП’а свои тактовые генераторы, и их частоты могут разниться. Отсюда ошибки чтения и в результате - плоское «сухое» звучание. Раньше эта проблема была практически неразрешима, но сегодня появились недорогие и быстродействующие устройства хранения информации (вспомним обычную флешку), которые позволяют организовать буфер обмена. Поток с транспорта скачивается в буфер, где корректируются все ошибки считывания, и только затем преобразуется в аналоговый сигнал. Разница приблизительно такая же, как при копировании СD или DVD «на лету» и с созданием образа на компьютере. Между прочим, правы те, кто считает идеальным хранилищем музыкальных файлов не оптические, а твердотельные носители.
Внутреннее «убранство» ЦАП'a Hegel HD10. Обратите внимание на недетский блок питания с тороидальным трансформатором.
Вы хотите сказать, что - хотя бы теоретически - с iPod’a можно получить музыку лучшего качества, чем с CD-проигрывателя?!
Вот именно! Разумеется, при условии, что преобразование в «аналог» будет первоклассным. И здесь помогут наши специализированные ЦАП’ы. Поймите, современная цифровая звукозапись открывает потребителю почти такой же простор для творчества, как и «винил» в период расцвета, когда аудиофилы экспериментировали с эффективным весом головки, скатывающей силой и наклоном иглы. Сегодня с таким же успехом можно менять кодеки, ЦАП’ы, частоту дискретизации и разрядность слова. Увлекательнейшее занятие. Надо лишь мыслить творчески!
отсюда Аудиофилы с Сундука сталкивались с этим парадоксом, когда звучание с телефона приносило истинное наслаждение. Слова Фёдора Пентешина
==========================================================
Проводился тут на днях любопытный эксперимент. Слушали одну систему, ради смеха попробовали через несколько штатных переходников подключить мобильный телефон по аналогу, послушать несколько арий из Генделя. После чего наступило многозначительное молчание. Играло не просто хорошо, играло удивительно хорошо! Полновесность, тембры, динамика+скорость, натуральность, сцена, комфортность - можно слушать без утомления, красивый разнообразный бас, выразительный и пропорциональный вокал. Звук немного тёмный и по-хорошему тёплый. Классика - реально космос, без всяких шуток. Дома повторил эксперимент (слушали с моей трубы), впечатления тоже положительные. Но это еще не всё. Весь ужас состоит в том, что материал на телефоне - в мр3
Я конечно не готов сразу салютовать и поднимать знамя с лозунгом - "хай-энд - это развод", но иногда подобные события просто выбивают из колеи. Полдня ходишь потом как обухом ударенный под впечатлением.
Любопытно конечно. По меньшей мере просто любопытно...
******************************
А уж нам как любопытно, что же там курят и выслушивают на всех аудиофильских форумах? )