Фронтоны храма Афины Ахайи на острове Эгина

Mar 15, 2013 10:30



"Окончательное вытеснение "хаоса" из представляемых фронтонами сцен наступает только в конце VI в. до н.э. К этому времени скульптура фронтонов уже органически вписывается в поле тимпана; композиционное действо приобретает единство. Предпосылки к этому были созданы во фронтоне сокровищницы мегарян в Олимпии со сценами гигантомахии, ок. 510-500 гг. до н.э., заполненной уже однородными фигурами.



Голова статуи Афины с западного фронтона храма Афины-Афайи на острове Эгине. Мрамор. 500-490 гг. до н. э. Мюнхен. Глиптотека.

Но целиком утверждается этот новый очеловеченный мир только в храме Афины Афайи на острове Эгина, отмеченном и чисто концептуальными новшествами в архитектуре (появление "лестницы в небо").



Воин. Статуя с западного фронтона храма Афины-Афайи на острове Эгине. Мрамор. 500-490 гг. до н. э. Мюнхен. Глиптотека.

Западный фронтон был создан ок. 500-490 гг. до н.э., восточный - ок. 490-480 гг. до н.э. Эгинские фронтоны были открыты ещё в начале XIX в. и отданы для реконструкции одному из лучших европейских скульпторов того времени - датчанину Бертелю Торвальдсену. Торвальдсен блестяще по тем временам выполнил свою задачу, однако в 60-е гг. XX в. окончательно выяснилось, что реконструкции недостоверны, в связи с чем эгинские фронтоны, находившиеся в мюнхенской Глиптотеке, были демонтированы и реконструкции с них сняты. Работа Торвальдсена была сохранена и восстановлена в копиях как памятник реставрационной мысли XIX в. и хранится ныне в специально созданом в Мюнхене музее его имени.



Троянский воин, стреляющий из лука, (Парис?). Статуя с западного фронтона храма Афины-Афайи на острове Эгине. Мрамор. 500-490 гг. до н. э. Мюнхен. Глиптотека.

Оба фронтона представляют исключительно человеческие сцены, связанные с одним мифом: в них впервые утверждается единство времени, места и действия - то, чего будут требовать от искусства драмы будущие классицистические мастера. Оба тимпана изображают Троянскую войну с участием местных эгинских героев: западный представляет более позднее событие - войну с участием эгинета Аякса Саламинского, а восточный - древнюю войну с участием Геракла и эгинета Теламона (отца знаменитого Аякса и дяди Ахилла).



Раненый воин. Статуя с западного фронтона храма Афины-Афайи на острове Эгине. Мрамор. 500-490 гг. до н. э. Мюнхен. Глиптотека.

В центре обоих фронтонов стоит вооружённая богиня Афина, в гофрированном хитоне и свисающем со свободной руки длинном плаще с "ласточкиными хвостами". В одном случае в левой руке она держит щит, в другом - простирает эгиду. По сторонам от неё бьются герои: их по две пары, и все они обнажены. На западном фронтоне центральная группа из пяти фигур составляет автономное целое, обособленное от углов, где действуют по четыре фигуры: полуприсевшие лучники, копейщики и поражённые жертвы, павшие воины лежат в углах, ногами к центру. В восточном фронтоне пять центральных фигур вовлекают в своё действие "угловых". Павшие воины лежат здесь ногами к углам, способствуя сплочённости композиции.



Эгинские скульптуры полны энергии пластической силы и необычайной напряжённости действия: фигуры мужчин предстают в самых разнообразных и сложных позах, исполненных виртуозно и с блеском. Они компактны и тектоничны, с цельными и имперсонально-обобщёнными формами. Фигуры исполнены как круглая скульптура - они расставлены в "ящичном" пространстве, как актёры на сцене, и в то же время они "сцепляются" одна с другой тесными узами - ещё недостаточно тесными, чтобы их нельзя было "расчленить" (иначе Торвальдсен не увидел бы в торсе отклонившегося воина образ грека, упавшего на свой собственный щит!), и в то же время достаточно прочными, чтобы создать единый драматический образ.



Воин, помогающий раненому. Статуя с восточного фронтона храма Афины-Афайи на острове Эгине. Мрамор. 490-480 гг. до н. э. Мюнхен. Глиптотека.

Здесь много блестящих находок - не только в гениально построенном целом, но и в изображении отдельных фигур, и в иконографии. Виртуозно исполнен "стреляющий Геракл", единственный твёрдо опознанный герой эгинских фронтонов: он, как туго натянутый лук, "выстреливает" в пространство своей мощной энергией. И, несмотря на архаичность отдельных форм: причёски в виде буклей, "архаические улыбки", совершенно не подходящие к суровому сюжету, стереотипность "ласточкиных хвостов" и "металлическая" проработка торсов (эгинеты славились как лучшие бронзовщики той эпохи), - сделан смелый прорыв к новому: осмыслению жизни в её чисто человеческом облике.



Стреляющий Геракл с восточного фронтона храма Афины-Афайи на острове Эгине. Мрамор. 490-480 гг. до н. э. Мюнхен. Глиптотека.

Мир эгинских фронтонов остаётся всецело мужским, ритуальным: две группы сыновей-близнецов бьются из-за богини-матери: одни побеждают другие гибнут. Она стоит в центре, как "мировой столп", как средоточие смерти-жизни, и смерть откатывается от её божественного тела к углам, а затем, восставая из них, вновь возвращается - жизнь. Впервые в греческом фронтоне видим двуединство центра-углов; "геральдическая формула", сохраняемая в силу необходимости (треугольная форма фронтонов), насыщается глубоким диалектическим смыслом. Если в западном фронтоне с его обособленными угловыми группами смерть ещё не составляла органической субстанции жизни, то в восточном заметно их взаимное перетекание. Как в "Илиаде" Гомера: "Вместе смешались победные крики и смертые стоны / Воев губящих и гибнущих ..."



Раненый воин с восточного фронтона храма Афины-Афайи на острове Эгине. Мрамор. Около 490-480 гг. до н. э. Мюнхен. Глиптотека.

Эгинеты создали и новый, во всех смыслах замечательный образ человека. Это образ павшего воина в углу восточного фронтона. Статический юноша западного фронтона, приподнимающийся на локте, чтобы вырвать смертоносную стрелу из груди, уступает место зрелому бородатому мужу, тяжело поворачивающемуся на земле; его коченеющие руки и ноги передают всю тяжесть внезапно навалившейся смерти; рука тяжело повисает на щите, глаза застилает пелена. "Умирающий воин" - один из высших пиков греческой скульптуры, её первый по-настоящему трагический образ."

Источник: Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Геометрика и архаика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 289-291

Ещё:

http://www.proprofs.com/quiz-school/story.php?title=grecja-fotografie_1
http://igor-torick.livejournal.com/801047.html
http://turizm.lib.ru/img/n/nowak_anatolij_wladimirowich/munich-6/
http://nnm.ru/blogs/gaal_rlz/okrashennye_skulptury_drevnih_grecii_i_rima/
http://www.ruskolan.info/album/5/24/
http://enc.vkarp.com/2011/02/14/%D0%B0-%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0/
http://edgardega.ru/?item=e6b1a2ac-c17e-4630-bc41-2012513cfea5&termin=84937451-d7b5-4f59-baf3-e10ea5eb4bc2
Previous post Next post
Up