В одно воскресное утро, встав ни свет ни заря, мы с Ульяшкой отправились... в Абрамцево. Музей-заповедник находящийся в 55 км от Москвы.
По пути, мы не могли не остановиться в Радонеже. Небольшое село расположенное на высоком берегу реки Пажи. Отсюда открываются великолепные виды.
К достопримечательностям Радонежа относится Преображенская церковь, построенная в 1836-1842 годах.
29 мая 1988 года у входа на территорию бывшего детинца был установлен памятный знак (скульптор В.М.Клыков, архитектор Р.И.Семержиев). Представляет собой трёхметровую фигуру старца с рельефным изображением в её средней части мальчика с образом Троицы и символизирует чудесную встречу, изменившую жизнь отрока Варфоломея, впоследствии получившего известность под именем Сергия Радонежского.
А мы едем дальше.
И вот оно - Абрамцево.
Главный усадебный дом
Первые упоминания об Абрамцеве относятся к XVI в. В начале XVIII в. Абрамково, как тогда называлось поместье, стало владением Федора Ивановича Головина - представителя старинного знатного рода. Здесь он прожил почти безвыездно более полувека, занимаясь устройством усадьбы, в общих чертах сохранившей свой облик до наших дней. Помещичья усадьба располагалась на высоком берегу речки Вори.
Вид на речку Воря
К одноэтажному деревянному господскому дому с запада примыкал двор, окруженный служебными постройками, а за ним, на одной оси с домом, находились два пруда. В 1797 г. Абрамково приобрел Ларион Васильевич Молчанов, семья которого владела поместьем до 1840 г. При Молчановых над домом был пристроен мезонин, сооружены террасы в парке на спуске к реке и вырыт пруд у самой реки, сохранившиеся до наших дней.
В 1843 г. произошло знаковое событие в истории усадьбы - ее приобрел Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859), представитель старинного, но небогатого дворянского рода, давно мечтавший купить дом в Подмосковье.
При Аксаковых усадьба сохранила свой прежний вид: господский дом западным фасадом выходил на прямоугольный двор, который окружали хозяйственные строения - людская, кухня, сарай с амбаром, баня. К юго-востоку от дома располагался жилой флигель - единственная постройка, сделанная новыми хозяевами. Усадьба и парк оставались неогороженными и сливались с окружающими полями и лесами.
Для Аксакова, любителя природы, заядлого рыбака и охотника, Абрамцево стало местом, где можно было отдохнуть от московской суеты. Именно здесь, в Абрамцево им была написана сказка «Аленький цветочек».
Частыми гостями Аксаковых были друзья хозяина усадьбы: писатели Н.В.Гоголь и И.С.Тургенев, историк М.П.Погодин, актер М.С.Щепкин, славянофилы И.В.и П.В.Киреевские, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков, другие знаменитые современники.
После смерти С.Т.Аксакова, а вскоре и его старшего сына Константина, Абрамцево опустело, а в 1870 г. усадьба была продана его дочерью Савве Ивановичу Мамонтову (1841-1918).
В обветшавшей усадьбе все строения требовали ремонта, и Мамонтовы взялись за ее обустройство. В 1870-1880-х гг. был отремонтирован усадебный дом, заново построены кухня и людская. В северной части двора были возведены ветряная водокачка и сарай с амбаром, на месте фруктового сада - теплица и две оранжереи, где выращивались клубника и персики. Те самые персики, которые годы спустя известный русский художник Валентин Серов изобразил на картине "Девочка с персиками".
Студия-мастерская, была построена по проекту В. А. Гартмана в 1873, на месте разобранного аксаковского флигеля.
Баня, получившая впоследствии название "Баня-теремок" построена по проекту И. П. Ропета (1877-1878гг.) на месте обветшавшей аксаковской бани и является одним из памятников "русского стиля".
По своему прямому назначению баня не использовалась, а была гостевым флигелем.
В настоящее время здесь размещена экспозиция, посвященная деятельности абрамцевской столярной мастерской, созданной по инициативе Е.Г.Мамонтовой. На выставке представлены мебель и предметы быта изготовленные по эскизам Е.Д.Поленовой.
Предприниматель по профессии, С. И. Мамонтов был художником по призванию: его живо интересовали изобразительное искусство, архитектура, театр. Во время учебы в университете он участвовал в театральном кружке, которым руководил драматург А. Н. Островский, затем брал уроки пения в Милане, занимался рисунком в Риме.
Одна из работ С.И Мамонтова
Среди знакомых Мамонтовых, ставшими завсегдатаями Абрамцево были: скульптор М. М. Антокольский, художник В.Д.Поленов, историк искусства А.В.Прахов. Чуть позже к кругу знакомых присоединились И.Е.Репин, В.М. и А.М.Васнецовы, В.А.Серов, И.С.Остроухов, Е.Д.Поленова, К.А.Коровин, М.В.Нестеров, М.А.Врубель, А.А.Киселев и другие художники. Творческое содружество этих мастеров вошло в историю искусства как Мамонтовский художественный кружок.
В 1890 г. в «Культурном поселке» была построена керамическая мастерская, художественным руководителем которой стал М. А. Врубель. Он выполнил изразцовые печи для московского и абрамцевского домов Мамонтовых, многочисленные произведения декоративной скульптуры и посуды.
"Павлин с апельсинами" М.Врубеля
В 1881-1882 гг. в усадебном парке по проекту В.М.Васнецова и В.Д.Поленова была возведена церковь Спаса Нерукотворного. В 1883 г. по соседству с церковью по проекту В.М.Васнецова была построена беседка, которая за свой причудливый вид получила название «Избушка на курьих ножках». Церковь и избушка считаются первыми произведениями русского модерна. Интересная деталь: Был устроен своеобразный конкурс. В качестве образца для абрамцевской церкви по предложению В.Поленова было решено использовать новгородскую Церковь Спаса на Нередице XII века. Победителем конкурса стал проект В.Васнецова.
Избушка на курьих ножках
О строительстве церкви В.М.Васнецов вспоминал так: "Все мы художники:Поленов, Репин, я, сам Савва Иванович и семья принялись за работу дружно, воодушевленно. Наши художественные помощники: Елизавета Григорьевна Мамонтова, Наталья Васильевна Поленова, Вера Алексеевна Репина от нас не отставали. Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши вышивали хоругви, пелены и даже на лесах, около церкви высекали по камню орнаменты, как настоящие камнетесы. Савва Иванович, как скульптор, тоже высекал по камню. ...Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный: работали без устали, с соревнованием, бескорыстно... Работа кипела. Церковь кончена, освящена в Спасов день".
Церковь Спаса Нерукотворного
В 1899 г. Мамонтов был арестован по обвинению в финансовых злоупотреблениях и несколько месяцев провел в тюрьме. На следующий год он был оправдан судом присяжных, но полностью разорен. Московский дом, опечатанный после ареста Мамонтова, и хранившаяся в нем коллекция художественных произведений были проданы на аукционе для уплаты долгов. Абрамцево, переписанное в 1880 г. на Е. Г. Мамонтову, удалось сохранить.
После Октябрьской революции 1917 г. Абрамцево было национализировано. 10 октября 1918 г. Наркомпросом была выдана Охранная грамота, что стало днём основания музея, получившего название Музей-усадьба «Абрамцево». Его первой хранительницей стала Александра Саввишна Мамонтова.
В 1995 г. указом Президента РФ музей-заповедник получил статус объекта исторического и культурного наследия федерального значения.
По-разному сложилась судьба абрамцевских мастерских. В середине 1920-х гг. Керамический завод «Абрамцево» был передан учебно-производственной базе ВХУТЕМАСа, а затем переоборудован в экспериментальную лабораторию огнеупорных материалов. Его художественное значение было утрачено. Абрамцевская столярно-резчицкая мастерская, после ряда преобразований в 1920-х гг., получила название «Абрамцевская деревообделочная профтехшкола» и в 1931 г. была переведена в Хотьково. В 1957 г. на ее основе было создано Абрамцевское художественно-промышленное училище им. В. М. Васнецова, в 1990-х гг. преобразованное в колледж, продолжающий абрамцевские художественные традиции.
Спасибо за чудесную компанию
tushinetc.