Вчера, пока я танцевала на сцене родного театра, моя дочь в компании дедушки смотрели "Щелкунчик" на сцене театра
"Вернадского,13".
Придя домой, первым делом решила узнать понравился или нет спектакль, хотя ответ знала заранее.
Но все-равно удивила реакция моего отца, который с воодушевлением делился своими впечатлениями.
Удивительная вещь... каждый раз выходя из театра, после детских спектаклей, наблюдаю похожую реакцию и других родителей.
Интересно, в чем же секрет этого маленького,но по домашнему уютного театра, в который придя однажды - хочется вернуться снова.
Вспомнился разговор, диалог о театре, который состоялся у меня некоторое время назад с художественным руководителем и главным режиссером театра Еленой Валерьевной Громовой. Леной Громовой, в прошлом моей одноклассницей, с которой мы не виделись много лет и с которой случайно встретились, в тот день когда я впервые переступила порог этого театра. А переступив его однажды практически поселилась в нем.
Но вернусь к нашему диалогу. Конечно мне было очень интересно узнать, как и почему Лена вдруг увлеклась театром. Мы учились с ней вместе всего первых три года и в те времена говорить о каких либо серьезных увлечениях было еще рано.
-Не надо было жить в доме, где расположен театр на Юго-Западе, - ответила мне Лена. Потому что когда ты ходишь туда лет так с 11-12, а после 15 ты просто начинаешь там проживать каждый вечер, уже вместо учебы, вместо всего остального. И рано или поздно мысль а почему бы не заняться театром приходит тебе в голову. Собственно с этого все и началось на самом деле.
Хотя был еще один человек, который как я узнала потихонечку подталкивал Лену к этой мысли. Репетитор по литературе.
- Она пыталась выправить мое неумение писать сочинение, и она каким то боком соотносилась к театру и она с таким восторгом, взахлеб рассказывала что такое театр, с чем это едят, а лет мне тогда было 16, все это так падало на благодатную почву. Падало, падало, а потом выросло.
В спектаклях, идущих в театре, Елена Валерьевна выступает не только в роли режиссера, но часто является также художником по свету, костюмам, сценографом и прочее и прочее. Мне было интересно узнать считает ли она это правильным, потому что на мой взгляд это просто для начала удобно. Ведь когда начинаешь работать над спектаклем именно в голове режиссера рождается общая картина. И порой проще все сделать самой, чем объяснять другим те картины, которые рисует твое воображение.
- В чем то считаю правильно, в чем то неправильно- стала говорить мне Елена Валерьевна. Все должно быть целесообразно. Если я являюсь художником по свету, это наверное не очень правильно. Конечно светом должен заниматься профессионал, который может предложить свое какое то дополнительное видение, равно как и художник по костюмам, равно как и сценограф. То есть каждый должен привносить что то свое, тогда собственно в стыковке разных идей и рождается какое то произведение.
- В споре рождается истина,- произнесла я избитую фразу.
- Правда иногда она в ней и умирает, но это уже другая тема. Безусловно я за то чтобы сотрудничать с кем то еще, как собственно я сотрудничаю с композитором Варварой Калгановой. Конечно не является правдой и то, что я полностью являюсь автором декораций. Мы иногда приглашаем кого-то со стороны или хотя бы консультируемся. Либо ребята, сами артисты, у которых есть скажем так такое вот видение, например сценографическое видение, мы пытаемся отрисовывать какие-то варианты, и потом ищем то, что действительно было бы интереснее всего, оптимальнее всего для нашей площадки. То же самое по костюмам, тоже самое по всему. Да, безусловно я отбираю это все, потому что для того что бы это был единый замысел - безусловно. Для того что бы это все сложилось. Но очень много идей просто привносят сами артисты или наши костюмеры. Очень часто открываются те таланты, которые люди скрывают. Скажем человек устроился работать костюмером, а оказывается что он великолепно рисует, создает костюмы, что у него есть куча всяких художественных идей. Ну и конечно мы не упускаем такого случая.
Не смотря на то, что в репертуаре есть и взрослые спектакли, о них чуть позже, изначально театр был ориентирован именно на детскую аудиторию. Ведь понятно, что на детский спектакль скорее пойдут, поведут ребенка. А на спектакль для взрослых... Никому неизвестный театр, да еще и на отшибе, да еще и без звездных имен. 10 раз подумают, тем более что в Москве огромное количество театров и спрос очень большой.
- Так получилось, - продолжала рассказывать Лена, что бы нам выжить нам пришлось делать упор на детский репертуар. После того как мы, к сожалению остались без покровителя и мецената, нам пришлось как-то барахтаться самим. Летом 2001 года мы сидели положив зубы на полку, имея оснащенное помещение и совершенно никаких перспектив к развитию и один доширак на троих в сутки. Так мы просидели где-то полтора месяца. Потом мы поняли: спасение утопающих дело рук самих утопающих, что надо как-то шевелиться иначе масла не собьем и из этой крынки не вылезем.
Если говорить о репертуаре для взрослых, то сейчас в театре идет пять спектаклей. К тому же театр всеми силами пытается расширить взрослый репертуар. Но катастрофически не хватает времени.
Многие из моих знакомых, однажды побывавших в этом театре на спектакле «FAHRENHEIT 451», говорят что это лучшая постановка, которую они видели.
Я не видела других постановок, но в исполнении актеров театра "Вернадского,13" спектакль произвел на меня огромное впечатление. Тут надо сказать, что я не люблю фантастику, и открыв однажды Брэдбери, закрыла эту книгу. Думала навсегда. Однако посмотрев спектакль мне очень захотелось эту книгу прочитать, что собственно я и сделала.
И конечно, не могла не задать Лене вопрос, почему такие спектакли как "Фаренгейт", "Гамлет", спектакли, на которые трудно достать билеты, так редко идут в театре.
- Связано это в первую очередь с тем, что в спектаклях занято много артистов, которые работают у нас по совместительству, стала рассказывать Лена - так называемых разовиков, и мы вынуждены просто подстраиваться под их планы по основному месту работы. Это наверное основная причина на сегодняшний день. Если говорить о "Фаренгейте", то есть еще одна причина. Я о ней промолчу, но был период, когда спектакль несколько месяцев не шел. Но сейчас мы договорились что бы хотя бы один спектакль в месяц у нас все-таки будет. С "Гамлетом" проще, потому что мы смогли собрать второй состав, и я надеюсь что он будет идти чаще идти.
Тут стоит сказать, что эти спектакли еще ни разу не отменялись. И вообще Елена Валерьевна не любит отменять или упаси Бог заменять спектакли.
- Лучше это будет срочный ввод, лучше мы вывернемся на изнанку, будем ночью репетировать, будем сутки мучить человека, устроим ему страшный стресс, но все-таки он выйдет на сцену, все-таки спектакль состоится. Мы готовим вторые составы, мы их делаем, просто на все нужно время. Время одно на все: и на текущие спектакли и на восстановление спектаклей, которые давно не идут. На все нужно время, и времени элементарно не хватает. Время нужно и на реализацию планов, которых у театра много. Как ближайших, так и далеко идущих.
Например, как рассказала мне Лена, очень хочется вылезти из такой вот внутренней скорлупы, в которой мы довольно долго сидим и попробовать покататься по стране. И не важно это гастроли с детскими спектаклями или взрослыми. Побывать на каких-то фестивалях: других посмотреть, себя показать. Помимо того что это просто интересно, это еще и здорово для артистов, для того что бы действительно понять в сравнении уровень того, что они делают и уровень того, что может быть. Безусловно в планах расширение взрослого репертуара. Это очень нужно. Мы изо всех сил сейчас дергаем лапками для того что бы все-таки это делать. С прошлого года у нас начались такие попытки, как приглашение других режиссеров в работу. Вот это тоже. Что-то получилось, что-то не очень получилось. Но это тоже какая-то перспектива.
Наш разговор, диалог о театре, плавно перешел к разговору о студии, которая существует при театре, а потом вновь вернулся к разговору о театре, о работе режиссера с актерами. О том легко ли актеру и режиссеру понять друг друга работая над спектаклем, ролью. Ведь, как это ни странно прозвучит, но мозги актера и режиссера очень разные. Способ мировосприятия совершенно разный.
И конечно в этой связи мне было очень интересно узнать, а как с актерами театра работает Лена.
-Я знаю, среди и моих знакомых есть режиссеры, которые скажем так мало принимают во внимание скажем то что там хочет актер, а давит вот свою режиссерскую волю. Я не люблю так делать и пользуюсь этим так скажем в самом крайнем случае. Опять тогда когда времени мало, времени на импровизацию на поиск и вот тут нужно жестко развести какую-то сцену и уже дать жесткие установки. Но я как раз за мыслящего актера. За актера с которым интересно сотрудничать, за актера, который предлагает что-то свое и только тогда, когда ты понимаешь. Бывает часто приходит совершенно замечательный
актер. Садиться на репетиции и… Что и? Кто предлагать будет. Я вам все рассказала. Что вы делать должны сказала, про замысел рассказала. Пробуем, пока вы ничего не попробуете, я не могу сказать что вы вообще можете. Туда это или не туда. Бывает, что человек просто выполняет что ему говорят, ну и на том спасибо. Но когда человек, когда это действительно сотворчество, когда он подцепил твою мысль и начинает ее внутри себя развивать и уже через себя эту идею транслировать вот я скажем за такое. За такой театр, потому что он максимально интересен, максимально человечески интересный театр получается.
Мы разговаривали с Леной очень долго и еще о многом. Было безумно интересно. И о театре, и о любимчиках, и о студийцах, среди которых теперь и моя Ульяшка, да и вообще о жизни вне театра.
Но наверное я на этом остановлюсь.
Хотя диалоги о театре на этом не закончены.
И если вам вдруг захотелось узнать секрет этого маленького, но необыкновенного театра, просто придите однажды на один из его спектаклей. Взрослый или детский.Значения не имеет.