Северный Морской путь. При чем тут достижения современной России...

Jan 26, 2024 23:27

Эта статья посвящается тем, кто плохо знает историю своей страны. Той самой, которой они гордятся. Видимо поэтому достижения прошлого, приписывают нынешней власти и современной России. Дело в том, что некоторые "патриоты" считают открытие и освоение Северного Морского Пути одним из главных достижений нынешней власти и России.



Об это мне написало несколько человек в комментариях к статье про Выставку-форум "Россия". Еще раз повторю, нынешняя власть к этим достижениям никакого отношения не имеет.

А я горжусь и СМП и самым большим атомным флотом, и страной принимавшей участие в освоении Арктики. И имя этой страны - СССР.

В общем, как вы догадались речь пойдёт о Северном морском пути (СМП) или Северо-Восточном проходе. Именно так он назывался до начала XX века.

Но дело в том, что современный СМП является итогом многовекового освоения северных окраин России и свою историю начинает с первых плаваний поморов в XI-XIII веках. Поморы одними из первых совершали "ход в немецкий конец" (в Скандинавию) с волоком через полуостров Рыбачий. А затем, начиная с XVI века, поморы «ходили за камень» (Уральские горы) по ямальскому волоку.

При Борисе Годунове, в самом начале XVII века, в Западной Сибири за полярным кругом был построен город Мангазея. Он стал опорным пунктом одноимённого торгового пути - Мангазейского морского хода - и считался богатейшим торговым портом. Именно туда по морям севера и устремились европейские купцы. Однако после запрета первого Романова вывозить пушнину морским путём город постепенно пришёл в упадок и к концу XVII века исчез: вначале как город, порт и торговая фактория, а затем и как историческое и географическое понятие.

Но вернемся к истории освоения Северного морского пути. Идея его практического использования была высказана русским дипломатом Дмитрием Герасимовым в 1525 году.




Летом 1648 года из устья реки Колыма вышло несколько кочей. Коч - русское морское парусно-гребное судно поморов и сибирских промышленников, деревянное, однопалубное, промысловое, использовавшееся в XI-XIX веках. Лишь три судна из семи в сентябре того же года дошли до «Большого Каменного Носа», который ныне носит имя Семена Дежнёва. Это плавание доказало раздельность Евразии и Америки и наличие морского прохода из Северного Ледовитого океана в Тихий океан.

Большое значение в исследование СМП имели две Камчатские экспедиции под руководством Витуса Беренга, высокоширотная экспедиция во главе с В. Я. Чичаговым, Северо-Восточная И. Биллингса - Г.А. Сарычева и некоторые другие.

Активный интерес к исследованию СМП возродился в XIX веке, когда северные и дальневосточные территории стали известны на весь мир богатством доступных для добывания природных ресурсов.




В 1878-1879 годах под руководством шведа Эрика Норденшельда, состоялось первое плавание, охватившее весь СМП. Экспедиция успешно прошла по морской магистрали до конечной точки с зимовкой у побережья Чукотского полуострова. Кроме шведского короля Оскара II, финансовую поддержку оказал российский предприниматель Александр Сибиряков. В этот же период состоялись и другие экспедиции: российские под командованием Э.В.Толля, Г.Л.Брусилова, Г.Я.Седова и других, американская Дж. Де-Лонга, норвежские во главе с Ф.Нансеном и Р.Амундсеном. Появление парового флота, изобретение радио, постройка ледоколов послужили более высокому уровню исследований СМП.

Распоряжение о создании Комитета СМП было дано адмиралом А.В.Колчаком в 1919 году, во время Гражданской войны 1917-1922 годов. Начиная с 1921 года были осуществлены Карские, а затем и Колымские экспедиции, которые подготовили почву для открытия мореплавания по всей трассе СМП.




За одну навигацию впервые Северный морской путь был пройден экспедицией Отто Шмидта в 1932 году на ледокольном пароходе "Александр Сибиряков". То есть 92 года назад!!! При чем тут достижения современной России. Тогда страна называлась СССР. И это были её достижения. Страны, которой нет, но которую пинают все кому не лень, начиная с гопоты из питерской подворотни.

В освоении СМП большую роль сыграла гидрографическая экспедиция, задачей которой было изучение обстановки трассы и составление навигационных карт и лоций. Среди выдающихся плаваний по СМП отмечается проводка военных кораблей Балтийского флота на Дальний Восток в 1936 году. Важное значение имеют дрейф «Георгия Седова» и организация первой научно-исследовательской дрейфующей станции «Северный полюс - 1» во главе с И.Д.Папаниным и другие.

Специально для обслуживания Северного морского пути и обеспечения непрерывной навигации 5 декабря 1957 года был спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин». 3 декабря 1959 года он был передан Министерству морского флота СССР.




С достижениями науки и техники была связана активизация работ на СМП в период 1970-1980-х годов. Именно с середины 1970 х годов в строй начало входить семейство ледоколов "Арктика".

Кстати, ещё во времена СССР, а именно 1 мая 1978 года в Арктике была открыта круглогодичная навигация. В этот знаменательный день атомный ледокол «Сибирь» и ледокол «Капитан Сорокин» провели в Дудинку караван из двух дизель-электроходов - «Павел Пономарёв» и «Наварин».

На сегодняшний день СМП соединяет европейские и дальневосточные порты, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему. Его длина от Карских Ворот до Бухты Провидения около 5610 км.

Для эксплуатации СМП в СССР были созданы специальные службы: пароходства, морские, речные и авиационные порты, гидрографические и промышленно-транспортные предприятия, научные институты и сеть полярных гидрометеостанций.

Обслуживают СМП 7 ледоколов, 4 из которых были построены или заложены еще в СССР. Ледокол - "Таймыр" введён в эксплуатацию в 1989 году, "Вайгач" - в 1990. Ледокол "Ямал" был заложен еще в 1986 году, спущен на воду в 1989, введен в строй в 1992 году. Последний из четырех ледоколов - "50 лет Победы" был заложен в 1989 году, спущен на воду в 1993. Но введен в эксплуатацию лишь в 2007 году. Кстати, несколько лет назад срок их службы был продлен и выводить их из эксплуатации планируют в 2027-2028 годах.

Стоит также сказать, что 1959 по 1991 год в Советском Союзе было построено 7 атомных ледоколов. Кроме упомянутых выше ледокола "Ленин", ледокола "Арктика", ледокола "Ямал" и ледокола "50 лет Победы" были построены и введены в эксплуатацию ледокол "Россия" и ледокол "Советский Союз".

Кроме этого до сих пор в строю дизель-электрические ледоколы, введённые в эксплуатацию в конце 70-х годов.

В современной России были построены три ледокола: в 2020 году введён в эксплуатацию атомный ледокол "Арктика", в 2021 году - "Сибирь", в 2022 году - "Урал".




История, Мысли вслух, Интересно

Previous post Next post
Up