Эрмитаж

Dec 07, 2022 10:26

Продолжаю рассказывать о нашей поездке в Санкт-Петербург. Точнее о тех дворцах, усадьбах, музеях, где мы успели побывать. Сегодня настал черед Эрмитажа.




Поход этот запланирован не был. Решение было принято спонтанно. Пока я была на классе у Николая Максимовича, мои спали, затем завтракали. И к тому моменту когда я освободилась девушки тоже были готовы. Ну а поскольку жили мы напротив дворцовой площади, то и выбор был предопределен.
Гуляли мы по Эрмитажу около пяти часов. Но даже за это время увидели очень мало. По мне, так на Эрмитаж нужна неделя. И то, все все-равно не увидешь. Потому, чтобы увидеть все нужно потратить восемь лет. И это при том, что у каждого экспоната останавливаться только на минуту.

Так что буду постепенно делиться увиденным. В основном интерьерам, которые в этот приезд проходили красной нитью сквозь все наши посещения дворцов и музеев.




Но рассказ об Эрмитаже следует начать с Петра Великого, потому что в Петербурге все начинается с него. Именно в его правление появился первый отечественный музей знаменитая Кунсткамера, - а также первые отечественные коллекционеры.

Одним из главных собирателей при Петре I был петербургский губернатор, генералиссимус и князь Александр Меншиков, который норовил как можно плотнее набить свои палаты разнообразными произведениями искусства. Другой сподвижник императора граф Яков Брюс - дипломат, артиллерист, металлург и чернокнижник был более сведущим и разборчивым. Он собирал картины и статуи, книги и манускрипты, медали и монеты, минералы и гербарии, чучела и препараты, оружие и механические игрушки.
Сам император, несмотря на ревность к западной учености и куртуазности, образован был скверно и не умел даже грамотно писать. Вкусы и манеры его, приобретенные в московской Немецкой слободе и закрепленные в первом путешествии в Голландию, были вполне бюргерские, то есть мещанскими. Однако именно Петр положил начало некоторым нынешним эрмитажным собраниям - например, коллекции скифских золотых украшений. Поэтому неудивительно, что в музее чтут первого императора как основоположника. Комнаты «Зимнего дворца Петра», обнаруженные в 1970-х и отреставрированные, ныне входят в комплекс Государственного Эрмитажа.

Правда мы в эти комнаты не попали - они были закрыты. Может быть повезет в следующий раз.




Основательницей музея при Зимнем дворце стала Екатерина II. Официальной датой рождения Государственного Эрмитажа считается 1764 год, когда императрица через агентов приобрела в Берлине у купца Гацковского коллекцию из 220 произведений голландских и фламандских художников. Негоциант собирал работы старых мастеров для коллекции прусского императора Фридриха II. Однако после неудачной для него Семилетней войны, выкупать полотна не стал. Тем самым он поставил Гацковского в затруднительное положение. Тогда-то торговый человек и предложил России приобрести картины в счет своего долга. Екатерина II согласилась, подразумевая под своим решением и возможность лишний раз продемонстрировать финансовую несостоятельность прусского правителя, и изобилие российской казны.
Пять лет спустя была приобретена коллекция саксонского министра Г.Брюля - около 600 живописных полотен. Позднее в Париже было куплено собрание разорившегося французского министра Э.Ф.Шуазеля, а также коллекция барона П.Кроза, в которую входили картины Рафаэля, Джорджоне, Рубенса, Ван Дейка, Пуссена и Ватто. Не осталась без внимания агентов императрицы и Англия: в 1779 году оттуда в Россию прибыла коллекция живописи премьер-министра Уолпола.

В последствии крупные покупки совершались почти каждый год. Приобретались рисунки старых мастеров (коллекция австрийца Кобенцеля), статуи (коллекция английского банкира Лайд-Брауна включавшая античные статуи и скульптуры Микеланджело, камеи (коллекция герцога Орлеанского), книги (библиотеки Вольтера и Дидро). Заказы русской императрицы выполняли знаменитые европейские скульпторы, ювелиры и мебельщики. В посмертной описи имущества Екатерины Великой только картин числится 3996; гравюры, геммы, ювелирные украшения также исчисляются тысячами.




Малый Эрмитаж - первый эрмитажный флигель, который Екатерина велела пристроить к Зимнему дворцу в 1764 году, чтобы поселить там своего фаворита, Григория Орлова. Малый Эрмитаж строили зодчие Фельтен и Валлен-Деламот. Царица предпочитала классицизм, но в отделке флигеля есть детали в стиле барокко, обозначающие его связь с Зимним дворцом работы Растрелли. Поначалу Южный павильон не имел отдельного входа в него можно было пройти только из дворца, Позже появились Северный павильон, Висячий сад и боковые галереи. Постепенно Малый Эрмитаж превратился в царский музей: стены его были увешаны полотнами в несколько ярусов. Но еще долго он использовался и для интимных встреч. В Северном павильоне был предусмотрен стол, который поднимался с нижнего этажа уже накрытым, чтобы исключить появление лакеев в месте уединения.

Отдельное здание Эрмитажного театра при Зимнем дворце было возведено Джакомо Кваренги в 1783-1787 году. Прежде дворцовый театр находился внутри Зимнего; это было неудобно из-за ежевечернего наплыва посторонней публики. Кваренги использовал фундамент прежнего строения. Благодаря этому сохранились «малые палатки Петра Великого. Театр, выходящий на Дворцовую набережную, соединен с дворцовым комплексом арочным переходом через Зимнюю канавку. Открылся театр 16 ноября 1785 года премьерой комической оперы Мельник, колдун, обманщик и сват» (музыка Соколовского, либретто Аблесимова). Здесь давались иностранные и русские оперы, комедии и трагедии, устраивались маскарады и балы. В начале ХХ века интерьеры театра были заново оформлены Леонтием Бенуа.

Здание Большого или Старого Эрмитажа было построено в 1787 году Юрием Фельтеном: разраставшиеся дворцовые коллекции в Малом Эрмитаже уже не помешались. Кроме того, здесь разместили библиотеку и квартиры придворных. Здание продолжило ряд строений на Дворцовой набережной. Большим Эрмитажем оно именуется по сравнению с Малым, а Старым - по сравнению с Новым Эрмитажем. В 1792 году Джакомо Кваренги пристроил к нему Лоджии Рафаэля - галерею с копиями рафаэлевских фресок в Ватикане. Со времен Николая I большая часть здания имела музейное назначение. Впрочем, здесь находились также запасные комнаты для иностранных гостей, Государственный Совет и другие учреждения. В наши дни первый этаж занимает дирекция Государственного Эрмитажа. В залах второго этажа представлена живопись эпохи Возрождения: шедевры Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Джорджоне.




Император Павел I Зимний дворец не любил и еще до окончания отделки Михайловского замка перебрался туда. Правда, прожил он там всего сорок дней, после чего был убит заговорщиками. Пополнением художественных коллекций Эрмитажа Павел также не занимался. Он велел оплатить последние покупки Екатерины, но «впредь оных не выписывать». В правление Александра I закупались уже не столько целые коллекции, сколько отдельные произведения. Эти точечные приобретения обогатили императорские собрания шедеврами Караваджо и Боттичелли. Кроме того, Эрмитаж пополнился коллекцией испанской живописи. С истинно екатерининским размахом создавалась Военная галерея, куда вошло более трехсот портретов героев Отечественной войны 1812 года. Среди важнейших приобретений Николая I были, например, полотна Ван Эйка, Рафаэля и Тициана. В его правление Эрмитаж активно пополнялся полотнами отечественных мастеров живописи; в 1895 году их произведения передали Русскому музею. Именно Николай Павлович сделал Эрмитаж публичным музеем. Прежде его коллекции могли осматривать только гости императорской семьи и так называемая чистая публика по специальным разрешениям.

Новый Эрмитаж был первым зданием в России, построенным специально для публичного художественного музея. Спроектировал его Лео фон Кленце, придворный архитектор баварского короля Людвига I, большого ценителя изящных искусств. В его правление Кленце превратил Мюнхен в "баварские Афины". Для русского императора зодчий задумал построить грандиозный дворец с двумя внутренними дворами, четырьмя разными фасадами и фигурами атлантов у парадного входа. Проект Кленце был эскизным, не доведенным до строительных чертежей, их выполняли уже русские архитекторы. На стройке распоряжались Василий Стасов и Николай Ефимов, причем оба не дожили до ее окончания. Тем не менее 5 февраля 1852 года Новый Эрмитаж принял первых посетителей. Тогда же для широкой публики открыли Большой Эрмитаж. К концу XIX века музей посещали 50 тысяч человек в год.

Сегодня Эрмитаж - один из крупнейших музеев мира, в одном ряду с Лувром, Британским музеем, галереями Ватикана. Его собрание насчитывает около трех миллионов единиц хранения.




Говоря об Эрмитаже нельзя обойти эрмитажных котов. В их честь проводятся специальные фестивали и устраиваются выставки.
Первый придворный кот появился в Эрмитаже еще при Петре Великом. По легенде, император привез его из Голландии и поселил в деревянном Зимнем дворце. Императрица Елизавета Петровна специально выписывала кошек из Казани. Говорят, после посещения этого города она заметила, что там не видно грызунов, зато имеется изрядное кошачье поголовье. Текст ее указа гласил: «Сыскать в Казани самых лучших и больших котов, удобных к ловле мышей… И ежели кто имеет у себя таковых кладеных котов, оных объявить для скорейшего отправления в губернскую канцелярию". В Эрмитаже и по сей день предпочитают кладеных, то есть стерилизованных котов. Честно говоря кошки и в русской, и в западной традиции пользуются не слишком хорошей репутацией: мифы упорно отмечают их связь с нечистой силой. Екатерина II их тоже не любила, но и грызуны ей изрядно досаждали. В одном из писем барону Гримму она отмечает, что присланной им коллекцией любуются только она сама и мыши. Императрица поселила котов в своих дворцах, придала им статус охранников картинных галерей и разделила на классы - надворных и комнатных. С тех пор коты и кошки в Эрмитаже не переводились, за исключением времен Ленинградской блокады. После войны в Ленинград специально доставили два вагона кошек, часть из которых определили на службу в Эрмитаж.




Коты и сейчас остаются "легендой эрмитажной жизни и её неотъемлемой частью". Каждый год, весной, в Эрмитаже проводится «День эрмитажного кота», а их (кошек и котов) более 70 )))

Хранение фотографий - фото хостинг iMGSRC.RU (imgsrc_ru)

Прогулка по залам Эрмитажа. Часть первая
Эрмитаж. Часть вторая
Гуляем по Эрмитажу. Часть третья
Прогулка по Эрмитажу. Часть четвертая

Санкт-Петербург, Куда пойти с детьми, Музей, Путешествия, Эрмитаж

Previous post Next post
Up