(Начало -
здесь)
Часть 1. Собор
Когда в 1843 году Эжен Виолле-ле-Дюк приехал в Каркассон, глазам его представился совсем не тот идеальный средневековый город, которым сегодня приезжают любоваться туристы со всего мира (три миллиона посетителей в год, если верить официальной статистике).
Идеальный средневековый город Виолле-ле-Дюк оставил после себя, но в 1843 году об этом не мог подумать еще никто, включая самого Виолле-ле-Дюка.
Тогда он увидел два ряда разрушающихся старинных крепостных стен, бывший замок, превращенный в тюрьму, старые дома, заселенные городской беднотой, и бывший кафедральный собор святых Назария и Цельсия, обычно называемый просто Сен-Назер - уже сорок лет как просто церковь.
Этот-то Сен-Назер ему и предстояло восстановить, и вполне возможно, что, глядя на него, Виолле-ле-Дюк подумал, что реставрация собора Парижской Богоматери и аббатства Везле его к такому не готовили.
Цитадель Каркассона до реставрации, по центру - Сен-Назер
Конструкция
Практически все соборы строятся на месте ранее стоявших. Тут Сен-Назер - не исключение: считается, что самый первый собор на его месте был построен еще в VI веке, во времена Теодориха Великого, короля остготов, которые одно время владели Каркассоном.
От этого собора никаких следов не осталось - он был полностью замещен романским, строительство которого началось ближе к концу XI века и который был освящен Папой Урбаном II в 1096 году. К середине XII века собор был достроен.
Примерно в это же время на севере Франции аббат Сугерий перестроил церковь аббатства Сен-Дени и позвал на ее освящение епископов городов вокруг Парижа. Епископы увидели новую прекрасную церковь Сугерия - с высокими сводами и огромными окнами, залитую светом и прекрасную - и вернулись в свои города с намерением построить у себя так же, только лучше, светлее и выше. Так началось великое перестраивание романских соборов Иль-де-Франса - и, собственно, так распространялась готическая архитектура, первым созданием которого была церковь Сугерия.
Практически все готические соборы Франции построены на месте романских, и тут Сен-Назер - исключение. Когда в 1269 году было решено перестроить и расширить ставший слишком маленьким для растущего города собор, его не стали разрушать и строить заново: к романскому нефу были достроены готические трансепт и хор.
С одной стороны, узнаваемая северная готика, а с другой - все-таки нет, не совсем: в северных соборах акцент делается на хоре, а здесь - на трансепте, это в романской традиции. Кроме того, у Сен-Назера скромные контрфорсы и совсем нет арочных контрфорсов. Зато он получил такие же витражи, как у великих северных соборов - и это одни из старейших и красивейших витражей юга Франции.
И в результате шести десятилетий работы получился удивительный, уникальный собор, в котором готика не заменила романику, а влилась в нее.
Есть версия, что так получилось не специально, а просто - как всегда и везде - не хватило денег сносить старый собор и строить новый прямо с основания.
Модель Сен-Назера в замке Каркассона. Здесь можно разглядеть все: и западный фасад, напоминающий крепостную стену, и романский неф (с романским же порталом в боковой стене), и готические трансепт и хор.
Очень, очень непростую задачу этот уникальный собор представлял для Виолле-ле-Дюка!
Реконструкция
Дело в том, что Виолле-ле-Дюк не занимался просто косметическим ремонтом. У него была концепция, которую он четырнадцать лет спустя сформулировал так: "Реставрировать здание не значит подновлять его, ремонтировать или перестраивать; это значит - восстанавливать его завершённое состояние, какого оно могло и не иметь никогда до настоящего времени." (Dictionnaire raisonné de l'architecture française du XIe au XVIe siècle, 1858 г.)
Иными словами, его работа была не реставрацией в современном понимании, а скорее творческим воссозданием идеального облика здания, причем идеального в понимании самого Виолле-ле-Дюка. Как раз в целях воссоздания идеального облика собора Парижской Богоматери он при реставрации добавил галерею химер - вполне возможно, что в Средние века на балюстраде собора никаких подобных чудовищ не было, но, по его мнению, без них собору чего-то не хватало (а если сейчас химер убрать - то, действительно, чего-то будет не хватать).
Разумеется, с ним многие не соглашались, но именно он (а не его оппоненты) занимался непосредственно работой с памятниками архитектуры.
Причем занимался очень основательно, всегда - с большой подготовительной работой и изучением всех доступных записей, рисунков, фотографий и результатов археологических исследований. Сохранилось огромное количество рисунков самого Виолле-ле-Дюка, изображающих то или иное здание таким, каким оно должно было стать после предполагаемой реставрации.
Сен-Назер, акварель работы Эжена Виолле-ле-Дюка, вид со стороны западного фасада
Каким должен был стать Сен-Назер после реставрации, каким мог бы быть его идеальный облик? Должен ли это быть прежний романский собор (поскольку кафедральным он уже не был, необходимости вмещать множество прихожан тоже не было)? Или так и не построенный - возможно, из-за нехватки денег - готический собор?
Виолле-ле-Дюка настолько восхитило то, как в Сен-Назере органично соединились два великих архитектурных стиля Средневековья (да что там, он просто влюбился в этот собор!), что он решил сохранить оба. Возможно, именно работа с этим собором побудила его включить в список условий реставрации в том же Dictionnaire raisonné de l'architecture française du XIe au XVIe siècle такой пункт: реставрация должна сохранить более поздние модификации, если таковые не угрожают целостности здания или не нарушают его историческую ценность.
31 декабря 1844 года Виолле-ле-Дюк представил в комиссию по национальным памятникам детальный проект реставрации Сен-Назера. В 1846 году он приступил к работе.
Восстановление Сен-Назера заняло 21 год. За это время был полностью восстановлен романский портал в северной стене - главный вход в собор. Виолле-ле-Дюк очень любил готику, но и романику очень ценил.
Романский портал и сейчас выглядит заметно более новым, чем стены вокруг него
Еще одна особенность художественного метода Виолле-ле-Дюка - его любовь к химерам и гаргульям. В Каркассоне ему снова представился повод дать волю своей фантазии: гаргульи Сен-Назера до XIX века не сохранились. А они должны были быть: гаргульи - не просто украшения фасадов готических соборов, но и отводы для дождевой воды. Продумывая, как должны выглядеть новые гаргульи для собора, Виолле-ле-Дюк использовал гаргулий других готических соборов Франции - но не копировал их: неписаное правило гаргулий гласит, что ни одна гаргулья не должна быть похожа на другую.
Эскизы гаргулий для собора, нарисованные Виолле-ле-Дюком
А вот и сами гаргульи на стенах собора - их легко разглядеть, они выступают перпендикулярно фасаду
А еще за 21 год работы над Сен-Назером Виолле-ле-Дюк успел начать еще несколько проектов реставрации, в том числе в замке Пьерфон, базилике Сен-Сернен в Тулузе, а также в самом Каркассоне - в кафедральном соборе святого Михаила, бывшем графском замке в цитадели и в самой цитадели.
Во-первых, сложно остановиться, начав что-то делать; во-вторых, восстановить один собор и оставить его посреди заброшенного бывшего форта практически невозможно; в-третьих, Виолле-ле-Дюк любил новые задачи, и посложнее.
Но вот епископский дворец и клуатр, разрушенные после Французской революции, так и не были восстановлены. На том месте, где они стояли, в 1908 году открылся театр под открытым небом, работающий и поныне. Ну, зато с крепостных стен Каркассона можно полюбоваться Сен-Назером, с 1898 года - малой базиликой (этот титут в Римско-католической церки присваивается исторически значимым церквям), во всем его романско-готическом великолепии.
Продолжение:
Часть 2. Замок