Еще несколько отреченцев

Nov 26, 2020 06:06

Священник К. Беляев 25 января 1959 года в газете «Советская здравница» (Евпатория) опубликовал письмо-отречение под названием «Я навсегда порываю с религией». Текст гласил: «Более 30 лет я служил православной церкви и исполнял должности священника в Рязанской, Ростовской и других областях. Но все эти годы я так и не нашел в религии ничего правдоподобного и нужного людям. Напротив, с каждым годом я все больше и больше убеждался в том, что правда на стороне марксистско-ленинской науки, которая всегда и всюду утверждает, что религия есть дурман для народа» [Советская здравница. - N12. - 1959. - 25 января.]. 22 марта 1959 года в газете «Радянський Крим», на украинском языке, была опубликована еще одна статья К. Беляева «Чому я зрікся сану священника», в которой он объяснял причину своего отречения от сана [Радянський Крим. - No59. - 1959. - 22 марта.]. 21 марта 1959 года уже в газете «Крымская правда» публикуется еще одна статья «Записки бывшего приходского священника К.Беляева». В 1959 году Крымское государственное издательство заключило договор с К. Беляевым договор на издание его книги. В 1960 году эта книга под названием «Под сенью храма» была издана. Она пользовалась спросом у активистов сети политического просвещения, занимавшихся вопросами атеистической пропаганды, как серьезный пропагандистский материал. Вначале К. Беляев был устроен счетоводом совхоза «Береговой» Евпаторийского района. После появления серии публикаций Евпаторийским горисполкомом ему была предоставлена квартира в городе, бывший священник и его жена были устроены на работу в один из санаториев.

20 марта 1959 года в газете «Крымская правда» было опубликовано письмо священника с. Мускатное Красногвардейского района А.Т. Горбачева о его отречении от сана.

Иван Никанорович Гусаров. Родился в 1896, окончил духовное училище и Казанскую духовную семинарию. С 1916 по 1960 служил в церкви, дослужился до благочинного Куйбышевско-Сызранской епархии и настоятеля Покровского собора, затем священник Петропавловской церкви города Куйбышев. 1.02.1960 опубликовал в газете «Волжская коммуна» отречение от церкви, в том же году областное издательство выпустило его книгу «Почему я порвал с религией».


П.Г. Евланников с 18 марта по 18 сентября 1958 служил настоятелем церкви Вознесения Господня в Казацкой слободе города Старый Оскол. В 1959 году через прессу отрекся от религии и Церкви. Позже Священный Синод принял решение о лишении его духовного сана.

Священник Федор Федорович Зубов (1893 г.р.) в августе 1958, служа в Крымской епархии, написал в газету «Крымская правда» заявление об отречении от духовного сана. В декабре 1958 года в бюллетене «Атеист», издававшимся Крымским обкомом КПСС, было опубликовано его заявление: «Я, священник Николаевской церкви, решил порвать с религией, отрекаюсь от духовного сана священника и прошу принять меня в семью тружеников социалистического общества. В течение своего многолетнего опыта, я, человек немолодой, мне уже 65 лет, убедился, что марксизм-ленинизм действительно прав, религия действительно опиум для народа, вот почему я и решил порвать с ней» [Атеист. Бюллетень научно-атеистической информации. - Симферополь. - N 1. - Декабрь, 1958. - С. 40-41. Подлинник в ГААРК. - Ф. Р. 2647. -Оп. 4. -Д. 12. -Л. 172.]. Однако в конце того же года, скрыв этот факт, прибыл в пензенскую епархию и был зарегистрирован священником церкви с. Большой Мичкасс. После этого в газете «Пензенская правда» появился фельетон «Двуликий Федор» (25.02.1959) и епископ Леонид освободил Ф.Ф. Зубова от службы в церкви. Он продолжал некоторое время жить в Большом Мичкассе.

Рязанский священник Ларин С.В. в 1959 отказался от сана.

Рязанский священник Садовников П.Н. в 1959 отказался от сана и заявил: «Я пришел к убеждению бросить церковную службу и трудиться на производстве для построения коммунистического общества в нашей стране».

Тамбовский священник К.Семин выступил в печати со статьей «Я отрекаюсь» // Тамбовская правда. - 1962. - 21 июня. Помог властям закрыть приход, в котором служил. Но в дальнейшем принес покаяние и вернулся в Церковь.

19 августа 1959 года в «Крымской правде» было опубликовано письмо бывшего диакона Ильинской церкви г. Евпатории Потапенко с критикой клерикалов.

Н.С.Петухов. Священник из Новгородской епархии, кандидат богословия, настоятель Успенской церкви. Критически изучая Библию, пришел к выводу, что она «учит убивать, грабить и обманывать» [Как я порвал с религией // Белозерский колхозник. 29.05.1959]. Признал, что испытал сильное влияние антирелигиозных выступлений П. Дарманского и Е. Дулумана. В 1960 вместе с А.Осиповым выступал с антирелигиозными докладами (Луганская правда 21.12.1960), опубликовал около сотни статей. Работал главврачом в Бургинской сельской больнице Ленинградской области (1964), пережил в 1961 покушение со стороны религиозного фанатика Ларионова, науськанного местными клерикалами.

В.Подгорный, служил настоятелем Александра-Невского храма с. Благодарного Ставропольского края. В конце 1963 года ушел из РПЦ без снятия духовного сана, переехал в Железноводск и устроился на гражданскую работу.

В 1972 г. настоятель церкви с. Хованщино Бековского района Пензенской обл. протоирей кандидат богословия А.А. Никитюк отказался от духовного сана. В своем заявлении патриарху Московскому Пимену он писал: «Сбрасываю с себя путы богословских иллюзий и наивной веры в чудеса... Я больше не могу проповедовать взгляды, целиком оторванные от действительности и совершенно не отвечающие требованиям нашего времени. Много усилий я должен был потратить на то, чтобы преодолеть чуждое влияние, найти себя и отыскать путь, указанный великим Лениным. Все свои силы и знания теперь отдам борьбе с мрачным наследием прошлого. Разоблачать буду все, что стоит на пути развития. Период пребывания моего в рядах духовенства был одним из мрачных и горестных в моей жизни» (ГАПО. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 71. Л. 269).

Йонас Рагаускас (Ragauskas) (23.VIII.1907 дер. Стасюлишкяй, ныне Аникщяйского района - 11.X.1967 Вильнюс). Родился  в крестьянской семье. В 1935 окончил Каунасскую духовную семинарию, служил ксендзом. Разочаровавшись в религии, в 1948 отрекся от духовного сана. Начал выступать в советской печати, стал писателем и попал в Литературную энциклопедию. В автобиографической книге «Ступайте, месса окончена!» («Ite, missa est!», 1960; Госпремия Литовской ССР, 1960; рус. пер. 1961) показал историю «омирянивания» служителя церкви как драматический процесс поисков истины, создав на основе мемуаров своеобразный интеллектуальный роман. Автор книг «Не хочу неба» («Nenoriu dangaus», 1963), «В то время» («Anuo metu...», 1966). Заслуженный деятель культуры Литов. ССР (1964). Член КПСС с 1967.



Виталий Фотиевич Сокоревич. Окончил семинарию, служил священником в селе Литвиновка Дымерского района Киевской области Украинской ССР. Изучая Библию, нашел в ней противоречия и разуверился. Опубликовал заявление «Я больше не служитель церкви» // «Коммунист» (Гусь-Хрустальный). 12.08.1959 https://gusmedia.ru/archive/1959/08/1959-08-12-97.pdf // «Ленинское знамя» (Тотьма). 14.08.1959 https://www.booksite.ru/totems/1959/1959_96.pdf // «Аларский колхозник» (Иркутская обл.) 16.09.1959 file:///C:/Users/9734~1/AppData/Local/Temp/alarskiy-kolhoznik_1959_108.pdf

Священник с Украины А.В. Клименко после 18 лет служения начал разоблачать неверующих священнослужителей и их деятельность: «Миссия священника ныне - миссия шута, призванного развлекать людей с отсталыми взглядами… Из-за религии я потерял здоровье, спокойный сон, не смог найти общий язык со своими детьми» [Смелее рвите религиозные путы! // Красный Север (Вологда). 6.08.1960]

К.Ф.Попков родился в 1923 в Москве. В 1940 стал иподьяконом у митрополита Введенского, затем служил священником в Новосибирской епархии, Алма-Атинской епархии. В 1959 выступил со статьей «Почему я порвал с церковью» // Лежский ударник. 9.04.1959; затем статьей «За церковной оградой». В книге "С религией не по пути" рассказал, почему он отрёкся от сана: "Пятнадцать лет своей жизни отдал я служению православной церкви. Теперь, когда я отказался от сана священника и пришел в ряды неверующих советских граждан, хочется оглянуться назад и рассказать о причинах, которые привели меня к утрате религиозных верований и разрыву с церковным миром".

П.Любимов. Окончил семинарию. Служил священником в Николаевской церкви города Ворошиловска (Алчевск). 20 января 1960 года заявил о снятии с себя сана. 27.07.1960 опубликовал в Луганской правде» статью «Почему я ушел из церкви». Переехал в Рубежное и начал работать зубным врачом.

В.Домжалов в своей книге "Навсегда, бесповоротно" пишет: "По правде сказать, вначале меня прельщало в религиозном сане не риза и близость к богу, а то, что, окончив семинарию, я мог бы вольготно жить, собирая дань с «рабов божьих». Но потом и не заметил, как мои мозги опутал религиозный дурман".

Ф.Макарь. Окончил семинарию. В армию разочаровался и ушел из церкви, написав статью "Почему я порвал с религией".

Еще во время обучения разочаровались в религии семинаристы:
Н.Повальский в книге «Без бога - везде дорога» пишет: "Я стал молиться, не зная кому. Во мне появился страх перед какой-то сверхъестественной силой. На этом чувстве и «сыграл» молодой священник, с которым я познакомился во время летних каникул. Он убедил меня в существовании «тайн божьих» и завербовал в Ставропольскую духовную семинарию. Ехал я туда с благими намерениями. Но порядки в семинарии разочаровали меня. Все мы должны были, к примеру, считать чуть ли не святым главного наставника воспитанников протоиерея Михаила Рудецкого. А он бранился некультурными словами, мог унизить и оскорбить любого из воспитанников или технических работников семинарии. Так, в семинарии работала уборщица, пожилая, глубоко верующая женщина, Татьяна Елисеевна. Она трепетала перед протоиереем, а он смеялся над ней и передразнивал её".
К.Швец, А.Ермаков, Б.Сальников рассказали о быте, нравах, преподавании в Загорской академии и семинарии в совместной работе «Подумайте о своей судьбе!»
Р.Соколовский в своей книге "С религией покончено навсегда" пишет: "Теперь уже никогда не встану в ряды служителей церкви, а духовная семинария, в которой я учился, будет в моей памяти лишь неприятным воспоминанием. С религией навсегда покончено".
Семинарист Г.Пилинога выпустил книгу "Я очень благодарен боевым друзьям»:
Н.Трохимчук из Одессы написал статью «Почему я ушел из духовной семинарии» // Вперед (Вологда). 18.01.1959.
Иван Баев в 1967 выпустил книгу-исповедь «Я был семинаристом».
Бывший семинарист из Ставрополя С. Сапига 19 мая 1960 опубликовал в газете разоблачительную статью «За стенами «святой обители»». В июне Ставропольская семинария была расформирована и присоединена к Саратовской.

ссср, атеизм, экскурс в историю, церковь и общество

Previous post Next post
Up