Еще двое "отреченцев"

Nov 19, 2020 07:54

Священник снимает с себя сан. Чувашский Осипов.

В Сети широко обсуждается оставление священного сана https://credo.press/232659/ греческим архимандритом Андреем Конаносом. Явление это не новое. В 1950-х - 1960-х гг. по РПЦ прокатилась целая волна отречений от сана. И во времена хрущевской антирелигиозной кампании это активно использовалось властями в пропагандистских целях. Многие помнят бывших священников Осипова, Черткова, Дулумана. Интересно читать воспоминания о советских духовных школах: "Современные очерки бурсы" (Чертков), "Я был семинаристом" (Иван Баев). Не избежала отречений от сана и Чувашская епархия. Ниже публикуется открытое письмо, напечатанное в газете Советская Чувашия автором которого стал бывший священник Буртасинской церкви Урмарского района Пантелеймон Покровский, отрекшийся от сана в 1959 г. Такие отречения старались спровоцировать многие уполномоченные по делам РПЦ. Чувашскому уполномоченному Я.Г. Маклашкину удалось. Сложно сказать, что стало причиной. Возможно Пантелеймон Покровский действительно утратил веру после несчастного случая в церкви, когда во результате давки погибли люди (надо бы отыскать информацию об этом событии). Священником он прослужил меньше двух лет. Интересно было бы посмотреть на внутриепархиальную документацию по священнику Покровскому, но скорее всего мы ее никогда не увидим.

"Я нашел правильную дорогу.
Я, бывший священник Буртасинской церкви Урмарского района, Пантелеймон Иванович Покровский, в соответствии с давно зародившимися у меня мыслями, перед верующими и неверующими сегодня говорю: я нашел правильную дорогу в своей жизни.
Не только родственники, но и многие могут спросить меня: почему же ты нашел эту правильную дорогу только сейчас? После того, как я отказался от сана священника, мне хочется со всей прямотой рассказать о себе.
По национальности я русский, но хорошо владею чувашским языком, потому что мой отец был священников в чувашском селе. Помню, как родители запрещали мне водиться с сельскими ребятишками, считая, что «стыдно» их сыну играть с ними. Коя родители держали себя высокомерно, не общались с народом. Но этот «стыд» пришлось испытать, пережить мне самому: я стеснялся, что мой отец - священник, да и ребята укоряли меня этим. Таким образом, хоть я и вырос в деревне, нее же в детстве был оторван от жизни народа, не звал ее.
Много разных мыслей вертится в детской голове. В школе учителя обучали нас разным наукам: математике, физике, астрономии и т. д. Во как только я возвращался домой, отец начинал старательно разъяснять происхождение земля, жизни и мини так, как это описывается в религиозных книгах. Он стремился к тому, чтобы я стал священником.


Так и вскружили мне голову. По сути дела это была борьба двух миров, двух идеологий. В то время я в бога и верил, и не верил.
Окончил я семилетнюю школу. Через некоторое время меня призвали в Советскую Армию. Среди солдат, на войне, когда не раз, как говорят, смотрел смерти в глаза, я чувствовал себя настоящим человеком. У меня есть Родина, которую я защищаю не жалея своих сил и своей крови, рядом - боевые товарищи, значит, и я - человек! Эти мысли не выходили из головы. Хотя бывали и тяжелые дни, они вдохновляли меня, придавали новые силы для дальнейшей борьбы. Меня ранило, после лечения в госпитале я принял участие в сражениях за освобождение города Минска.
Наши части вступили в Германию. Мы одерживали одну победу за другой. Тут бы радоваться и радоваться! По и те дни я совершил ошибку, которая до сих пор с болью отдается я моей душе. Если бы я и теперь был верующим, я бы сказал, что совершил непростительный грех. Но бог не удержал меня, сына священника, от этого «греха», ибо нет и самого бога. Так я, дорогие товарищи, провинился перед своей Родиной. (Не думайте, что это я сделал, жалея фашистов, - их зверства на нашей земле я видел своими глазами). Вот в чем моя вина: узнав, что я сын священника, ко мне пристал некто Копылов, фанатически преданным религии человек. Надо же было так случиться: узнал откуда-то, вражья сила! В одной деревне он познакомил меня с другим подобным ему типом. Вот они и взяли меня в оборот, буквально ошеломили, шантажом напугали меня: «Ты, сын священника, идешь против таких же, как и мы, против верующих в бога. Ты предал своих родителей. Вот мы передадим кому следует, кто ты такой, - и делу конец! Тебе - крышка!» Что тут скажешь? Конечно, мне нечего было бояться их, но я струсил, тут сказалось то, что я раньше все же верил в бога.
Копылов и его «друг» обещали мне достать документы, помочь устроиться на работу, уговорили, настояли, чтобы я дезертировал из армии. Так они, прикрываясь именем бога, привели меня па предательский путь. Хорошо еще, что вскоре нас осудили, дали по восемь лет.
Только тут я понял, что среди нас есть еще я такие, которые, прикрываясь именем бога, говоря, что нет ничего священнее, чем вера в бога и служение ему, могут предать и предают пашу Родину, наш народ!
В заключении я пробыл 5 лет, честно трудился все это время. Меня освободили. Но опять начал думать о боге, о вере. Нелегко освободиться от религиозного дурмана, если он опутал тебя еще с детских лет. Как только я возвратился домой, отец начал каждодневно уговаривать меня поступить в духовную семинарию. Я не согласился, поехал в Канаш, начал работать каменщиком. Но по выходным дням я приезжал домой и всегда заставал там нескольких священников. Все они тянули ту же песенку («поступи в духовную семинарию»), чтобы наставить меня «на путь истинный». Через некоторое время это им удалось.
По их совету (я еще верил о бога) я встал, как мне казалось, уже окончательно, на этот религиозный путь, пошел по этой ошибочной, как я теперь понял, дороге. Я поступил в Чебоксарский собор, там же был дьяконом, а затем, в 1957 году, стал священником Анат-Кинярской церкви, Ишлейского района, в 1958 году - священником Мусирминской церкви Урмарского района, в последнее время был священником Буртасинской церкви того же района.
Я долго думал и о прежней жизни, о своих переживаниях в различное время, о том, что видел своими глазами, стал глубже размышлять о настоящей жизни, после долгих сомнений и раздумий я пришел к единственно разумной, справедливой мысли: то, что священники в церкви рассказывают прихожанам заведомую ложь о «царствия небесном», обманывают наивных, легковерных, пугая их адом я соблазняя райской жизнью «на том свете», является не чем иным, как бесстыдным, наглым обманом.
Действительно, в старину, когда люди еще не знали законов природы, все явления и события они связывали с именем бога. Не уродились хлеба, овощи, так как не было дождя, пал скот, случилось какое-либо несчастье - человек горевал, но все это - от бога, «объясняли» ему. Но бог-то «помогал» не тому, кто работал день и ночь, обливаясь потом, о лишь богатеям, которые сами не работали, зато жили припеваючи, в роскоши и распутстве. Прикрываясь богом, легче было угнетать трудящихся, все, мол, - от бога. Так я и пришел к выводу, что не бог создал человека, а сам человек придумал бога.
Весной прошлого года в Мусирмах произошло страшное событие. Перед пасхальной неделей собрались прихожане в церковь. В чьих-то руках от свечки загорелся пучок вербы, тут же кто-то дико закричал: «Пожар! Горим!». Все испугались, бросились к двери, образовалась страшная давка, задавило десять человек. Церковь называют «домом бога». Как же так, пришли люди молиться богу, стояли перед его образами на коленях, а он, бог-то, не сумел спасти их? Этот случай заставил призадуматься многих, в том числе и рьяно верующих.
Из года в год улучшается жизнь нашего народа. Люди видят и чувствуют, что завтрашний день будет лучше, счастливее, сегодняшнего, к трудятся еще старательнее. Они уже не ждут милостей от «всевышнего». Но в самую страду вдруг раздается колокольный звон. И вот вместо того, чтобы поскорее убраться дома и выйти на работу, некоторые направляются в церковь. О чем думает священник в это погожее утро? Не о хлебе ли, который созрел и уже осыпается? Этот вопрос как бы обращен и ко мне, и я скажу: не о хлебе на полях, а о другом, вполне известном всем, думает священник - о своих доходах. И это приносит народу не добро, а только зло.
Другой пример. В нашей стране много разных мест, которые считаются «священными». Они посещаются еще многими верующими, желающими «исцелиться». Я знаю одно такое место в Нурлатском районе Татарской республики. Там есть глубокий колодец, в который многие бросают деньги. Бак вы думаете, куда идут эти деньги? Их собирают священники. а затем присваивают или же совместно пропивают. Религия и церковь издавна связаны с обманом легковерных. Об этом говорит много примеров из жизни, всего и не напишешь.
Сейчас ваших людей удивляют, по правде говоря, спутники, запущенные советскими людьми в мировое пространство. А как задумаешься, тут и удивляться нечему: человеческий разум, освобожденный от религиозного дурмана, от бога, разум, окрыленный силой свободы, способен и не па такие чудеса. Спутники, запущенные Советской страной, кружатся вокруг Земли, наша ракета, пролетев мимо Луны, начала кружиться вокруг Солнца На своем пути они не встретили и не встречают ни бога, ни рая. Не показывает ли это, насколько смехотворны сказки о рае?
Я больше не верю в бога. И не только не верю, во и осуждаю весь религиозный обман, его вредные последствия. К этой мысли я пришел не сразу, не легко. Мне пришлось выдержать борьбу с родителями, шла большая борьба в моей душе, со своей совестью. Но теперь мне легко: я перестал верить, сбросил одеяние священника, мой разум освободился от религиозного дурмана, я начал дышать полной грудью, получил возможность смотреть людям в глаза, не потупив взор, без краски на лице.
Под руководством Коммунистической партии победоносный советский народ трудится радостно, не жалея сил, чтобы досрочно выполнить семилетний план. Нет ничего благороднее, священнее, чем всей душой, с честной совестью трудиться вместо с народом для общего блага. В этом - подлинное счастье человека. Я нашел правильную дорогу жизни.
Я еще не старый, родился в 1924 году. Дожил до этих лет, но ничем непотребным не занимался, не пьянствовал, не безобразничал. С женой и детьми живу в полном согласии и любви. И они вместо со мной от души радуются тому, что я отказался от сана священника. Оставляя с собой все благородное, хорошее, верное, что есть во мне от прошлой жизни, я целиком и полностью, навсегда отметаю все то ложное, ненужное, что было связано с религией, с церковью.
Эти мои мысли и слова прощу напечатать в газете.
П. И. ПОКРОВСКИЙ, бывший священник Буртасинской церкви Урмарского района (Чувашская АССР).
20 июля 1959 г.
Советская Чувашия, 24 июля 1959 г.


Через две недели после открытого письма бывшего священника Пантелеймона Покровского, видимо чтобы закрепить эффект, "Советская Чувашия" перепечатала открытое письмо епископу Астраханскому и Сталинградскому Сергию бывшего благочинного 3 округа и настоятеля Никольского молитвенного дома в г. Михайловке Николая Спасского. Более полный текст письма напечатан в газете «Сталинградская
правда» 7 июня 1959 г. Епископ Сергий (Ларин) - это бывший обновленческий епископ. Трижды побывал под судом и в заключении, причем только один раз по политической 58 статье, два раза - за дачу и получение взятки. В 1943 г. перешел в РПЦ МП. Пространная биография этого архиерея имеется в Википедии. Надо сказать, что публикация сказалась на карьере Сергия (Ларина) не сильно, из теплой Астрахани был переведен в холодный Омск. Но никаких репрессий со стороны властей не последовало, т.к. Сергий имел обширные связи в разных советских учреждениях. Через год, по совершенно одинаковым обстоятельствам, был осужден казанский архиепископ Иов, бывший чебоксарский.

"Почему я отрекся от церкви
Открытое письмо епископу Астраханскому и Сталинградскому Сергию

Я, благочинный 3-го округа Сталинградской области, настоятель Никольского молитвенного дома г. Михайловки. Спасский Николай Николаевич, настоящим уведомляю вас, что открыто отрекаюсь от сана священника и снимаю с себя обязанности благочинного и настоятеля указанного молитвенного дома.
Решаясь на а тот шаг, я знаю, что вы будете проклинать меня как еретика и отступника от русской православной церкви. Но я этого не боюсь Моя совесть, как гражданина, подсказывает мне. что лучше хотя и с большим опозданием, отказаться от сана священника, чем повседневно продолжать обманывать людей, убеждать их верить в то, чего нет в действительности, тянуть их назад от реальной жизни и отрывать от активной борьбы за лучшее будущее человечества на земле.
Вы знаете, что я обучался в духовном училище и духовной семинарии, а в 1915 году окончил Московский коммерческий институт. Свыше четверти века и честно трудился на благо Родины. В 1941 году я оказался на временно оккупированной гитлеровцами территории Украины.
Зная о моем коммерческом образовании, фашисты и ах пособники пытались заставить меня работать в своих снабженческих торговых органах. где бы своими руками грабил народ и все награбленное передавал им Этого я допустить не мог. Духовное образование выручило меня - я стал священником.
Принимая сан, я в то время еще верил, что усердной молитвой перед
богом помогу своему народу .смягчить страдания, которые ему приняли оккупанты. И я старательно молился. просил бога, чтобы он остановил кровавую руку палача Гитлера и покарал его. Молитвы не действовали. Гитлеровские полчища продолжали бесчинствовать на занятой ими части вашей родной земли.
После итого я впервые усомнился в существовании «спасителя» - Иисуса Христа и начал поиски правды о нем. Прежде всего я стал более критически читать евангелие, вникать а каждую фразу и сопоставлять прочитанное с другими местами так называемого Нового завета. Сразу же я натолкнулся на ряд нелепостей по поводу родословной, рождения, деятельности и смерти Иисуса Христа.
Возьмите, например, евангелия от Матвея, от Луки и от .Марка. В них так много противоречий при рассказах о родословной Христа, настолько легенды о нем опровергают одна другую, что я в поисках истины взялся за изучение исторической литературы. Сопоставляя реальные факты истории с богословскими толкованиями об Иисусе, я в конце компов пришел к твердому убеждению. что никакого Христа ни в начале новой эры. ни в какое-либо другое время, ни на земле, ни где-нибудь ещё никогда не было и нет.
В самом деле, от мнимой деятельности Христа на земле нас отделяет расстояние менее двух тысяч лет Срок для истории не так уж велик, и пытливые ученые достаточно добыли данных, освещающих этот период Доказано, например, что миф о Христе приурочен к периоду образования Римской империи. Однако ни основатели Римской империи Август и Тиберий, ни ученые и писатели того времени (Сенека. Овидий и другие), оставившие многочисленные письменные памятники о своем периоде, нигде и ни одним словом не обмолвились о существовании Христа.
У меня сложилось глубокое убеждение, что заблуждения большинства верующих из числа интеллигенции основаны на слепом доверии к так называемому священному писанию, из боязни как следует взяться за изучение материалистической литературы, истории, новейших открытий, науки о происхождении жизни на земле, астрономии, медицины, текущей политической международной и внутренней жизни. Если же любой верующий вникнет в содержание современной науки и техники и сопоставит все это с учением любой религии, то он неизбежно придет к атеистическим выводам.
Нет, ваше преосвященство, наука в настоящее время шагнула так далеко вперед, что пастырям христианской (в том числе и православной) церкви уже никак нельзя скрыть от народа мифический образ Христа, и мы. если не хотим ссориться со своей совестью, должны признать, что христианское учение, призывающее к пассивному смирению и покорности судьбе во имя лучшей несуществующей загробной жизни, есть реакционнейшее учение, вредное для дела строительство новой, счастливой жизни на земле.
Нет нужды доказывать уже доказанное наукой, опровергнувшей богословское учение о душе и утвердившей материалистическое учение о высшей нервной деятельности. Нет нужды говорить и о других, опрокинутых наукой «истинах», которыми религия оперировала в течение веков.
Но невозможно молчать еще об одном вопросе, заставившем меня отойти от церкви я ее вероучения. Это вопрос о том. как ведут себя некоторые пастыри православной церкви и достойны ли они уважения и почитания со стороны верующих.
Многие из служителей культа свои аморальные действия скрывают самым тщательным образом и только поэтому остаются церковными «наставниками». О многих фактах, я бы сказал преступных фактах, знают некоторые служители культа, но они разговаривают об этом втихомолку и не выносят сор из избы, а о возмутительных фактах, допускаемых лично вами, передают друг другу под большим секретом, боясь попасть к вам в немилость и лишиться солидного заработка.
Вы знаете, ваше преосвященство, что я длительное время работал бухгалтером в советских учреждениях. Это выработало во мне бережливость, честное отношение к материальным ценностям и ненависть к расхитителям ценностей. Я вам должен сказать что, находясь на службе в Черновицкой, Смоленской и Астраханской епархиях, я встретил ужасающие примеры такого расхищения материальных средств, такого пренебрежительного отношения к трудовой копейке, каких за свою долголетнюю жизнь нигде не видел.
Воль если бы верующие знали, куда «духовные» наставники тратят их трудовые копейки, они давным-давно бы отвернулись от этих наставников, и от церкви. и от самого бога, так ни разу и не покаравшего любителей толстого мешка нетрудовых доходов.
Постараюсь подтвердить свои слова неопровержимыми примерами. Пусть верующие знают, кому они отдают заработанные трудом деньги.
Возьмем, прежде всего, вас, ваше преосвященство. Как вы относитесь к средствам, которые приносят вам доверчивые прихожане? До прибытия в Астрахань вы служили в Тульской епархии, где у прихожан присвоили свыше 750 тысяч рублей, израсходовав эти деньги на покупку собственных дач под Москвой и в Кисловодске. Если вам не нравится слово «присвоил», буду употреблять ваш термин «утаил». Правда, вы погашаете задолженность. Но деньги для этого вы «утаиваете» в Астраханском епархиальном управлении, т. е. погашаете украденное за счет астраханских и сталинградских прихожан
Вскоре после приезда в Астрахань вы в Сталинграде купили дом за 250 тысяч рублей да за мебель. закупленную в Ленинграде. отвадили весьма солидную сумму. А если учесть еще и ремонт дома, то он стоит побольше 300 тысяч рублей. Но ведь для вас в Сталинграде снимали дом у одной из прихожанок, и он вполне мог вас устроить. Новый дом с умеющей молчать, преданной вам прислугой потребовался для того, чтобы у вас была широкая возможность встречаться с вашими «приемными, дочерьми», «племянницами» и другими «родственницами», которых вам в Сталинграде угодливо подбирал ваш покорный слуга монах Валент. Вот на что несли свои трудовые рубли астраханские и сталинградские верующие!
А какие суммы трудовых средств прихожан вы расходуете на всевозможные приемы, званые обеды, выезды со свитой, сопровождаемые попойками и просто на коллективное пьянство?! Здесь расходы исчисляются десятками если не сотнями тысяч рублей в год. Некоторые из этих приемов и званых обедов мне хорошо известны. Сколько десятков тысяч рублей вы израсходовали на то, чтобы отметить свое пятидесятилетие в 1958 году? Я думою, что в два десятка не уложите, так как одних подарков нам подхалимы натащили не менее чем на 15 тысяч рублей. Но ведь и они были так щедры за счет средств прихожан. Летом 1958 года в Сталинграде на один из приемов вы израсходовали около 70 тысяч рублей. Ваши визиты со свитой в приходы обходятся по 30 - 10 тысяч рублей. Надо прокормить «бригаду» в 15 - 20 певчих да разных «племянниц», оплатить им номера в гостиницах и места в самолетах или мягких вагонах. К тому же эта «визиты» сопровождаются попойками, где коньяки и вина высших сортов текут ручьями. Скажите же, как все это совмещается с каноническими требованиями христианской церкви, осуждающими сребролюбие, распутство, пьянство и чревоугодие?
На покупку собственных дач, на непрерывные перелеты и переезды Астрахань - Кисловодск - Сталинград - Подмосковье вам лично вашей челяди на кутежи и пьянство требуются огромные деньги, и вы их достаете везде, где только можно, благо доверчивые прихожане пока еще не перестают приносить.
И вы прекрасно знаете, что не вы одни в Астраханской епархии так живете, что той же паразитической жизнью отличаются многие ваши подчиненные. «Каков поп, таков и приход». - гласит русская поговорка «Каков епископ, таковы и попы - продолжим мы ее. Конечно, не все похожи на вас. Есть честные священники, но они у вас не в почете.
Моим предшественником а Михайловке был протоиерей Валентин Кузьмин. Анализ финансового состояния церкви показывает, что почти полностью присваивал доходы причта, утаивал их от финансовых органов. Когда Кузьмин был настоятелем, официально доходы причта не превышали 70 тысяч рублей в год. В 1958 голу при том же количестве прихожан, при всех других равных условиях они составили свыше 225 тысяч рублей! Следовательно, 155 тысяч рублей в год «утаивались» в кармане бывшего настоятеля. Были сигналы серьезные о бытовом разложения Кузьмина, но вы приблизили его к себе, сделали ключарем.
Вы знаете, что всякое «обновление икон», всякое поощрение со стороны духовенства паломничества к так называемым «святым местам» является ни чем иным, как религиозным шарлатанством. Почему в таком случае вы долгое время терпеливо относились к священнику Покровской церкви в г. Урюпинске Владимиру Лециусу, который проповедовал среди верующих. что около Урюпинска действительно в свое время объявилась икона «явленная божья мать». Снисходительно вы отпаслись и к факту подобного же религиозного шарлатанства в г. Котельникове, где некто Пашкина «обновила» икону путем замены на ней цветной, фольги, а ваш подчиненный священник Шумов пытался засвидетельствовать, что икона действительно обновилась нерукотворным образом.
Вы можете сказать, что не в одной вашей епархии творятся подобные дела. Согласен и могу подтвердить это некоторыми фактами. Возьмите. например, епископа Смоленского и Дорогобужского Михаила. Житие этого преосвященного напоминает ваше. На свои именины он израсходовал несколько тысяч рублей разумеется «утаенных» у верующих Смоленщины. На покупку и ремонт «голубого дома» на Тимирязевской удине в г. Смоленске он также «издержал» несколько сот тысяч. С епископом Михаилом вас различает, видимо, только то, что он устраивает банкеты в одном городе, а вы - поочередно то в Астрахани, то в Кисловодске, то в Сталинграде, то под Москвой. Размах у вас широкий.
Я пришел к твердому выводу в наши дни служителем культа любой церкви (в том числе и православной) может быть человек, или совершенно не разбирающийся в современных достижениях науки и техники, не разбирающийся в законах развития природы и общества, или человек, который, пользуясь заблуждением части советских граждан, преднамеренно извлекает для себя материальные выгоды, хотя сам не верит ни в бога, ни в черта, ни в другие сверхъестественные силы. И те и другие строят свое благополучие, прикрываясь религиозными догмами и положением, растранжиривают огромные средства для удовлетворения прихотей своих и своих приближенных; пользуясь полной свободой в отправления религиозных обрядов, используют эту свободу для самых низменных целей - собственного обогащения, организации кутежей и разврата.
Я чувствую глубокую вину перед верующими за то, что слишком долго оставался священником, убеждал их в том, во что не верю сам, проповедовал то, что не совпадает с моими убеждениями. Но в конце концов я собрался с силами и этой запоздалой исповедью перед обществом хочу хоть в малейшей степени искупить свою вину. Хочу и всему духовенству сказать: прекратите обманывать народ, бросьте неблаговидное дело, переходите к благородному труду на пользу общества.
Обращаюсь я и к верующим: не верьте ни в какие сверхъестественные силы, их в природе не было и нет. настойчиво и упорно овладевайте науками, они помогут вам освободиться от религиозного дурмана.
Николай Спасский.
Бывший благочинный 3-го округа и настоятель Никольского молитвенного дома в г. Михайловке".

• Публикуется в совращенном виде
Более полный текст письма напечатан в газете «Сталинградская правда» 7 июня с.г.


Советская Чувашия, 1959, 8 августа
виа andber.
Также публикация была перепечатана 8 июля 1959 года в «Крымской правде», 5 июля 1959 года в «Луганской правде», вологодской газете "Красный Север" 12 июля 1959.

ссср, атеизм

Previous post Next post
Up