В педивикии персоналия отсутствует, а меня там опять забанили.
Павел Федорович Дарманский родился в 1928 г.в семье крестьянина Одесской области. В 1946 г. возглавлял баптистскую общину. В 1947-51 учился в Одесской духовной семинарии, затем в 1955 окончил Ленинградскую Духовную Академию, кандидат богословия (1956). До 1958 г. служил в церкви прав. Иова на Волковском кладбище в Ленинграде. В июле 1957 был участником VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проходившего в Москве, как представитель РПЦ. 11 февраля 1958 написал заявление уполномоченному Совета по делам РПЦ В.Ф.Федосееву об «окончательном разрыве» с религией. Вскоре в «Комсомольской правде» было опубликовано его антирелигиозное письмо. Постановлением Синода от 30.12.1959 извергнут из сана. В дальнейшем выступал с атеистическими лекциями, работал журналистом, литературным редактором в Киеве.
Павел Дарманский, «бывший священник и бывший кандидат богословия» (так подписал он свое письмо в «Комсомольскую правду») опубликовал еще несколько отречений в разных газетах («Атеизм побеждает» // Сталинградская правда 2.09.1958; «Почему я порвал с религией» // Сталинградская правда. 12.04.1958), а потом и книгу на ту же тему: «Я с упоением читаю книги и брошюры авторов-материалистов… Хочется только сказать тем, кто колеблется между религией и атеизмом: смело избирайте последний. Сорокалетие существования Советской власти показало, как много может сделать свободный от пережитков, без “божьей помощи” простой человек» (Дарманский П. Жизнь оказалась сильней // Комсомольская правда. 1958. 22 февраля. С. 4).
Вышедшая вскоре в 1961 книга Дарманского «Побег из тьмы» описывает путь честных духовных исканий. Вот он, рожденный в православной семье, в поисках истины уходит в секту баптистов-пятидесятников и даже становится их лидером. Затем происходит диспут со студентом православной семинарии Евграфом Дулуманом, после чего Дарманский, наповал сраженный эрудицией Дулумана, решает тоже поступить в семинарию: «С изумлением услышал я, что Ветхий Завет писался в течение тысячелетия различными авторами и Новый Завет был написан не сразу и не Христом (как я тогда думал), а разными людьми» (Дарманский П. Побег из тьмы: Рассказ бывшего священника. М., 1961. С. 8).
Но вот Дарманский оказывается в семинарии. Перед ошеломленным читателем разворачивается картина полного морального разложения. Воспитанники и преподаватели все или воры, или пьяницы, или воры и пьяницы одновременно. Беспорядочные связи с женщинами и, попутно, гомосексуализм, особенно среди монахов,- просто норма жизни. Учиться на священников все пришли, чтобы набивать карманы, в Бога практически никто не верит. Неужели совсем никто не верит? Ну, не совсем, отдельные верующие иногда встречаются, но и на них не залюбуешься: «Васильев был ярым ревнителем православия. Имевшиеся у него религиозные книги протестантских и англиканских авторов он торжественно предал сожжению» (С. 37). Кто не отъявленный циник, тот низколобый фанатик…
Еще хуже- после хиротонии. Священники во время поста пьют в алтаре водку, закусывают ветчиной и колбасой, пустые бутылки закатывают под Престол. Других нет- чуть кто получше, тот, как и он, тоже на пути к разрыву с религией.
«Многие “отцы” считали, что у женщины вовсе нет души. Только после длительных споров на Маконском церковном соборе в 585 году большинством всего в один голос духовенство решило, что у женщины тоже есть душа» (С. 77).
Дарманский, по его собственным газетным признаниям, уже в начале 1957 года утратил веру и даже возненавидел Церковь.
Последние страницы книги Дарманского - написанная довольно запальчиво апология. Заканчивается книга на оптимистической ноте: «Мое счастье, что я живу в ХХ веке и в Советском Союзе, где ликвидированы преследования за веру или атеизм, где для каждого человека гарантирована свобода совести. Свобода совести принесла нашему народу полное духовное раскрепощение: кто хочет- верит, кто не хочет- не верит… Когда в конце концов пришел к атеистическим убеждениям, я смело порвал с религией и начал новую, радостную жизнь» (С. 111).
Прочитать книгу можно здесь
https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%94/darmanskij-pavel-fedorovich/pobeg-iz-tjmi/ Остаток новой жизни бывший священник посвятил борьбе с «религиозным дурманом». Покаяния не было. Задушевный друг Дарманского Евграф Дулуман сообщает: «Порвав с религией, Павел Дарманский до последних дней своей жизни оставался убежденным, воинственным атеистом. О своей церковной, а потом атеистической жизни он написал две книги. Потом принимал участие в устной и письменной атеистической пропаганде. Написал пьесу на тему церковной жизни, которую приняли к постановке в Киевском театре имени Леси Украинки, но горбачевская перестройка запретила ставить эту пьесу».
По уточненным данным, сатирическая комедия «Христос и грешник» была отправлена Дарманским еще в марте 1973 из Киева в Московский театр Сатиры, но не принята.
В 1959 стал членом общества "Знание", в 1974 вступил в Союз журналистов СССР. Написал ряд научно-популярных книг и сатирических пьес. В 1983 вместе с В.Шиденко он стал соавтором фотопутеводителя «Киево-Печерский государственный историко-культурный заповедник». К.: Мистецтво. - 192 с. В 1989 успел выпустить в украинском Политиздате автобиографическую книгу "За іконостасами вівтарів". - 263 с. Сразу же после разрыва с религией поступил на работу научного сотрудника в музее Киево-Печерская лавра, потом работал старшим редактором в республиканском издательстве. Умер в 2002 году.
Всего в те годы около двухсот священнослужителей отреклись от церковной деятельности и были преданы анафеме (О.Гаркавенко. Годы хрущевских гонений: судьбы отступников // Журнал "Православие и современность" №20 (36), 2011).