Из 29 армянских церквей, действовавших в Тбилиси в начале 20 века, ныне работает лишь одна, Сурб Геворк, остальные были либо взорваны, разрушены, либо огрузинены, либо сейчас с "неопределенным статусом". Сама Епархия ААЦ в Грузии не имеет никакого юридического статуса. При этом еще в 17 веке число церквей составляло
"14. Изъ нихъ 6 греческихъ, принадлежатъ грузинамъ, остальная армянамъ" (Шарден, 1671), а армяне составляли 14500 из 20000 населения города (Туренфор, 1701). Армянское население города за последний век уменьшилось численно в два раза, а процентно -
с 41% в начале века до 7% к 2002 году. Не считая войскъ, въ Тифлисе проживаетъ свыше 320 тысячъ душъ обоего пола, при чемъ половину составляютъ коренные жители. Преобладающую часть населенія составляютъ армяне - 40,90%, затемъ идутъ русскіе - 22%, грузины (картвельцы) - 17,7% и проч. національности - 19,4% (татары 10 тысячъ, евреи - 9 тыс., немцы, поляки, французы, турки, чехи, италіанцы, греки и др.).
Пресс-релиз
ACCG Религиозный экстремизм в Грузии приводит к потере еще одной армянской церкви (СУРБ НОРАШЕН)
Последний этап...
На днях в Тбилиси начался последний этап «грузинизации» Армянской церкви Благовещения Богородицы «Норашен», расположенной в старом районе города на улице Леселидзе (прежде «Армянский базар»). Церковь Норашен расположена в одном дворе с Грузинской (бывшей Греческой) Православной церковью «Джврис Мамис Монастери».
В течение последних 5 дней группа рабочих под руководством настоятеля соседней церкви отца Тариэла (известным из всех предыдущих статей и репортажей о Норашене) активно строит бетонно-металлическую изгородь с калитками с задней части церкви, тем самым достраивая и замыкая забор по всему периметру храма. При этом всячески используется грузинская символика в виде грузинского креста. По словам самого о. Тариэла, «в церкви начнётса грузинская литургия не позже чем через месяц после завершения внутренних «ремонтов» в самом здании».
Краткий исторический экскурс
Церковь Благовещения Богородицы «Норашен» - одно из наиболее примечательных армянских культурных сооружений в Тбилиси, представляющая собой тип купольной базилики, фасады которой выделяются декоративной аркадой. Над западным фасадом на крыше поставлена небольшая ажурная ротонда колокольни. Интерьер церкви украшен фресками работы известного армянского художника Овнатана Овнатаняна. Норашенская церковь была основана в 1467 г. Садатом. В 1650 г. Ходжа Назар перестроил почти разрушившуюся церковь, купол которой был построен мастером Петросом. В дальнейшем церковь повторно реставрировалась в 1795 г., 1808 г. и 1875 г. Во дворе церкви находятся могилы усопших Лиды Тамамшян, нескольких человек из рода Вартановых и г-жи Катаринэ Придонян. В связи со строительством улицы «Армянский базар» (ныне Леселидзе), в 1924-1925 г.г. была создана специальная группа, которая проголосовала за разрушение «Норашена». К счастью, решение не утвердилось, и церковь избежала разрушения. В 1937 г. церковь «Норашен», как и многие другие церкви на территории СССР, была закрыта. В последующие годы здание использовалось в качестве архива.
Следует напомнить, что попытки «огрузинить» церковь «Норашен» начались ещё с 1989 г. В частности, в 1994-1995 гг., тем же самым отцом Тариелом. С целью уничтожения фактов, свидетельствующих об армянском происхождении данного здания, был разрушен алтарь церкви. 8 февраля настенные надписи мастера Петроса, повествовавшие о реконструкции купола в 1650 г., были уничтожены. Другие армянские надписи - два хачкара и две великолепные фрески XIX века, сотворенные представителями школы Овнатанянов - также были повреждены и уничтожены. Были заменены двери с Армянской эпиграфикой.
Слева: Сурб Норашен в 1990 году Посередине: 2006 год, сбитая надпись
На фото справа - Надгробие, с которого "градом сбило все буквы" несколько лет назад
Слева: Принесенные в 2004 году надгробия Справа: Создание "старинного" креста у церкви
15 февраля 1995 г. церковь была освящена как «Грузинская Православная церковь». Результатом этих посягательств и актов вандализма явился официальный визит делегации армянского духовенства из Эчмиадзина в Тбилиси, которая встретилась с Грузинским Патриархом - Ильей Вторым, после чего было решено приостановить любые действия до наступления лучших времен.
Церковь была закрыта.
Второй этап операции по захвату храма был предпринят уже в 2005 году, когда вышеупомянутым священником с загородного кладбища были привезены надгробные плиты с грузинскими надписями вековой давности и установленны непосредственно у стен Армянской церкви. В то же самое время, армянские надгробные плиты, расположенные по другую сторону церкви подверглись актам вандализма - с них были стерты армянские надписи. На этот раз вопрос был поднят представителем Епархии Армянской Апостольской Святой Церкви в Грузии, отцом Абгаром, который старался защитить армянское историческое наследие, за что его перевели в Армению.
Наши дни
В 2006 году был совершен очередной факт вандализма по отношению к церкви: камнями была сбита армянская надпись у центрального входа в церковь. Начатое прокуратурой города следствие, похоже, так и не выявило преступников.
Всё это происходит на фоне пассивной деятельности в данном вопросе Епархии ААЦ в Грузии и официального Эчмиадзина, чьи представители уже многие годы подряд безнадежно обещают решить вопрос «спорных церквей». Данное безразличное отношение к армянскому историческому наследию Тбилиси, так же как и к армянской общине в целом на протяжении последних 2-х десятилетий, уже привело к негативным последствиям. Многие временно нефункционирующие армянские церкви на территории Грузии, в частности, 6 из них в Тбилиси, были присвоены Грузинским духовенством. Кроме того, резко сокращается и количество паствы ААЦ.
Напомним, что церковь Благовещения Богородицы «Норашен» вместе с остальными тремя в Тбилиси и церковью Сурб Ншан в г. Ахалцихе входят так называемый список «спорных церквей», которые Эчмиадзин требует вернуть армянской епархии. Однако эти справедливые требования так и остаются на словах, в то время как грузинское духовенство предпринимает конкретные захватничесские шаги по отношению к армянским храмам и кладбищам, паралельно развивая антиармянские настроения среди своей паствы и внедряя прозелитизм среди армян. В результате данной политики, с каждым годом всё больше армян отчуждаются от армянской церкви и в итоге ассимилируются.
По словам того же о. Тариэла, у грузинской патриархии долгосрочные планы по отношению к другим христианским (не ортодоксальным) меньшинствам страны - «все церкви и всё население должны стать православными, и в первую очередь это касается именно армян».
Процессу оттока последователей Армянской Апостольской Церкви способствует также и тот факт, что Епархия ААЦ в Грузии (за исключением Джавахка - Регион Самцхе-Джавахети) по-прежнему отмечает большие церковные праздники по православному календарю.
Отметим также, что на территории Грузии юридический статус имеет только Грузинская православная церковь. Армянская Епархия (как и другие конфессии) по-прежнему не зарегистрирована и не является юридическим лицом.
Подобная деструктивная политика бьёт по имиджу страны, а также по морально-духовному состоянию армянской общины Тбилиси и всей Грузии. Сегодня из примерно 80 тысячного армянского населения Тбилиси, осталась лишь ничтожно малая доля армян, которые все ещё поддерживают связь с армянством и с армянской церковью, однако и они постепенно приходят в разочарование и полное отчуждение.
Выводы о дальнейших взаимоотношениях надлежит сделать как правительствам двух стран, так и церквям двух народов.
Май 2008 года
Пресс-служба Армянского Центра Сотрудничества Грузии.
Убедительная просьба всем распространить по СМИ и др.
На фото - церковь Кармир Аветаран Св. Шамхорцев, взорванная в апреле 1989 года. До того дня - самая высокая церковь в городе.
Церковь Сурб-Ншан, сгоревшая в 2002 году (в центре города... и горела достаточно долго).
"Многонациональный" Тбилиси. Справа - грузинская церковь Сиони, посередине - греческая базилика, 15 лет назад переделанная в грузинскую, слева - армянский Сурб Норашен (который тоже "должен стать грузинским").