К написанию этого поста меня подтолкнула проблема - история Армении 6 века до н. э. изучена очень плохо. Везде сетуют на очень малое количество источников, хотя даже то, что приведено тут дает вполне достаточное количество информации для того, чтобы делать некоторые выводы. Более того, меня удивило, что только в армянских книгах пишется, что армянское государство в принципе появилось в 189 году до н. э., тогда как на деле оно появилось как минимум на полтора века раньше.
Для начала небольшой иллюстративный материал, карты из атласа известного иранолога начала 20 в., Шеперда - передняя Азия.
Передняя и Южная Азия, 600 год до н. э.
Oriental Empires about 600 B.C. (146K) From The Historical Atlas by William R. Shepherd, 1923.
Ниже - уменьшенная версия изображения
А здесь:
http://www.armenica.org/cgi-bin/armenica.cgi?278414562204013=1=1=12=3==1=3=A можно прочесть об истории взаимоотношений Армении и Мидии 6 века по версии арменика.инфо.
Армения в 6-5 вв до н. э. согласно
Сборник Всемирная история. Энциклопедия. Том 2 http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000017/st024.shtml На рубеже VII и VI вв. мидяне разрушили государство Урарту и подчинили себе все земли к западу от него вплоть до реки Галиса. Несмотря на ожесточённую борьбу, воспоминания о которой сохранились у Ксенофонта и в армянском эпосе, армянам не удалось полностью освободиться от мидийского владычества. В середине VI в. мидян сменяют персы. После смерти Камбиса Армения ещё раз попыталась свергнуть чужеземное иго, но и на этот раз её сопротивление было сломлено.
Известную роль в этом сыграл, невидимому, частичный переход армянской знати на сторону персов: характерно, что против восставших армян Дарий посылает их знатного соотечественника Дадаршиша. С этого времени Армения прочно вошла в состав державы Ахеменидов.
Некоторые сведения о быте и общественном устройстве армян даёт «Анабасис» Ксенофонта. Армяне занимались земледелием и скотоводством, пользовались железными сельскохозяйственными орудиями, разводили сады и виноградники. Особенно высоко было развито у армян скотоводство; часть дани Ахеменидам они уплачивали конями. Наряду с земледельцами, занимавшими плодородные равнины, среди армян существовали и пастушеские племена, жившие в горах. Экономика Армении долгое время зиждилась в основном на натуральном хозяйстве. Существенное значение в её дальнейшем развитии имело то обстоятельство, что через территорию армян шла так называемая «царская дорога» - важнейшая артерия караванной торговли. Местная торговля находилась почти полностью в руках чужеземцев - вавилонян и арамеев.
Основной единицей общественной организации армян была родовая община (тун), делившаяся на большие патриархальные семьи (ерд) и управлявшаяся танутером. Род коллективно владел средствами производства: у земледельцев это была земля, у скотоводов - земля и скот. По мере разложения в Армении первобытно-общинных отношений из общей массы населения выделялась аристократия, «почётнейшие армяне». Родоначальники и вожди племён создавали вокруг себя дружины и совершали с ними походы, обогащавшие и их самих и дружинников. Непрестанные военные столкновения способствовали росту рабовладения, причём в качестве рабовладельцев выступали, в первую очередь, вожди и дружинники. Племенные вожди стали захватывать незанятые участки земли в индивидуальную собственность (агарак) и эксплуатировали в своих хозяйствах труд военнопленных. Агараки служили, главным образом, удовлетворению нужд владельцев, но кое-что начинает производиться и на продажу: из Армении, в частности, вывозилось вино.
Таким образом, Армения VI-IV вв. стояла на пороге создания собственного государства, чему препятствовало, однако, иноземное владычество. В то же время персидское господство, обременявшее народ помимо дани также и «царскими работами» и углублявшее тем самым пропасть между народом и знатью, способствовало классовому расслоению армянского общества.
В ахеменидский период оформляется древняя религия армян. Наряду с издавна существовавшим культом предков складывается обширный пантеон богов. Помимо Хайка, считавшегося прародителем народа, армяне чтили умирающего и воскресающего бога природы Ара и богиню плодородия Астлик, бога войны Торк Ангела, богиню воды и дождя Нарини, или Цовинар. Кроме того, вся природа населялась множеством добрых и злых духов. В этот, а отчасти и в предшествующий период закладываются основы армянского эпоса: если предания о борьбе Хайка с Вэлом, о походе ассирийской царицы Шамирам против Ара Прекрасного восходят своими историческими корнями ещё к войнам Урарту с Ассирией, то эпические сказания о борьбе армянских царей Ерванда и Тиграна с Астиагом и Киром сложились, разумеется, не раньше VI в. до н. э.
Армения на вавилонской клинописной табличке 6 века до н. э., изображенная как одна из нескольких соседних стран. (на фото табличка и расшифровка). Эта карта считается одной из первых географических карт.
Царство Мелид / Мелитена.
Здесь, в
Хронософии Атласа Евразии, 600 год до н. э., незадолго перед распадом Урарту указывается по соседству с ним царство Мелитена / Мелид, где царствует армянская династия Тогарма. Мелитена - Мелид, область и город в сев. части Малой Армении, в верховьях Евфрата, в 709 г.до н.э. покорено ассирийцами, с VI в. до н.э. вошло в состав гос-ва Дом Тогармы (Торгома).
Мир Истории, география. М. Впоследствии
область в Малой Армении. От названия Торгом происходит название области Тарон, что означает "поле Торгома". В концепции Дьяконова и
его сторонников она появилась в 630 году до н. э, полностью поглотила Урарту к 600 году до н. э. и была завоевана впоследствии Мидией, сохраняя полунезависимость, затем в 521 году до н.э . - Ахеменидской Персией, затем разделена на две сатрапии - Армению и Сакасену.
На этой карте по версии Всемирная история. Энциклопедия. Том 2. (1956 год) (Сборник) мы видим общепринятую версию истории региона в начале 6 в. до н. э. (590-580хх гг. до н. э.), перед распадом Урарту, причем как раз "Дом Тогармы", Мелид или Мелитена и считается армянским царством того периода.
(фрагмент карты. Карта целиком доступна по
ссылке)
Что касается соответствия Хайасы (Ацци) Армине, Урарту, Мелитене и другим армянским образованиям - то
на карте здесь есть интересное представление предполагаемых локализаций с наложением эпох.
Мы видим, что как Хайаса, так и Урарту полностью входило в состав сатрапии Армины 6 века до н. э., но это не разные территории, тем не менее, обе в полной мере соответствуют Армении.
Распад Урарту
В 7 веке до н. э. Ванское царство испытывало кризис и постепенно ослабевало.
Последние цари Урарту:
Argište II 714 - c.685
Rusa II c.685 - c.645
Sardure III c.645 - c.635
Erimena c.635 - 629
Rusa III 629 - 601
Sardure IV 601 - 585
В начале 6 века до н. э. Урарту было сокрушено скифами и страна стала легкой добычей для завоевателя Ассирии Вавилона и Мидии. Считается, что Мидия завоевала Урарту в 585 году до н. э., потому что в этом году мидийская армия сражалась против лидийского царя Алятта у реки Халис в середине Малой Азии. Армения-Урарту была под властью Мидии до 559 года до н. э., когда Кир Ахеменид (а по Киропедии и армянский царь Тигран I), восстал против Мидии. В 547 году персы завоевали саму Мидию. Возможно, тогда и была завоевана Армения. В противном случае это произошло уже при Дарии I.
Армянин в 6 веке до новой эры
Как мы видим, нет ни белесых кудрей, ни прочего набора, любимого армянскими "расистами" - такие тоже есть, убежденные в том, что армяне всегда были белокурыми и голубоглазыми и превратились в то, что есть сегодня. Конечно, это не так и никак не подтверждается. :)
На изображении - армянский ремесленник. Барельеф найден в Персеполисе.
Бехистунская надпись, основной историографический памятник 6 века до н. э., 521 год до н. э.
На фото: скала и сама надпись
Надпись высечена в местности Бехистун (или Бисутун) (юго-западнее Экбатан) на скале, возле которой проходил путь из Ирана в Двуречье (в настоящее время проходит дорога из Тегерана в Багдад. Текст состоит из столбцов 1-4, написанных на трёх языках (древнеперсидском, эламском и вавилонском) и датируемых 521-520 гг. до н.э., и столбца 5, написанного только на древнеперсидском языке и являющегося позднейшим добавлением. К ”Бехистунской” надписи относятся первое (по датировке сохранившегося оригинала) упоминание Ахура Мазды (древнеперс. Аурамазда) и самое раннее из известных изображений этого бога. Сведения о перевороте ”мага Гауматы” и о свержении Гауматы Дарием I, содержащиеся в надписи, существенно дополняют рассказ Геродота об этих же событиях.
Надпись примечательна также тем, что в эламском варианте Армения названа "Урарту", а в двух остальных - Армения.
Согласно официальной историографии, название Армения впервые упоминается именно в Бехистунской надписи. А в Киропедии Ксенофонт (5 в до н э) рассказывает об армянском царстве 6 в до н э, подчиненном Мидии и стремившемся к независимости. Царь Армении по имени не назван, но упомянуты его сыновья - Тигран (друг Кира) и Сарабис, военачальник Эмбас, отмечено богатство армянского царства. Кир приводит Армению к повиновению мирным путем. Тогда он еще был полководцем в Мидии. При свержении Мидийского господства Кир полагался на Армению, ее войска во главе с Тиграном.
Тигран, как родственник Кира упоминается и Геродотом.
Даты правления Тиграна - принято считать 565-520 до н. э.
http://whp057.narod.ru/armen.htm Однако я думаю, что в 520х до н э уже правил другой царь, тем более, что в Бехистунской таблице упомянуто другое имя. Кстати, слово "мой раб" в переводе Дандамаева следует понимать как "мой подчиненный" (Абиев) или в английской версии - "My subject".
[Это одна из немногих надписей, о которых упоминается в энциклопедии БЭС. Это эпохальная 1500-строчная надпись в скале, трехъяхычная, давшая толчок к расшифрованию клинописи, как считается, величайший каменный барельеф. Припоминается только Розеттский камень 195 до н э в Египте, двуязычный, который тоже вошел в БЭС. Например, хорхорской надписи об основании Эребуни там нет.
В кратной энциклопедии БЭС следующий
текст.
Здесь (словари яндекса) текст из БСЭ, здесь тот же текст из другого источника, БСЭ.
ЛинкКомментарий авторов проекта Геродот.ру о Бехистунской надписи: Самая важная по значению из надписей ахеменидcких царей и один из крупнейших эпиграфических памятников вообще.]
Надпись крупным планом, наверху Бог Ахурамазда, далее - слева Дарий и его приближенные, справа - мятежные цари и вожди.
Ахеменидская Империя, 500 год до н. э.
Persian Empire about 500 B.C. (134K) From The Historical Atlas by William R. Shepherd, 1923. .
Ниже - уменьшенная версия изображения
Границы сатрапий тут:
http://i026.radikal.ru/0805/a2/4fdd67116447.gif на довольно подробном изображении
Кратко. Содержание надписи.
Дарий рассказывает о своей родословной. Он сын сатрапа Персиды, а не Кира, главной провинции Ахеменидской империи, а 6 поколений назад его предком был Ахемен, основоположник династии. За дарование власти Дарий благодарит бога Ахурамазду. Далее он перечисляет страны, над которыми он верховный царь, всего 23 страны, в т. ч, и Армения.
Далее он рассказал о своем принципе - поддерживать и вознаграждать верных себе людей и расправляться с людьми ему не подчинявшимися и о том, каков был характер вассальных отношений Империи с ее субъектами.
Дарий стал царем царей в 522 году до н. э., из надписи становится известно, что волна восстаний прокатилась по Империи почти одновременно, в 522-521 гг до н. э. Несколько десятков строк надписи посвящено Армении, что само по себе говорит, что Армения играла немаловажную роль в то время. Неясно, принадлежала ли власть в Армении до 521 года до н. э. персам, на сайте Арменика.инфо
сделано предположение, что Дарий I впервые для Ахеменидской Персии завоевал Армению.
Во втором столбце Дарий говорит о подавлении восстания в Армении.
Дарий отправил войска на подавление восстания в Армении (менее вероятно - для завоевания). Войско состояло из двух армий, полководцем первой был армянинский генерал, состоявший на службе Дария, -
Дадарши, вторым - персидский дворянин, также генерал,
Ваумиса, оба прославились походами на Армению.
Целью походов было не только усмирить Армению, но и обезопасить пути в Сирию и Лидию и установить контроль над рекой Евфрат. Первое сражение произошло 31 декабря 522 года до н. э. у места Изала, в 80 км. к северу от Арбила (современный Эрбил). В результате сражения было убито более 2 тысяч армян. Тем временем, армянское восстание (поднял Аркса) в Месопотамии (Вавилон) окончилось поражением. После победы основных сил Дария в Мидии, Ваумиса продолжил бои вдоль Большого Заба, в сердце Армении. В основном сражения проходили между озерами Ван и Урмия, впоследствии персидские войска начали проходить на запад, вглубь Армении вдоль реки Тигр. Второе сражение провел Дадарши, 20 мая 521 года до н. э. около Зузза. Третье - он же, 30 мая на Тигре (где было убито 546 армян). 11 июня 521 года до н. э. у места Аутияра Ваумиса победил во второй раз. Снова было убито около 2000 восставших армян, 1500 же было взято в плен. Последняя битва, положившая конец восстанию в Армении произошла 9 дней спустя, 20 июня того же года, у горы Уяма. С персидской стороны полководцем был вновь Дадарши. В ходе битвы было убито 427 армян. Также об этом -
здесь.
Справа карта - сеть королевских дорог в Ахеменидской империи. В Армении они проходят к юго, затем к юго-западу и к западу от озера Ван, затем идут в сторону реки Тигр. Вдоль этих дорог происходила часть военных действий. Целиком карта:
http://www.livius.org/a/1/maps/royal_road.gif Между тем, в некоторых провинциях на востоке империи восстания были подавлены с гораздо большей жестокостью. Особенно - в Маргиане, которая после подавления народного движения была разгромлена в декабре 522 г. с беспредельной жестокостью: непокорная Дарию область была в буквальном смысле слова залита кровью; число убитых повстанцев превысило 55 тыс. человек; в плен было взято всего лишь 6 572 повстанца.
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000017/st004.shtml Цитата о сражениях в Армении из самой надписи: 29-37. Говорит Дарнй-царь: армянина по имени Дадаршиш, моего раба, я отправил в Армению. Я так сказал ему: ”Иди, разбей мятежное войско, которое не называет себя моим”. После этого Дадаршиш отправился. Когда он прибыл в Армению, мятежники собрались [и] пошли, чтобы дать сражение Дадаршншу. В местности Зузахия в Армении они устроили сражение. Аурамазда оказал мне помощь. Милостью Аурамазды моё войско наголову разбило мятежное войско. В 8-й день месяца туравахара [май 521 г.] ими было дано сражение.
37-42. Говорит Дарий-царь: второй раз мятежники собрались и пошли, чтобы сразиться против Дадаршиша. Они дали бой у крепости Тигра в Армении. Аурамазда оказал мне помощь. Милостью Аурамазды моё войско наголову разбило мятежное войско. В 18-й день месяца туравахара [май 521 г.] ими было дано сражение.
42-49. Говорит Дарий-царь: в третий раз мятежники собрались [и] пошли, чтобы сразиться против Дадаршиша. У крепости Уяма в Армении они устроили сражение. Аурамазда оказал мне помощь. Милостью Аурамазды моё войско наголову разбило мятежное войско. В 9-й день месяца тайграчиш (июнь 521 г.) было дано ими сражение. После этого Дадаршиш ждал меня в Армении, пока я не прибыл в Мидию.
49-57. Говорит Дарий-царь: затем я отправил в Армению перса по имени Ваумиса, моего раба, и сказал ему: ”Иди, разбей мятежное войско, которое не называет себя моим”. После этого Ваумиса отправился. Когда он достиг Армении, мятежники собрались [и] пошли, чтобы сразиться с Ваумисой. В области Изала, в Ассирии, они устроили сражение. Аурамазда оказал мне помощь. Милостью Аурамазды моё войско наголову разбило мятежное войско. В 15-й день месяца анамака (декабрь 522 г.] дано было ими сражение.
57-63. Говорит Дарий-царь: второй раз мятежники собрались [и] пошли, чтобы сразиться против Ваумисы. В области Аутиара, в Армении, они устроили сражение. Аурамазда оказал мне помощь. Милостью Аурамазды моё войско наголову разбило мятежное войско. Месяц туравахара кончился [июнь 521 г.], когда ими было устроено сражение. После этого Ваумиса ожидал меня в Армении, пока я не прибыл в Мидию.
Примечательны события ноября 521 года до н. э, когда восстание в Вавилоне поднял некто
Араха, армянин (об этом рассказывается в конце 3его столбца):
76-83. Говорит Дарий-царь: пока я был в Персии и Мидии, вавилоняне восстали против меня второй раз. Человек по имени Араха, армянин, сын Халдита, восстал в Вавилоне. Из области Дубала он так обманывал парод: ”Я - Навуходоиосор, сын Набонида”. Тогда вавилонский народ поднял мятеж против меня [и] перешёл на сторону того Арахи. Он захватил Вавилон и стал царём в Вавилоне.
83-92. Говорит Дарий-царь: я послал войско в Вавилон. Перса по имени Виндафарна, моего раба, сделал начальником их [и] так сказал им: ”Идите, разбейте войско вавилонское, которое не называет себя моим”. Затем Виндафарна направился с войском в Вавилон. Аурамазда оказал мне помощь. Милостью Аурамазды Виндафарна разбил вавилонян и привёл их связанными. В 22-й день месяца варказана [ноябрь 521 г.] он захватил Араху, который называл себя Навуходоносором, и людей, которые были его виднейшими последователями. Я приказал посадить в Вавилоне на кол Араху и людей, которые были его виднейшими последователями.
4 столбец
1-2. Говорит Дарий-царь: вот что мною сделано в Вавилоне.
2-31. Говорит Дарий-царь: вот что я совершил в течение одного и того же года, после того как я стал царём. Я дал девятнадцать сражений. Милостью Аурамазды я их [мятежников] разбил и захватил в плен девять царей. Один был маг Гаумата. Он обманывал, говорил так: ”Я - Бардия, сын Кира”. Он сделал мятежной Персию. Один - Ассина, эламитянин; он обманывал, говорил так: ”Я - царь в Эламе”. Он сделал мятежным Элам. Один - Пидинту-Бел, вавилонянин; он обманывал, говорил так: ”Я - Навуходоносор, сын Набонида”. Он возмутил Вавилон. Один - Мартия, перс; он обманывал, так говорил: ”Я - Хшатрита из рода Киаксара”. Он возмутил Мидию. Один - Чиссатахма, сагартиец; он обманывал, так говорил: ”Я - царь в Асагарте, из рода Киаксара”. Он возмутил Асагарту. Один - Фрада маргуанец; он обманывал, так говорил: ”Я - царь в Маргу”. Он возмутил Маргу. Один - Вахьяздата, перс; он обманывал, говорил так: ”Я - Бардия, сын Кира”. Он возмутил Персию. Один - Араха, армянин; он обманывал, говорил так: ”Я - Навуходоносор, сын Набонида”. Он возмутил Вавилон.
31-32. Говорит Дарий-царь: этих девять царей я захватил в плен в тех битвах.
33-36. Говорит Дарий-царь: страны эти, которые стали мятежными, - ложь сделала их мятежными. Они [мятежники] народ обманывали. Затем Аурамазда предал их в мои руки. Я поступил с ними так, как мне хотелось.
Далее Дарий рассказывает о том, как "наводил порядок" в Империи и как распорядился с побежденными и не упускает случая похвастаться :)
43-45. Говорит Дарий-царь: я обращаюсь к Аурамазде, что это - истинно, а не ложно, что я сделал в течение одного и того же года.
45-50. Говорит Дарий-царь: милостью Аурамазды мною и многое другое сделано, что не написано в этой надписи. Не написано, чтобы тому, кто будет впоследствии читать эту надпись, не показалось, что мною сделано [слишком] много, и [он] не поверит, а сочтёт за ложь.
50-52. Говорит Дарий-царь: те, кто прежде были царями, [в течение всей их жизни] не сделали столько, сколько мною сделано течение одного и того же года.
Рекомендую прочитать также как альтернативу -
Перевод В.И. Абаева(Перевод с древнеперсидского текста сделан по изданию: Kent R. Old Persian. New Haven, 1950.)
Иллюстрации:
Дарий 1 Великий, наступающий на тело ложного царя - мидийского мага/колдуна Гаумата, а правую руку поднял наверх в знак благодарности Ахурамазду за триумф и сохранение империи.
Датировка Бехистунской надписиВ.В. Струве. "Вестник древней истории", 1952, № 1, с. 26-48 - Глубокое исследование самой надписи. Поставлю сюда абзац с упоминанием Армении. Само исследование очень большое и выпадет из формата темы, а перейти к нему можно по ссылке выше.
Интересная построчная и позвуковая расшифровка надписи:
1 столбец
\ adam \ Dвrayavauš \ xšвyathiya \ vazraka \ xšвyatha \ xšвyathiy
вnвm \ xšвyathiya \ Pвrsaiy \ xšвyathiya \ dahyыnвm \ Višt
вspahyв \ puзa \ Aršвmahyв napв \ Haxвmanišiya \ thвtiy \
Dвrayavauš \ xšвyathiya \ manв \ pitв \ Vištвspa \ Vištвspahyв \ pitв \ Arš
вma \ Aršвmahyв \ pitв \ Ariyвramna \ Ariyвramnahyв \ pitв\ Cišpiš \ Cišp
вiš \ pitв \ Haxвmaniš \ thвtiy \ Dвrayavauš \ xšвthiya \ avahyarв
diy \ vayam \ Haxвmanišiyв \ thahyвmahy \ hacв \ paruviyata \ вmвtв \ ama
hy hacв \ paruviyata \hyв \amвxam \ taumв \ xšвyathiyв \ вha \ th
http://www.livius.org/be-bm/behistun/behistun-t12.html#2.1-8 начало второго столбца
\ thвtiy \ Dвrayavauš \ xšвyathiya \ pasвva \ Naditabaira \ ha
dв \ kamnaibiš \ asabвraibiš \ amutha \ Bвbirum \ ašiya
va \ pasвva \ adam \ Bвbirum \ ašiyavam \ vašnв \ Auramazdвha \ utв Bв
birum \ agarbвyam \ utв \ avam \ Naditabairam \ agarbвyam \ pasвva \ ava
m \ Naditabairam \ adam \ Bвbirauv \ avвjanam \ thвtiy \ Dвrayavauš \ x
šвyathiya \ yвtв \ adam \ Babirauv \ вham \ imв \ dahyвva \ tyв \ hacвma \ ha
miзiyв \ abava \ Pвrsa \ Ыvja \ Mвda \ Athurв \ Mudrвya \ Parthava \ Marguš \ Tha
taguš \ Saka \ thвtiy \ Dвrayavauš \ xšвyathiya \ I martiya \ Martiya \ nв
3 столбец
\ thвtiy \ Dвrayavauš \ xšвyathiya \ pasвva \ adam \ kвra
m \ Pвrsam \ frвišayam \ abiy \ Vištвspam \ hacв \ Ragв
yв \ yathв \ hauv \ kвra \ parвrasa \ abiy \ Vištвspam
\ pasвva \ Vištвspa \ вyasatв \ avam \ kвram \ ašiyava \ Patigraba
nв \ nвma \ vardanam \ Parthavaiy \ avadв \ hamaranam \ akunauš \ hadв \
hamiзiyaibiš \ Auramazdвmaiy \ upastвm \ abara \ vašnв \ Auramaz
dвha \ Vištвspa \ avam \ kвram \ tyam \ hamiзiyam \ aja \ vasiy \ Ga
rmapadahya \ mвhya \ I \ rauca \ thakatam \ вha \ avathвšвm \ hamaranam \ ka
rtam \ thвtiy \ Dвrayavauš \ xšвyathiya \ pasвva \ dahyвuš \ ma
nв \ abava \ ima \ tya \ manв \ kartam \ Parthavaiy \ thвtiy \ Dвrayavau
4 столбец
\ thвtiy \ Dвrayavauš \ xšвyathiya \ ima \ t
ya \ manв \ kartam \ Bвbirauv \ thatiy \ D
вrayavauš \ xšвyathiya \ ima \ tya \ adam \ akuna
vam \ vašna \ Auramazdвha \ hamahyвyв \ thar
da \ pasвva \ yathв \ xšвyathiya \ abavam \ XIX \ hamaran
в \ akunavam \ vašnв \ Auramazdвha \ adamšiš \ a
janam \ utв \ IX \ xšвyathiyв \ agarbвyam \ I Gaumвta \
nвma \ maguš \ вha \ hauv \ adurujiya \ avathв \ athaha \ adam \
Bardiya \ amiy \ hya \ Kыrauš \ puзa \ hauv \ Pвrsam \ ha
miзiyam \ akunauš \ I Взina \ nвma \ Ыvjiya \ hauv \ adu
rujiya \ avathв \ athaha \ adam \ xšвyathiya \ amiy \ Ыvjaiy
5 столбец, дополнение
\ thвtiy \ Dвrayavauš \ xšвyathiya \
ima \ tya \ adam \ akunavam \ duvitоyв
mca \ зitвmcв \ thardam \ pasвva \ yathв \ xšвya
thiya \ abavam \ Ыvja \ nвmв \ dahyвuš \ hau
v \ hamiзiyв \ abava \ I martiya \ Atamaita \ nвma \ Ы
vjiya \ avam \ mathištam \ akunavatв \ pasвva \ ada
m \ kвram \ fraišayam \ I martiya \ Gaubaruva \
nвma \ Pвrsa \ manв \ badaka \ avamšвm \ mathištam \ aku
navam \ pasвva \ Gaubaruva \ hadв \ kвrв \ asiyava \
Ыvjam \ hamaranam \ akunauš \ hadв \ Ыvjiyaibiš \ pas
Расшифровка Бехистунской надписи, со звуками, если кого интересует здесь:
Ссылка Это - карта, отображающая мир, реконструированный по Бехистунской надписи историческим сайтом Livius.org
Это уменьшенная версия, целиком -
здесь.
Здесь подробнее об армянине Дедирше, бывшем на службе у Дария и участвовавшем в походе на Армению
http://www.livius.org/ap-ark/arakha/arakha.html - об армянине Аркса (Араха, Аракса), провозгласившим себя 4м Навуходоносором и поднявшем восстание
Другие древнеперсидские тексты, упоминающие Армению в 6-4 вв до н. э.
http://www.avesta.org/op/op.htm DARIUS, PERSEPOLIS E. (DPe)
1. (1-5.) I am Darius the Great King, King of Kings, King of many countries, son of Hystaspes, an Achaemenian.
2. (5-18.) Darius the King says: By the favor of Ahuramazda these are the countries which I got into my possession along with this Persian folk, which felt fear of me (and) bore me tribute: Elam, Media, Babylonia, Arabia, Assyria, Egypt, Armenia, Cappadocia, Sardis, Ionians who are of the mainland and (those) who are by the sea, and countries which are across the sea; Sagartia, Parthia, Drangiana, Aria, Bactria, Sogdiana, Chorasmia, Sattagydia, Arachosia, Sind, Gandara, Seythians, Maka.
3. (18-24.) Darius the King says: If you shall think thus, "May I not feel fear of (any) other," protect this Persian people; if the Persian people shall be protected, thereafter for the longest while happiness unbroken -- this will by Ahura come down upon this royal house.
DARIUS, NAQSH-I-RUSTAM A. (DNa)
1. (1-8.) A great god is Ahuramazda, who created this earth, who created yonder sky, who created man, who created happiness for man, who made Darius king, one king of many, one lord of many.
2. (8-15.) I am Darius the Great King, King of Kings, King of countries containing all kinds of men, King in this great earth far and wide, son of Hystaspes, an Achaemenian, a Persian, son of a Persian, an Aryan, having Aryan lineage.
3. (15-30.) Darius the King says: By the favor of Ahuramazda these are the countries which I seized outside of Persia; I ruled over them; they bore tribute to me; what was said to them by me, that they did; my law -- that held them firm; Media, Elam, Parthia, Aria, Bactria, Sogdiana, Chorasmia, Drangiana, Arachosia, Sattagydia, Gandara, Sind, Amyrgian Scythians, Scythians with pointed caps, Babylonia, Assyria, Arabia, Egypt, Armenia, Cappadocia, Sardis, Ionia, Scythians who are across the sea, Skudra, petasos-wearing Ionians, Libyans, Ethiopians, men of Maka, Carians.
4. (30-47.) Darius the King says: Ahuramazda, when he saw this earth in commotion, thereafter bestowed it upon me, made me king; I am king. By the favor of Ahuramazda I put it down in its place; what I said to them, that they did, as was my desire. If now you shall think that "How many are the countries which King Darius held?" look at the sculptures (of those) who bear the throne, then shall you know, then shall it become known to you: the spear of a Persian man has gone forth far; then shall it become known to you: a Persian man has delivered battle far indeed from Persia.
5. (47-55.) Darius the King says: This which has been done, all that by the will of Ahuramazda I did. Ahuramazda bore me aid, until I did the work. May Ahuramazda protect me from harm, and my royal house, and this land: this I pray of Ahuramazda, this may Ahuramazda give to me!
6. (56-60.) O man, that which is the command of Ahuramazda, let this not seem repugnant to you; do not leave the right path; do not rise in rebellion!
DARIUS, SUSA M. (DSm)
1. (1-2.) I am ... (DPa 1-5).
2. (3-11.) Darius the king says: Ahuramazda bestowed upon me the kingdom, great, possessed of good men; he made me king in this earth. By the favor of Ahuramazda these are the countries of which I became king: Persia, Elarn, Babylonia, Assyria, Arabia, Egypt, Sardis, Ionia, Media, Armenia, Cappadocia, Parthia, Drangiana, Aria, Chorasmia, Bactria, Sogdiana, Gandara, Sattagydia, Arachosia, Sind, Skudra, petasos-wearing Ionians, ...
XERXES, PERSEPOLIS H. (XPh)
1. (1-6.) ... (= XPa 1-6).
2. (6-13.) ... (=XPa 6-11, DNa 13-5).
3. (13-28.) Xerxes the King says: By the favor of Ahuramazda these are the countries of which I was king ... (= DNa 18-22); Media, Elam, Arachosia, Armenia, Drangiana, Parthia, Aria, Bactria, Sogdiana, Chorasmia, Babylonia, Assyria, Sattagydia, Sardis, Egypt, Ionians, those who dwell by the sea and those who dwell across the sea, men of Maka, Arabia, Gandara, Sind, Cappadocia, Dahae, Amyrgian Scythians, Pointed-Cap Scythians, Skudra, men of Akaufaka, Libyans, Carians, Ethiopians.
4a. (28-35.) Xerxes the King says: When that I became king, there is among these countries which are inscribed above (one which) was in commotion. Afterwards Ahuramazda bore me aid; by the favor of Ahuramazda I smote that country and put it down in its place.
4b. (35-41.) And among these countries there was (a place) where previously false gods [[Daevas]] were worshipped. Afterwards, by the favor of Ahuramazda, I destroyed that sanctuary of the demons, and I made proclamation, "The demons shall not be worshipped!" Where previously the demons were worshipped, there I worshipped Ahuramazda and Arta [[Asha]] reverent(ly).
4c. (41-6.) And there was other (business) that had been done ill; that I made good. That which I did, all I did by the favor of Ahuramazda. Ahuramazda bore me aid, until I completed the work.
4d. (46-56.) Thou who (shall be) hereafter, if you shall think, "Happy may I be when living, and when dead may I be blessed," have respect for that law which Ahuramazda has established; worship Ahuramazda and Arta reverent(ly). The man who has respect for that law which Ahuramazda has established, and worships Ahuramazda and Arta reverent(ly), he both becomes happy while living, and becomes blessed when dead.
5. (56-60.) Xerxes the King says: ... (= DNa 51-5).
ARTAXERXES II OR III, PERSEPOLIS. (A?P)
1. This is the Persian. 2. This is the Mede. 3. This is the Elamite. 4. This is the Parthian. [5-7. This is the Arian, the Bactrian, the Sogdian.] 8. This is the Chorasmian. 9. This is the Drangian. 10. This is the Arachosian.
11. This is the Sattagydian. 12. This is the Gandarian. 13. This is the man of Sind. 14. This is the Amyrgian Scythian. 15. This is the Pointed-Cap Scythian. 16. This is the Babylonian. 17. This is the Assyrian. 18. This is the Arab. 19. This is the Egyptian. 20. This is the Armenian.
21. This is the Cappadocian. 22. This is the Sardian. 23. This is the Ionian. 24. This is the Scythian across the sea. 25. This is the Skudrian. 26. This is the Petasos-Wearing lonian. 27. This is the Libyan. 28. This is the Ethiopian. 29. This is the man of Maka. 30. This is the Carian.
Из вышеперечисленных отмечу Накширустамскую (
Naqš-i Rustam) надпись (вероятно, 486 года до н. э.), сделанную уже на усыпальнице Дария. Текст ее с расшифровками:
часть 1 ,
часть 2 ,
дополнительно по надписи .
В основном в данных текстах говорится о территориальном делении Ахеменидской державы - в том числе упоминается Армения как составная часть империи, вплоть до Аристаксеркса третьего, т. е. середины 4 века до н.э. Интересный момент: в одной из этих надписей Дарий пишет о своем арийском происхождении, это указывает на то, что в те времена индоевропейские народы были еще довольно близки друг к другу и ощущали определенное родство между собой.
Полный список с расшифровками и переводом на английский всех дошедших до нас ахеменидских надписей на сайте ливиус.орг. Последнее обновление - 2 июня 2008 года