Азовские потопы

Sep 18, 2019 11:33

1969 год: цунами на Кубанском побережье.

В том далеком уже октябре 1969 года на всем протяжении Кубанского побережья Азовского моря несколько дней дул сильный, тягучий юго-восточный ветер, именуемый у рыбаков «низовкой»

Море на участке от Ясенской косы в Приморско-Ахтарском районе до Керченского пролива отступило, уровень воды в прибрежной зоне упал почти на метр. В ночь на 28 октября ветер резко сменил свое направление. Задул сильный северо-западный ветер, называемый местным населением «майстра». Скорость ветра достигала 35-40 метров в секунду.

Под давлением воздушных масс северо-западного ветра, скопившиеся в результате длительного нагона в северной части Азовского моря миллионы кубов морской воды устремились с северо-западной части моря в сторону берегов Кубани. Сформировавшийся фронт ударной нагонной волны шириной несколько сотен километров и высотой до четырех метров, пересек Азовское море и в ночь с 28 на 29 октября обрушился на восточное побережье. Эпицентр стихии пришелся на прибрежные территории Темрюкского, Славянского и Приморско-Ахтарского районов Краснодарского края.

Нагонная волна полностью уничтожила рыбацкие поселки Чайкино, Вербеная, Перекопка, Ачуево, разрушила Темрюкский морской порт, судоремонтный завод, цеха Темрюкского консервного завода, рыболовецкие станы, расположенные на Вербенской косе. Пострадали объекты курортной застройки в станице Голубицкая и поселке Пересыпь. Была подтоплена прибрежная полоса суши и пресноводных лиманов шириной 10-12 километров, а между Темрюком и Ачуево море раздвинуло свои границы на 20-25 километров. Нагонная волна распространилась по рукавам, протокам и основному руслу реки Кубань на 70 километров, подтопив города Темрюк, Приморско-Ахтарск, Славянск-на-Кубани, приазовские станицы и хутора. Транспортная артерия между Краснодарским краем и Крымом - коса Чушка - полностью ушла под воду. Сильнейшим штормом с нагоном размыло автомобильную дорогу и разрушило полотно железной дороги.

Не подлежит оценке тот ущерб, который в одночасье нанесла стихия: погибли сотни людей, тысячи остались без крова, была уничтожена целая отрасль экономики прибрежных районов - рыболовство. Экономические потери, понесенные прибрежными территориями края, оценивались в сотни миллионов советских рублей.

Вся страна участвовала в восстановлении разрушенного стихией народного хозяйства. По горячим следам были определены зоны затопления, в которых запрещалось любое строительство жилья и производственных объектов. Людей, проживающих в опасных зонах, переселили. Были востановлены морской порт в Темрюке, цеха переработки рыбной продукции консервного завода, станы рыболовецких бригад и другие производственные и транспортные объекты. Всесоюзный институт ГИПРОГОР спроектировал дамбу, которая должна была в дальнейшем защитить побережье и прибрежные территории от разрушения и затопления. По горячим следам кинематографист Наталья Величко сняла художественный фильм «Ураган», в котором было показано, как советские люди героически борются со стихией.

Исторические материалы и гидрологические наблюдения говорят о том, что подобные катастрофические наводнения, связанные с нагонной волной, бывают на этом участке побережье не реже двух раз за сто лет. Катастрофе 1969 года предшествовали не менее значимые трагические события на Восточном побережье Азовского моря в марте 1914 года. Тогда стихия только на Ачуевской косе унесла жизни около тысячи человек, разрушив до основания рыбацкий поселок, насчитывающий 380 домовладений. Исторические хроники сохранили описание ужасных по своим последствиям наводнений в 1892 году, в марте 1843 года, в январе 1801 года. В военные хроники попало наводнение, случившееся в сентябре 1739 году и застигшее в походе 30-тысячное русское войско, двигающееся по побережью от Азова к Ачуеву.

Прошли годы, те трагические события кажутся нам далекими и нереальными. Снят с проката художественный фильм «Ураган». Пылятся где-то в хранилищах института ГИПРОГОР чертежи и проектная документация так и не построенной защитной дамбы, которая должна была спасти и порт, и город Темрюк, и выросший за прошедшие годы курорт в станице Голубицкая от наводнения. Время неумолимо приближает нас к тем возможным трагическим событиям, которые, как показывает история, неизбежны.

Что изменилось за прошедшие годы и готовы ли мы встретиться со стихией сегодня. К сожалению нужно константировать, что теперь ситуация еще сложнее, чем осенью 1969 года.

Изменение климата, вызвало повышение уровня Азовского моря, увеличение количества водяных паров в атмосфере и среднегодовое колличество осадков, изменило привычное для данного региона движение масс атмосферного воздуха. Как следствие за последние 8-10 лет на побережье Темрюкского залива исчезли природные волногасящие пляжи. В 1969 году в районе Темрюкского порта и поселка Чайкино и на всем протяжении Темрюкского залива существовали до 500 метров шириной песчано-ракушечниковые морские пляжи. Именно они первыми встетили удар стихии и частично погасили энергию волны. Сегодня на их помощь расчитывать не приходится и последствия от удара нагонной волны будут еще серьезней.

Последние 15 лет при попустительстве местной власти идет интенсивная застройка зон возможного затопления. В настоящее время участки побережья, находящиеся в эпицентре трагедии 1969 года от Глухого канала в порту Темрюк до Высокого берега в станице Голубицкая и Ахтанизовская пересыпь, представляют собой сплошную курортную застройку с круглогодичными пансионатами, дельфинариями, аквапарками и другими прелестями курортной жизни. Не обойден вниманием этот участок побережья и у сильных мира сего.

Страшную опасность представляет для окружающей среды и Темрюкский морской порт в том виде, в котором он находится сегодня. В прошлом это рыбный порт, где обслуживались рыболовецкие траулеры. Никакая перевалка грузов в порту не осуществлялась. Отсутствовали даже портальные краны. Поэтому и урон прибрежной экосистеме при разрушении порта в октябре 1969 года был нанесен минимальный. Сегодня здесь переваливают более миллиона тонн различных грузов от углеводородов до токсичного химического сырья. На причалах открытым способом хранятся десятки тысяч тонн угля, химических удобрений. Все это бомба замедленого действия, которая способна в одночасье разрушить экосистему всего Кубанского Приазовья. Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России» предусматривает и дальнейшее развитие морского порта Темрюк. Однако в планах развития порта не говорится о строительстве берегозащитных сооружений, которые могли бы защитить порт от нагонной волны.

Целью данной статьи является не попытка испугать население и, тем более, остановить промышленное и курортное развитие прибрежных районов Азовского моря. Смоделировав вероятное повторение трагедии на реалиях сегоднешнего дня, убедить власть в необходимости направлять средства на инженерную защиту прибрежных территорий.

Автор статьи Георгий Ивашков, генеральный директор ОАО «Азово-Черноморская региональная контрольно-эксплуатационная служба»

Шнюков Е.Ф., Митин Л.И., Цемко В.П. Катастрофы в Черном море.
Год издания: 1994
Количество страниц: 330

Очень часто причинами катастроф и человеческих жертв на Азовском море служат необычные природные явления - сгонно-нагонные волны.
В литературе удалось найти очень интересные факты об этих страшных катастрофах. В русской литературе катастрофические удары волн впервые зафиксированы в 1739 г.{25}, когда турецкие форпосты Ачуево, Темрюк и Тамань были 1 октября осаждены русскими войсками во главе с генералом Дебриллем. Войска переправились через рукав Кубани - Протоку, перевезли артиллерию, но ночью в море разразился страшный шторм. Волны залили местность, разбили паром, затопили артиллерию и боеприпасы. Назавтра море затихло. Русские войска оправились от наводнения. Удары русской артиллерии вызвали пожары в крепости Ачуево. Турецкие части ушли в сторону Темрюка. И тут Азовское море вновь покатило свои волны на русские позиции вокруг Ачуево. Войска генерала Дебрилля вынуждены были отступить от Темрюка и Тамани, оставив безлюдную крепость Ачуево.
В 1770 г. морская стихия обрушилась на вновь создаваемую базу российского флота на Азовском море - Таганрог. Об этом узнаём из записок российского морского офицера Ильи Ханыкова:
«В ноябре 10-го числа того же 1770 года с гавани на две трети унесло по берегам, после в декабре на 15 число сделался ветер еще больше… и всю гавань до основания разнесло… и после того и по сие время (т.е. по 1772 г.) по Таганрогу, казармам, землянкам ходил мор, хлестала людей лихоманка (лихорадка)». Автор книги, из которой заимствована эта цитата, - В.Н. Ганичев - пишет о сокрушительном смерче, но мне представляется, что, по всем признакам, - это удар бури, сопровождавшийся нагоном воды в районе Таганрога{26}.
Как свидетельствуют документы, через сто лет наводнение в юго-восточной части Азова повторилось. Сведения о том, были ли нагоны воды в период между этими событиями, в литературе не сохранились. Во время наводнения 1840 г. были занесены Сладкое и Рубцовское гирла Кубани.
Наводнение было и в 1877 г.
В декабре 1913 г. на севере Азовского моря наблюдалась иная картина: из-за сгонного ветра уровень моря понизился. В Таганрогском порту море отступило на 2,5 м. Суда на рейде сели на грунт и повалились на бок.
Одним из самых ужасных наводнений сопровождался шторм в феврале 1914 г. В этом месяце несколько дней дули сильные южные ветры, ночью 28 февраля сменившиеся не менее сильным северным ветром. В итоге в юго-восточном углу Азова вода поднялась на 4,3 м. Сплошная масса воды залила весь берег моря от Ейска до Керченского пролива. Города Темрюк и даже Ейск были частично разрушены волнами. Жертвы были огромны. Погибло около 3 тысяч человек! Только на Ачуевской косе всесокрушающий вал смыл почти 1500 человек. Из 200 железнодорожных рабочих, унесенных в море вблизи Приморско-Ахтарска, спаслось около 50 человек.
Вот сведения о некоторых наиболее сильных сгонно-нагонных явлениях послевоенного времени{27}.
23 декабря 1947 г. в результате сильных западных ветров (20-28 м/сек) поднялась вода в районах Приморско-Ахтарска и Темрюка. Были затоплены порт в Приморско-Ахтарске и два поселка в Темрюке.
25-26 июня 1948 г. сильный юго-западный ветер (20 м/сек) вызвал подъем воды, затопление поселков и разрушение домов в районе г. Бердянск. 25 октября 1948 г. западный шторм (ветер 30 м/сек) свирепствовал в районе ст. Должанской. С домов срывало крыши, материальные потери были велики.
28 февраля 1949 г. под воздействием юго-западного шторма (скорость ветра 20 м/сек) повысился уровень моря, в Мариуполе были разрушены льдом береговые постройки.
29-30 марта 1949 г. восточный и северо-восточный шторм, вызванный ветром со скоростью 20-25 м/сек, нанес большой материальный ущерб в Бердянске и в районе Мысовой на юге Азовского моря, где было сорвано с якорей рыболовное судно.
12-20 ноября 1952 г. восточный ветер скоростью 24-28 м/сек причинил разрушения в Бердянске (сорвал крыши, повалил столбы связи и др.), вызвал сильный шторм на море.
3-4 февраля 1954 г. сильный восточный ветер (24-28 м/сек) сопровождался метелями, что привело к остановке железнодорожного движения в районе Темрюка, сгону воды и штормам в западной части моря.
21-30 ноября 1954 г. восточный шторм (ветер 20-24 м/сек) вызвал подъем воды в Геническе, где был затоплен рыбзавод, размыта железная дорога.
12 декабря 1955 г. в результате шторма, вызванного западным ветром (20-24 м/сек), уровень моря в районе ст. Должанской поднялся на 2 м. В Приморско-Ахтарске затопило часть порта.
Памятен свирепый удар водной массы по юго-востоку Азовского моря 23 августа 1960 г. Море соединилось с прибрежными лиманами в одну безбрежную водную гладь. Материальный урон был огромен. Погибли люди.
По данным А.П. Черняковой, 30 января - 4 февраля 1962 г. сильный восточный ветер (28 м/сек) привел к подъему воды в Геническе на 236 см. Вода поднялась до уровня жилых домов, повредила железнодорожную насыпь.
Трагедия юго-востока Азовского моря повторилась еще в больших масштабах в 1969 г. 28 октября наибольший за всю историю края пятиметровый водный вал ударил опять в тот же юго-восточный угол моря. Вот описание очевидца - смотрителя Темрюкского маяка:
«В сумерках с Темрюкского маяка я увидел на северо-западе приближающуюся со стороны моря гору воды. У меня была плохо привязана лодка и, чтобы ее закрепить, я спустился с возвышенного берега, где стоит маяк, к морю. Но было уже поздно. Набежавший вал вырвал из рук цепь и закрутил лодку как пропеллер. Через несколько дней обломки лодки нашли на берегу. Я бросился к береговому обрыву и, цепляясь за кусты, успел влезть на обрыв раньше, чем его накрыл водяной вал. Море кипело до вечера, затем начало медленно затихать. Назавтра воцарился штиль, который держался два месяца».

Н.Д. Михеенков (1971) связывает это стихийное бедствие с действием глубокого циклона, пришедшего с берегов Балтики (рис. 4). Юго-западный ветер скоростью 16-20 м/сек нагнал через Керченский пролив черноморскую воду. После прохождения холодного фронта ветер неожиданно резко сменился на западный, а скорость его выросла до 30 м/сек, с порывами до 40 м/сек. Черноморская вода, поступившая через Керченский пролив, была согнана в Темрюкский залив. Уровень устья Кубани поднялся на 1,5 м выше среднего, а соленость достигла 13‰. Следующий нагон создали западные ветры, возникшие после прохождения второго холодного фронта. В северо-западной части Азовского моря, например близ Геническа, уровень моря резко упал. В 22 ч 25 мин, в оценке Н.Д. Михеенкова, перекос уровня моря по линии Геническ-Темрюк составлял 5 м. Наиболее высокий подъем уровня моря зафиксирован у поселка Перекопка - 850 см; севернее Приморско-Ахтарска - 650 см. Ночью с 28 на 29 октября вспучившееся Азовское морс проникло в глубь суши на 8-10, а восточнее Темрюка даже на 17 км при фронте трансгрессии 150 км. В станицах Пересыпской, Кучугурах, в городе Темрюке через несколько месяцев после наводнения. Везде были видны следы нарушений, уровень моря был как бы зафиксирован на стенах белых домиков станиц и поселков. Материальные жертвы были огромны. Каботажные суда, стоявшие у причала Темрюкского порта, были выброшены далеко от акватории порта. Та же судьба постигла уже упомянутые рыболовные сейнеры. Был разрушен Темрюкский рыбзавод, многие здания повреждены. Людей с крыш снимали вертолетами, лодками, всеми доступными средствами. О жертвах не писали, но они были. И весьма значительные, ибо страшный подъем воды произошел ночью, когда люди спали.
В 1970 г. сильные ветры, дующие в северо-западном направлении, нагнали воду, наоборот, в крайний северо-западный угол Азовского моря - в Утлюкский лиман. Вода затопила часть города Геническа и железнодорожный мост{28}. Известны случаи катастрофического подъема воды и на севере моря. Так, 6 июля 1985 г. большой, в 196 см, нагон воды наблюдался в районе Таганрога, а также у Кривой косы. Коса исчезла в морских волнах. Вместо нее образовалось три острова. Высота подъема воды на Кривой косе достигала 2-3 м. Многочисленные отдыхающие были оперативно вывезены с вновь возникших островов. На этот раз обошлось без жертв, хотя материальные потери были значительными. Известен факт из практики работы авторов в Азовском море, когда в 80-х годах научно-исследовательское буровое судно АН Украины «Геохимик» десять дней просидело на мели в Утлюкском лимане близ Бирючьего острова во время зимнего сгона воды и благополучно вышло из лимана своим ходом после того как восстановился нормальный уровень моря, и ветер прекратился.

чтобы не пропало, потоп

Previous post Next post
Up