Спуск Пассионарии.

Jan 31, 2013 23:02




Пару лет назад, сидя в большой компании харьковчан, разного возраста, я задал вопрос, на который сам тогда не знал ответа: Почему спуск Пассионарии так, собственно, называется?
Правильного ответа никто не сказал. Пришлось залезать в Интернет.

И после я не один раз задавал этот вопрос харьковчанам. Как это не удивительно, ответ знали считанные единицы. Большинство даже не знает, как правильно пишется название: спуск Пассионариев или Пассионарности или Пассионария.

А кто из вас, уважаемые читатели, скажет на-вскидку - что же это за загадочные "Пассионарии"?
Если ответа нет и интересно - добро пожаловать под кат.

"Пассионарий" означает "пламенный", назван спуск в честь Долорес Иббаруре Гомес (1895-1989), которая жила в одном из домов рядом со спуском.

Вот что рассказывает Википедия о Пассионарии:

"Доло́рес Иба́ррури Го́мес (исп. Dolores Ibárruri Gómez, известная также как Пасиона́рия (исп. Pasionaria, «cтрастная», или «цветок страстоцвет»; (9 декабря 1895, Гальярта, провинция Бискайя - 12 ноября 1989, Мадрид) - деятель испанского и международного коммунистического движения, активный участник республиканского движения в годы Гражданской войны 1936-1939 годов, затем деятель эмигрантской оппозиции диктатуре Франко.
На протяжении длительного времени жила в СССР (в начале 1960-х годов получила советское гражданство), а её единственный сын, Рубен, вступил в Красную Армию и погиб в Битве под Сталинградом в 1942 году. В 1942-1960 годы - генеральный секретарь, а с 1960 года до конца жизни - председатель Коммунистической партии Испании. После смерти Франко и легализации партий при Хуане Карлосе I вернулась в Испанию и в 1977 году избрана депутатом кортесов."




Доло́рес Иба́ррури принадлежат крылатые фразы, которые мы все прекрасно знаем:

"Лучше умереть стоя, чем жить на коленях" и «No pasaran!» - «Они не пройдут!»

Спуск был проложен в 1920-х годах на месте естественного оврага, идущего от современной площади Свободы. Овраг расширили, выровняли дно и откосы спуска. Работы выполнялись вручную. Сперва для перехода с одной стороны спуска на другую на склонах был построены лестницы. В 40-50-х годах над спуском в районе его пересечения с проспектом Правды построили пешеходный мост, который сохранился до наших дней. Первое название - Клочковский въезд. 20 сентября 1936 года был переименован в спуск Войткевича. Современное название получил предположительно в 1937 году.

Из воспоминаний Якова Ароновича Гельфандбейна:




«Спуск Пассионарии был проложен в 20-е годы на месте глубокого оврага, идущего от Ветеринарной площади, который и стал ложем рукотворного спуска. Севернее его расположились дома, строящегося в те годы Загоспромья. Дом, в котором я проживал с 30-го года, стоял на улице, упиравшейся в живописную двухмаршевую деревянную лестницу (всегда с поломанными ступеньками), по которой можно было спуститься к углу Клочковки и спуска Пассионарии. Спуститься то можно было, а вот подняться - проблема. Даже мне - мальчишке, легче было объехать на трамвае до Госпрома и пройтись пешком по Анри Барбюса. Правда, я никогда особой любовью бегать по лестницам, не отличался. Начало этой лестницы (или, если хотите, ее - конец), имело горизонтальную площадку.

Работа, которую пришлось проделать при прокладке спуска, была громадной. С раннего утра до поздней ночи на склонах оврага трудились тысячи землекопов. Вдоль всей трассы они вручную, лопатами, снимали слои земли, делая террасы и сравнивая их по углу естественного откоса. Сотни грабарок свозили эти земли в отвалы на Клочковские склоны. Эти отвалы и образовали изрезанный рельеф Клочковских склонов. По мере готовности и выравнивания откосов спуска, их засаживали деревцами, которые сегодня образовали красочный древесный ландшафт. Для перехода с одной стороны спуска на другую, в двух местах соорудили деревянные лестницы. На фотографии, сделанной во время оккупации Харькова виден спуск Пассионарии таким, каким он был к концу 30-х годов.

В начале 30-х годов, Клочковские склоны (как и берега Лопани на Павловке) были излюбленным место обитания цыган. Их таборы располагались, начиная прямо от конца лестницы, с места на котором сегодня стоят щиты, и тянулись на север. В зависимости от времени года, количество таборов и их население менялось.
Наиболее заселенным и многолюдным был табор неподалеку от лестницы, видимо там обитал цыганский барон. Он располагался в глубокой нише, почти пещере, вырытой в глубине гряды, то ли как карьер, при выемке строительных материалов (обжигаемая глина), то ли специально для табора. Поговаривали, что в ней в старые времена селились вольные казаки. Шатры табора выходили за пределы карьера на площадку, рядом были оборудованы коновязи, места для повозок и конской сбруи, ставились небольшие стога сена, оборудовались кострища.
Вечерами у костров цыганы распевали таборные песни, которые мы, пацаны, любили слушать, чем со своей стороны, завоевывали их симпатии. Не припомню случая, чтобы с нами что-либо произошло во время таких посещений, даже вечерних.

Площадь у лестницы ничем достопримечательным не отличалась, но играла важную транспортную роль в качестве дорожной развязки - здесь трамвайные пути разделялись: одна ветка уходила на Павловку, другая - вновь построенная, уходила к Госпрому.
Помню стрелочницу - старушку, сидящую в любую погоду закутавшись в платок или под тулупом на скамеечке, и ломиком переводящую стрелку или лопаточкой и веником очищающую ее от снега и льда. Только позднее придумали перевод стрелок прямо из трамвая, а стрелочниц перевели в будочку - они играли роль контролеров-диспетчеров. Автоматический перевод стрелок организовали много позднее.

На пересечении спуска и Клочковской, было два магазина в старых двухэтажных домах, куда приходилось бегать за продуктами, да маленький одноэтажный домик с крылечком - зубная лечебница скорой стоматологической помощи.
Эта зубная лечебница с ее бормашиной, приводимой в движение ножным приводом, вспоминалась мне долгие годы - первый вырванный коренной зуб показал мне, что жизнь далеко не так прекрасна, как это кажется."

Вот еще несколько старых фото:








Харьков, память, история

Previous post Next post
Up