Итак, вчера был последний день фестиваля. Увы, посмотреть гостевые спектакли мне не удалось, о чем я очень сожалею, потому что пропустил любимых бельгийцев. Зато побывал на закрытии и увидел представление проекта "Koufar-in-Motion".
"Нана"
Цитата с сайта фестиваля: "Цель проекта - постановка оригинального сценического действа в течение фестивальной недели с участием молодых актёров из разных коллективов, разных стран." Ставили "Нану" Эмиля Золя. Конечно, вместить немаленький роман в получасовое действо весьма и весьма непросто. Но получилось, спасибо Эдварду Льюису, режиссеру из Великобритании, который взялся за этот титанический труд.
Конечно, это не полноценный спектакль. Конечно, это несколько напоминало краткое изложение романа. Но было интересно, как можно использовать в театре клиповую манеру - как ни странно это звучит. На сцене были сразу все участники, которые попеременно,а то и все вместе играли то одну, то другую роль. Саундтрек из старенькой Мадонны ("Material Girl" и "Like a Virgin") задавал быстрый темп, мизансцены и хореография были на уровне. Конечно, не все присутствующие на сцене были хороши, что вполне закономерно. Но даже это не испортило впечатления. И скажу вам так: в этом мини-спектакле ритма и идей было больше, чем в половине конкурсных спектаклей фестиваля вместе взятых...
И тут можно плавно переходить к моему общему впечатлению от фестиваля. думаю те,к то читал меня регулярно, уже понимают, каково оно. Я хожу на "Тэатральны Куфар" со второго выпуска, с 2005 года. Видел шесть фестивалей. Участвовал в трех. И в этом году я увидел самый слабый фестиваль из всех. Я не увидел ни одного спектакля, который бы мне понравился безоговорочно, после которого я бы вышел из зала с чувством восторга, другим человеком, в конце концов. Хотя нужно упомянуть, что в этом году я пропустил самый сильный спектакль. Может, дело и в этом. Но и все остальное...
После "Наны" началась церемония награждения. Для начала вручили какой-то особый приз от портала tut.by. Вручили швейцарцам, за особую искренность. Меня это искренне порадовало. ))
Потом пошли "профессиональные" номинации, то есть те, судьбу которых решало жюри. Председатель жюри срочно уехал в Лондон, поэтому председательствовать заставили какую-то белорусскую тетеньку, которая произнесла чудовищную речь ни о чем. Один из организаторов и ведущих всю церемонию говорил охрипшим голосом - нелегко, конечно, переносить еженощное неформальное общение, разбавленное алкоголем... А гран-при фестиваля, определяемое по результатам зрительского голосования, вручал проректор БГУ, который в своей речи тоже отличился. не удержусь и приведу две цитаты, не совсем точные, но передающие соль его высказываний. Цитата №1: "Спросил у коллег, как им фестиваль, они ответили, что все как всегда." Цитата №2: "...и я надеюсь, что все, кто пришел на этот фестиваль с открытым сердцем, уходят с него с распахнутым сердцем."
Итак, призы.
"Лучшая женская роль второго плана". Получила этот приз девушка из "Чайки", которую я как раз успел увидеть на сцене, а заодно оценил, как она наигрывала. Кошмар. Еще двумя номинантками были девушки из "Дело Синей Бороды", одну я узнал по имени, а вторую нет. Я бы отдал той, которую узнал по имени, она действительно была хороша. Надеюсь,
du6istik или
heavycrazy подскажут мне, кто была вторая. Мне интересно. ))
"Лучшая мужская роль второго плана" досталась парню из Эстонии. Абсолютно заслуженно.
"Лучшую сценографию" отдали "Эмигрантам". Ну... Мне это непонятно.
"Лучшая женская роль" ушла в Сербию, как раз той актрисе, о которой наша режиссер сказала после спектакля, что она этого заслуживает.
"Лучшую мужскую роль" получил актер из Польши. Спектакль мне не понравился, но играл он действительно достойно.
"Лучшая режиссура" отправилась в Англию, спектаклю "Красная комната", которого я, увы, не видел.
Во многих номинациях присутствовала "Чайка". Получила всего одну, и это на одну больше, чем стоило им давать. Мне раньше нравились спектакли этого театра, но то, что я увидел в этот раз...
И, наконец, главная интрига фестиваля, гран-при, который выдают по результатам зрительского голосования. За 5 предыдущих лет я очень четко уяснил себе механизм выдачи этого приза: его получал самый попсовый русскоязычный спектакль. (Слово "попсовый" в данном контексте не несет отрицательного заряда. Но и положительного тоже.) Так что меня уже не особенно интересует, кому дадут этот приз... Но в этот раз меня ожидал сюрприз: гран-при получили... англичане! Впервые за 7 лет вкусы публики и профессионального жюри совпали. Более того, впервые за 7 лет публика руководствовалась чем-то большим, чем общедоступностью для понимания спектаклей на русском языке. В общем, эта тенденция меня безумно порадовала. И пробудила во мне желание снова увидеть этот фестиваль в следующем году. Ждем-с. ))