Музпросвет N°20. Франц Лист - виртуоз (Этюды)

Nov 22, 2016 23:38




Лист - фотография 1858 (Франц Ханфштенгль)

Следующая остановка после Паганини, это конечно Франц (или Ференц) Лист (1811-1886). Дело в том, что если Паганини мы рассматривали как предтечу музыкального шоу-бизнеса и star-system, то Лист - это уже подлинный гуру и отец-основатель. Можно сказать, что он - Паганини в кубе, как с точки зрения композиторского таланта, так и с точки зрения его исторического влияния (с точки зрения исполнительского дарования, они, вероятно, величины одного порядка).

Конечно, тема виртуозности и шоу не исчерпывает листовской проблематики. Лист - одна из ключевых фигур в музыке 19 века, и с ней связан целый узел вопросов и проблем, которые в формате ЖЖ просто невозможно целиком охватить. В следующих постах я затрону лишь несколько основных моментов. Теперь же - вернемся к теме.

В музыке, виртуозность обычно понимают, как высшую техническую оснащенность исполнителя, а также зрелищность и легкость преодоления всех трудностей. Это как раз и есть тот элемент в музыке, который делает (или может сделать) из нее шоу - причем из САМОЙ музыки, из собственно музыкального произведения и его исполнения, а не из связанного с музыкой театрального представления, например оперы, или мюзикла, которые, по определению являются зрелищем, т.е. шоу. Однако, смысл виртуозности не ограничивается ловкостью, скоростью и силой. Этимология слова связана с латинским virtus - смелость, доблесть, сила духа. Вот эта ДОБЛЕСТЬ и есть то специфическое символическое содержание, которое заложено в лучших образцах виртуозной музыки 19 века. Подчеркиваю: 19 века, поскольку, хоть трудные для исполнения, и даже зрелищные произведения писались и до и после 19 в., но именно 19 век выдвинул ДОБЛЕСТЬ как романтическое, рыцарское качество несомое музыкой. К этому необходимо добавить еще один смысл, непосредственно связанный с гуманистической темой беспредельности человеческих возможностей, преодоления любых преград. Вот в чем главная ПОЗИТИВНАЯ символическая сторона исполнительской виртуозности. 19 век богато развил ее, одновременно взвинтив до предела сами трудности. Речь идет, напомню, о ЗРЕЛИЩНОМ воплощении данного смысла. Причем относится оно не только к некоему возможному (воображаемому) "герою" музыкального произведения, но и к самому исполнителю, как к вполне конкретному герою.
Эта смысловая составляющая вполне четко просматривается уже у Бетховена (типичный пример: 5-й концерт для ф-но с оркестром). Далее постарались Шуман, Шопен, Мендельсон... Паганини, разумеется... Однако Лист довел ее до высшей точки. Кроме того, у него она неразделимо слилась с демонизмом, унаследованным от Паганини. Спайка доблести с демонизмом стала одной из образных парадигм музыканта-виртуоза, со всеми возможными перегибами, вплоть до карикатурных.

Теперь о перегибах (к которым мы еще вернемся). Творчество Листа (в целом) содержит две ясно видимые грани: с одной стороны кульминация технической трудности полностью "совпадающей по фазе" с музыкальным ее наполнением и символическим содержанием смелого, яркого, зрелищного исполнительского жеста; с другой стороны (в очень многих произведениях) НЕСОВПАДЕНИЕ этих составляющих: при высокой трудности, банальная, пустая музыка, явно внешне-изобразительного характера (например, изображение грозы, при помощи раскатов и завываний, в которых собственно музыкальный материал лишен какой-бы то ни было интонационной выразительности). Соответственно, символическое содержание вырождается в фиглярство, шоуменство дурного вкуса, самовыпячивание и т. д.

Надо сказать, что в 1830-е годы, в Европе, мало что было так модно как виртуозы. Именно период между двумя революциями (1830 и 1848) стал моментом полного оформления этого явления, со всеми основными кодами, по сей день сохраняющими действенность. Сотни пианистов (особенно пианистов !) бороздили Европу, поражая публику всевозможными звуковыми фейерверками. Лист же был их признанным генералиссимусом. Кстати, именно он утвердил и поставил в серийное производство сольный публичный концерт, в котором участвует лишь один музыкант.

В этом выпуске мы познакомимся с Этюдами Листа, которые в сжатой форме содержат все то, что было сказано о виртуозности в позитивном ключе.

Этюд - типичный жанр сольной инструментальной музыки 19в. Изначально он имел чисто педагогическую функцию. Каждый этюд предназначался для развития определенного вида техники. Это как бы упражнение в форме небольшого законченного произведения. Однако, Шопен сделал из этюда подлинный художественный жанр, первым воплотив в нем всю символику романтической виртуозности. Лист шел по его следам. Однако ему долго не удавалось достичь необходимого равновесия между художественным содержанием и виртуозностью. Чисто спортивно-техническое начало довлело. Главный листовский сборник этюдов - "Двенатцать трансцендентных этюдов" (трансцендентных - т.е. запредельных по трудности) в окончательной (третьей) редакции вышел в 1852 году, при том, что первую версию, еще очень незрелую, он опубликовал в 1826 году, в 15-летнем возрасте.

В третьей редакции композитор удалил много излишеств, присущих второй (1839 г.). Таким образом образно-смысловая сторона оказалась наконец в полном соответствии с технической. Техника стала СЛУЖИТЬ созданию художественного образа.

В отличии от шопеновских, большинство этюдов Листа имеют название.Предлагаю послушать два из них, в исполнении победителя конкурса им. Чайковского 2007 года, Мирослава Култышева (2-я премия, 1-ю не присуждали).N°4 "Мазепа" (по поэме Гюго):

image Click to view



N°12 "Метель":

image Click to view



"Абсолютным чемпионом" по этюдам Листа был советский пианист Лазарь Берман.Вот его записи тех же этюдов:

image Click to view



image Click to view



А вот все двенадцать:

image Click to view


Виртуозность, Этюд, Музпросвет, Лист

Previous post Next post
Up