(продолжение.
часть первая - )
учебный класс
школа, в которой учатся наши дети, современная и большая. она организовала блоками (pod) с несколькики классами в нем. каждый класс имеет свою зону вешалок в общем холле. там же находятся столы для дополнительных занятий и всякий вспомогательный материал.
холл перед классами
компьютеры в холле
класс организован не совсем привычным для россии образом - в нем нет четкого начала и конца. в младшей школе дети все время перемещаются, чтобы не сидеть непрерывно. слушают учителя обычно сидя на коврике. свои задания выполняют за индивидуальными столами-партами. парты составлены в группы по 4: двое напротив двух, парты соприкасаются. эти четверки из детей так же являются группами, выполняющими какие-то задания вместе. обычно сажают двух мальчиков и двух девочек вперемешку. интересно, что в соседнем классе парты абсолютно другой формы, с общим столом и вообще на 5 человек...
большие доски на которых пишут в классе тоже есть, но их несколько и они почти на каждой стене. обычно дети сначала выслушивают объяснения и задания на ковре, а потом идут работать индивидуально за парты.
чтобы работа была точно индивидуальной, у учеников есть так называемая "защитная папка" (privacy folder) - обычная бумажная папка, которая выставляется загородкой вокруг работы ребенка в процессе. папка высокая и не видно не только что пишут соседи, но даже и самих соседей. это, конечно, помогает детям не отвлекаться.
в классе у каждого ребенка есть своя подписанная парта-столик (рассаживает всех учитель до начала учебного года, внося коррективы по мере необходимости). парта маленькая, с отделением для хранения принадлежностей (верхняя крышка поднимается и там ящик на всю площать стола). никакие ручки-карандаши в младшую школу носить не нужно - все необходимое есть в классе или внутри парты или можно взять с общих полок-ящиков.
класс с подписанными партами до начала занятий
парта внутри
маша на фоне ящиков с расходниками
кстати, про принадлежности.
в конце года (или при записи в школу) выдают список необходимого для нового учебного года-класса, чтобы можно было все купить заранее. примерная стоимость набора около 40 долларов. частично они закупаются родителями и используются детьми индивидуально (наушники, фломастеры-ручки и тп). часть сваливается в общую кучу и берется по мере необходимости (влажные салфетки, простые карандаши, белая и цветная бумага). что-то закупает школа (а точнее, родительский комитет школы), чтобы было одинаковым - папки и подобное. никто не требует новые вещи, так что часть от прошлого года можно просто переиспользовать. у каждого учителя свои требования, так что списки отличаются немного по классам и возрастам. в списке стандартный набор: фломастеры, клей (в таких количествах, что возникает вопрос не едят ли они его), бумага, салфетки, дезинфицирующая жидкость для рук, ножницы, карандаши, мелки, полиэтиленовые пакеты с застежкой. для простоты указаны даже точные названия марок-товаров, но можно покупать что угодно, подходящее по описанию.
в штатах для упрощения жизни родителям есть даже специальные службы, позволяющие заказать полный набор с учетом требования конкретной школы-класса. так же на амазоне продаются универсальные наборы для первого класса, для второго и тп.
все эти расходные материалы дети приносят в школу в начале учебного года (а точнее за день-два до) и складывают в парту и общие коробки. ну и заодно изучают новый класс и кто где сидит.
учебные тетради-книги школа выдает бесплатно.
уроки
каждый учебный день в школе начинается с объявления по громкой связи от директора: краткие новости школы, поздравления с днем рождения учеников. после чего традиционная для сша присяга флагу - pledge of allegiancе. дети встают лицом к американскому флагу (он есть в каждом классе), прикладывают правую руку к сердцу и вместе с учителем произносят текст, который практически все знают с младенчества. в тексте содержится упоминание бога и тем, кому это не подходит, разрешено произносить клятву без последней фразы. но и вообще это не является жестко обязательным - ребенок может совсем не участвовать в процессе (и ему ничего за это не будет). после этого начинаются учебные занятия.
расписание уроков формируется в начале года и сразу на весь учебный год. при этом в нашей школе единства у учителей нету и названия предметов-занятий могут быть почти какими угодно. так и само расписание они делают в разных программах и выглядят они различно. наверняка есть школы более продвинутые с единым решением, но это не наша.
расписания двух разных классов одной параллели
как и в россии, у младшей школы все предметы, кроме искусства, музыки и физкультуры проводит учитель в их классе.
предметы обозначены, но ведение занятий и темы предполагают их объединенность. то есть если изучают карты, то по математике считают расстояния, на чтении читают про страны, пишут тексты и рисуют что-то географическое. аналогично было с растениями - считают листики, ищут симметрию, сажают семечки и следят за ростом. в киндергартене практически у всех вылупляют цыплят из яиц прямо в классе. паша с машей как раз под конец год застали двух - утенка и цыпленка. потом цыплят сдают на ферму, откуда брали яйца.
в штатах некоторое время был принят новый единый стандарт обучения - common core. на него многие ругаются, но штаты один за одним его принимают и переходят.
http://www.corestandards.org в первом и втором классе предметов совсем мало. кроме уже упомянутых математика, чтение, письмо, аналог окружающего мира. для детей с неродным английским дополнительно преподают английский (чаще всего вместо чтения).
eld - english language department
в штатах огромное количество эмигрантов и их дети часто до школы говорят только на своем языке. если в случае испанского это решается двуязычной школой (ну или вообще испаноязычной), то с другими языками вариантов нет - учить английский. практически в каждой школе есть специальный отдел, занимающийся помощью и языковой адаптацией таких студентов. в младшей школе подразумевается, что ребенок ходит на этот специальный английский ежедневно вместо одного из своих уроков.
занятие английским идет в небольших группа до 10 человек из разных классов. обычно это одна параллель - детей стараются иместе обучать одного возраста. паша и маша начали ходить в esl-класс (english as second language) с момента поступления в киндергартен. школы настолько заинтересованы в активном и оперативном продвижении английского, что ученикам без языка даже летом предлагают бесплатную школу на месяц.
основное чем занимаются на уроках английского - это наращивание словарного запаса. схема обучения у них такая отработанная что никаких переводчиков не требуется с самого начала. для детей есть карточки, описывающие разные ситуации, чтобы можно было объясниться.
обычно дети с нулевым английским проводят в esl не меньше двух лет. чем старше ребенок, тем сложнее, потому что по всем остальным предметам особых скидок на непонимание не делают. но вообще про адаптацию детей без языка надо писать отдельно.
тестирование языка (чтение, понимание, словарь) в нашей школе проводят раз в два месяца.
чтение
читать детей начинают учить еще в садике. но при этом все равно и в киндергартене, и в первом классе есть нечитающие вообще дети. в классе книг много и когда ученики закончили со своими задачами, они могут взять книжку и сидеть читать за партой.
обязательного списка литературы пока нет, как и нет точного плана по книгам. пока каждый учитель выбирает что он читает с детьми и что они читают сами в классе.
в домашнюю работу входит чтение по 20 минут 5 раз в неделю.
к чтению так же, наверное, можно отнести и разбор произведений на части. подробно про героев, мотивацию, про устройство текста и самой книги. по изучаемым в классе книжкам дети пишут простые "сочинения".
книги для чтения в классе
письмо
пишут в младшей школе карандашом. если ребенок хочет ручку, никто запрещать не будет. но карандаш предпочтительней, чтобы стирать и менять что-то по ходу.
буквы пишут печатные. письменные появляются только классе в третьем.
(как выглядят буквы, которыми пишут дети тут:
http://asy.livejournal.com/3437459.html)
самое главное чем учат сразу - писать сочинения. прямо с киндергартена изучают схемы создания текстов и делают книжки с картинками в огромных количествах.
к каждому празднику в классе так же пишут что-нибудь
англйиский язык
английский язык устроен иначе чем русский и каждую неделю школьники учат новые слова и правила их написания. не общие правила, а конкретные слова. есть списки по возрастам того, что нужно знать и уметь правильно написать.
http://asy.livejournal.com/3478446.html - списки слов до 5-го класса
http://www.k12reader.com/spelling/Second-Grade-Master-Spelling-Lists.pdf в домашней работе во втором классе задание писать два раза в неделю по 20 минут в свой журнал что-нибудь.
науки и обществоведение
спектр изучаемых тем на этом едином предмете довольно большой. от насекомых до стран мира. занятия оганизованы максимально наглядным способом. если про насекомых - они есть в классе и их изучают. если про растения, то их честно проращивают. в киндергартене дети вылупляют цыплят. по всем поводам постоянно пишут исследования и делают рисунки
(типичное "бензин кончился")
ну и вот пример изучаемого тоже (из письма учительницы): "мы начали проходить карты и делаем это весьма успешно. дети уже рисовали схему своей спальни. на следующей неделе мы будем изучать гугл.мэпс. пожалуйста, убедитесь, что дети знают свой адрес, чтобы мы могли посмотреть их дом в классе".
математика
программа по математике довольно сильно регламентирована системой common core. для занятий-упражнений у каждого ребенка есть две тетради - одна с задачами в классе, вторая - для домашних работ.
детей, как и на чтении, делят на группы по уровню знаний и задания дают соразмерные. большая часть занимается по стандартной программе, но у некоторых есть дополнительные более сложные задания. а тех, кто не успевает, не загоняют, чтобы они делали все-все как и остальные.
в учебных тетрадях мне нравится многое. например, задачи с недостаточными или избыточными условиями - надо найти что лишнее (и вычеркнуть) или недостающеее (придумать и обосновать) и решить задачу. очень много заданий на обоснование решения. при этом писать можно в свободной форме. из минусов: нет такой формализации как в россии, когда надо написать что дано, что узнать и ответ аккуратно по форме. так что этому пока приходится учить отдельно.
никаких клеточек в тетрадях по математике нет - если либо свободные места, либо обычные линейки. писать, в общем, можно хоть поперек, хоть по диагонали.
да, запись разных вещей отличается - деление в столбик идет снизу вверх, например. десятки рисуют палочками, а не треугольниками как у петерсон и тп.
искусство - 1 раз в неделю
предмет, на который классы ходят в отдельную мастерскую. результаты в конечном итоге попадают домой в конце семестра и это может быть что угодно - скульптура, картина, коллаж и тд и тп.на уроке рассказывают про разные стили и возможности материалов. в обязательном порядке в начале года делают какой-нибудь рисунок, который потом родители могут заказать на кружке, футболке и прочем за отдельные деньги (часть идет школе). работ домой приносят много и они масштабные. рисуют на а3 минимум!
работы учеников и бумага для них
музыка - 1 раз в неделю
тоже отдельный преподаватель и класс. самое мое большое удивление, что их нестройной пачки первоклашек, уже к октябру извлекается хоровой звук довольно пристойного качества. на музыке дети изучают нотную грамоту. в более старших классах обязателен музыкальный инструмент. обычно это флейты и подобное.
комната для музыкальных занятий
физкультура - 2 раза в неделю
занятия спортом тоже отличаются разнообразием. теннис, футбол, бег... никаких разделений на девочковое и мальчиковое. переодеваться на физру не требуют, но начиная со второго класса просят приходить в удобной обуви.
один из спортзалов
компьютеры
технику в школе используют довольно активно. к счастью не до состояния, что у каждого ученика должен быть планшет на занятиях. практически все тесты компьютеризированы. кроме этого детей с первого класса обучают набору на клавиатуре. так же дают доступ к онлайновым обучающим системам, например raz-kids для чтения книг начального уровня. раз в несколько недель занимаются начальным программированием с помощью code.org или scratch.
оценки-тестирование
сейчас у паши с машей заканчивается первой полугодие второго класса. оценок у них все еще не ставят. рисуют красивые звездочки, пишут поощрительные тексты и тп.
но поскольку уровень знаний оценивать как-то надо, то есть тесты. ежедневные диктанты со словами, еженедельные еще какие-то.
по математике проводят "контрольную работу" в конце каждой темы. но все настолько расслабленно, что дети, не успевшие все закончить в один урок-день, решают эти задачи на следующий день.
ну и в начале и конце года общие компьютерные тесты на знание и понимание языка и на словарный запас.
судя по результату тестов в начале этого года у паши и маши, само тестирование не очень совершенно и некоторые дети находят алгоритмы ответов для качественного результата.
вот так выглядит итоговая ведомость учащегося за первый класс. видно, что цифры - это не оценки, а условные обозначения достижений. такие простыни выдают родителям на руки каждый семестр под роспись (в смысле расписаться в получении-ознакомлении).
про тесты -
http://asy.livejournal.com/3461560.html одаренные дети
в штатах существует специальная программа выявления и поддержки одаренных детей. в большинстве мест она называется tag - talented and gifted. при этом в описании программы делается особый упор на разницу между одаренными, талантливыми и гениальными.
для того, чтобы ребенок попал в программу, необходимо пройти тестирование. инициировать его может сам родитель, учителя или кто-то наблюдающий за ребенков в школе. у нас было заявлено, что тестирование проводится в любое время по запросу, но по факту оказалось очень тяжело его добиться и о тесте сообщили почти в последний момент.
само тестирование - это не столько проверка знаний, сколько тест на коэффициент интеллекта с какими-то добавками. в результате через месяц нам выдали бумагу по какому параметру ребенок признан подходящим.
большая печаль, что тестирование для второго класса проводится весной перед. и, соответственно, для первого класса ребенок должен пройти все еще в киндергартене. информации о системе нет вообще и если кто-то не знает, то он и не узнает. как и не узнают конкретный результат теста - его не присылают. из почти ста человек в первом классе тестирование весной проходили всего 4 (четыре!) ребенка.
в качестве рекомендаций для включения в программу, можно так же принести результаты стороннего тестирования - специализированных центров для этого довольно много.
в младшей школе для детей попавших в программу tag делают дополнительные занятия в учебное время. обычно их забирают с части урока раз или два в неделю и выдают усложненную домашку.
в нашей школе есть выделенный учитель-координатор программы, но она абсолютно неуловима. за два родительских дня (в первом классе и потом во втором) мне не удалось встретиться с ней ни разу. в школах поменьше это обычно совместитель или приходящий педагог-методист.
как развивают талантливых детей прошедших по категории искусство я не знаю, немотря на то, что паша был отмечен и в этом. ничего специального ему не дают.
домашняя работа
существуют рекомендации-нормы по времени, которое требуется на выполнение домашних заданий в каждом классе. в первом - это 10 минут в день (учебный день), в втором - 20 и каждый год на 10 минут больше. подробно о домашней работе в начале осени первого класса я писала тут:
http://asy.livejournal.com/3263237.html в качестве иллюстрации график про домашку из одного исследования:
источник -
http://www.oecd-ilibrary.org/education/does-homework-perpetuate-inequities-in-education_5jxrhqhtx2xt-en;jsessionid=1nw33vl5ddbog.x-oecd-live-02 первый класс и киндергартен, в общем, ничего не требует. начиная со второго, дети подписывают обязательство выполнять домашнюю работу. пункт о регулярности ее сдачи присутствует в отчетах за семестр. удивительно, что домашнюю работу по математике должен проверять кто-то дома, а не учитель. а записки-сочинения вообще в школу носить не надо - просто писать дома в тетрадку.
внеклассные занятия
школьный округ предлагает множество дополнительных курсов в стенах школы как платных, так и не. набор из нашей школы: шахматы (раз в неделю, по утрам!!!), испанский (2 раза в неделю), кулинария, лего. так же есть спортивные команды (футбол, баскетбол), хор (увы, с 3-го класса). очень удобно, что все прямо внутри и ребенок может просто после уроков переместиться на занятие. у платных цена в среднем 20 долларов за занятие (испанский был по 10).
вот, например, бесплатные занятия по подготовке школьников к очень популярному забегу.
библиотека
каждую неделю детей водят в школьную библиотеку, где они могут взять от 1 до 3 книжек. сдать надо через неделю-две. если что, об этом придет напоминалка на емейл родителю. если книгу потеряли, придется заплатить примерную стоимость потери. книги в библиотеке дети выбирают сами но с некоторыми рекомендациями от учителя.
школьные поездки
каждый месяц каждый класс куда-нибудь ездит на экскурсию или какое-то занятие. часть из этих поездок относятся к образовательным, часть к развлекательным. перед каждой поездкой родитель подписывает разрешение и иногда оплачивает расходы на билет, транспорт или что там еще требуется. в прошлом году дети были в театре (паутина шарлотты), в зоопарке, в детском музее. в этом году на ферме (и тыкву оттуда привезли), на чайной фабрике (привезли чаю :), на предприятии по переработке вторсырья (привезли по книжке из выкинутых).
поездка осуществляется на школьных автобусах, родителей активно зовут в сопровождающие, но число мест ограничено.
неучебное
в классе у каждого ребенка есть своя выделенная обязанность. частота смены заданий зависит от учителя. но дело находится абсолютно каждому.
поведение
подразумевается, что учащиеся выполняют правила школы - не обижают друг друга, не дерутся и не бегают где попало. мелкие конфликты разбирает учитель, крупные доводятся до сведения директора и требуют внимания родителей. самое главное, чего добиваются, это отсутствия агрессии. даже “шуточные” драки недопустимы абсолютно. конечно, это все идеалистично и дети есть дети. но за здоровую атмосферу в классе и школе точно ответственность несут педагоги, а не дети.
в сентябре у паши случилось столкновение на детской площадке во время перемены такое, что мальчика пришлось вести в медицинский кабинет и прикладывать лед. пашу отвели в кабинет директора и нам позвонили, но больше не с тем, чтобы рассказать о факте, а попросить помощи с переводом. домой паша отправился со специальной бумажкой
еще пару раз пашина активность приводила к физическим последствиям, но после методичных бесед он стал более аккуратным и учительница больше жаловалась на эту тему.
переменки
у детей есть две перемены (50 и 20 минут) - recess. на обеих они перекусывают (большой обед и мелкое что-то). в нашей школе после еды школьников обязательно выгуливают на уличной площадке. в среднем в учебный день младшим достается минут 30-40 прогулки за один-два захода. классы гуляют все вместе, так что у детей из разных есть возможность встречаться и играть. за тем как одеты дети учителя не следят. многие выбегают как есть, вне зависимости от погодных условий. есть правила штата на счет выгула в школе - сильный ветер, снегопад и температура ниже -5 C приводят к отмене уличного выхода.
"родительское собрание"
классических родительских собраний с обсуждением учеников в американской школе не бывает. 2-3 раза в год учителя встречаются индивидуально с родителями каждого и обсуждают "оценки"-тесты и вообще все, что хочется про ребенка. у нас это бывает в конце каждого триместра и называется конференция родителей и учителей (parent teacher conference).
записываться на встречи надо заранее (но каждому хватит время) и проводятся они во второй половине дня (с 4 до 8). учитель сам выбирает сколько времени он выделяет на каждый комплект родителей, но обычно это от 15 до 20 минут.
самое удивительное при этом, что в американской школе в такие дни принято организовывать питание учителей силами родителей. и, конечно, речь не идет о просто что-нибудь к чаю и чай. организуют полноценный ужин (салат, горячее, сладкое) и перекус. и все нескольких видов - вегетарианское, безглютеновое и тп.
общешкольное информационное собрание обычно бывает в начале года или перед началом учебы. тогда родителей просто знакомят с учителями, показывают классы и рассказывают про методы работы. так же в течении года организуют ознакомительные экскурсии для будущих первоклашек, киндергартена и учеников средней школы.
раз в месяц директор школы приходит на неформальное кофепитие с родителями с утра в школьной столовой. в течении часа можно задавать любые вопросы, послушать о школьных новостях. к моему удивлению, там никогда не бывает много народу. но с другой стороны, обычно в 9-10 утра все уже на работе и только гиперактивные домохозяйки вникают в школьные дела...
классы
в американских школах понятие класса довольно сильно размыто. при том, что в младшей и средней школе дети каждый год учатся одной группой, эти группы в параллели каждый год перетасовывают. в результате дети одного года обучения знают всех остальных, потому что с большой вероятностью они когда-либо оказывались с ними вместе. кроме того, что перемешивание укрепляет дружественные связи методом создания новых, оно так же не дает образовываться тусовкам, отрицательно влияющим на жизнь в классе.
о том в какой класс попал ребенок можно узнать только прямо перед началом занятий.
учителя и другие
удивительное для меня, что не только классы в параллели перемешивают каждый год, но и у каждого года обучения свои преподаватели. в киндергартене один, в первом классе другие и так далее. невозможно выбрать учителя-класс для ребенка. можно только написать какая учительница (по характеру-поведению) ему больше подходит. в начале года учитель так же просит заполнить на ребенка краткую справку про характер, интересы и вообще
в школе так же много других работников и фотографии всех-всех сотрудников есть при входе для просмотра всеми желающими.
-----
продолжение, надеюсь, будет раньше, чем через год %)
там ожидается: родительские комитеты, финансовая часть, школьные праздники и тп)